Харьковский завод им. Шевченко намерен выходить на рынок систем управления автоматизации электростанций - В. Лунин

В 1900 г. в Харькове появился чугуномеднолитейный машиностроительный завод. С тех пор предприятие выпускало элеваторы, транспорты, текстильные машины, гвардейские "Катюши", спецаппаратуру для ракетно-космической техники, в том числе и для первого искусственного спутника Земли и корабля "Восток", пилотируемого Ю.Гагариным. Затем было освоено производство автоматизированных систем управления турбинами и оборудованием машзалов АЭС, телекоммукационной аппаратуры и систем управления бронетехникой. На заводе в лучшие годы в три смены работало до 25 тыс.чел. Окончание советской эпохи тяжело отразилось на предприятии, персонал которого сократился почти до 1,8 тыс.чел., да и для этих оставшихся специалистов объем работ, имеющийся на предприятии, не достаточен для полной загрузки. Как руководство завода будет выводить завод из кризиса рассказал "SQ" нынешний руководитель ГП "Харьковский приборостроительный завод им Т. Шевченко" Василий Лунин.

- Как отразился экономический кризис на предприятии и способен ли завод им. Шевченко вести производственную деятельность?

- Начиная с 2008 г. у завода резко сократился объем заказов по всем трем традиционным направлениям работы – на системы управления энергообъектами, аппаратуру для бронетанковой техники, а также на телекоммуникационную аппаратуру. Это осложнило финансовое состояние предприятия – появилась задолженность по зарплате, но технологически завод остается полностью в рабочем состоянии. Подтверждение этому - заказы, которые мы сейчас выполняем, в частности, для объектов атомной и тепловой энергетики. Например, заказ, который мы выполняем для Южно-Украинской АЭС. Изготовлен шкаф управления для системы регулирования турбогенератора и электронный регулятор скорости для этой АЭС, который сейчас проходит испытания. Кроме того, завод изготовил систему контроля мехвеличин (СКМВТ-300) для 4-го энергоблока Зуевской ТЭС (Заказчик - ОАО "Турбоатом").

Из крупных новых разработок в области систем управления и контроля для АЭС и ТЭС необходимо отметить систему дистанционного контроля перемещения трубопроводов (СДКП). Она является одной из лучших и конкурентоспособной на энергорынке. Система СДКП с конца 2009 г. успешно эксплуатируется на втором энергоблоке Ростовской АЭС (Россия). Планируется ввод в эксплуатацию такой системы на первом энергоблоке этой же АЭС в 2012 г. Также мы поставили и внедрили на втором энергоблоке Курской АЭС (Россия) новую аппаратуру – электронный регулятор скорости (ЭРС). В последние годы наше предприятие провело реконструкцию машзалов на Запорожской и Южно-Украинской АЭС, Калининской и Балаковской АЭС (Россия), АЭС "Кайга-3,4" и "Раджастан-5,6" в Индии. Изготовлены и внедрены системы регулирования и контроля на Воткинском машиностроительном заводе (Россия), ТЭЦ в Литве, двух энергоблоках Зуевской ТЭС (Донецкая обл.) и одном энергоблоке Ладыжинской ТЭС (Винницкая обл.). Мы понимаем, что сейчас всех интересует не славная история нашего завода, а то, сможет ли предприятие эффективно работать в нынешних условиях.

Еще одно подтверждение нашей работоспособности – изготовленный недавно и поставленный на комплексный стенд нашего предприятия комплект системы контроля мехвеличин (СКМВТ-300) для Зуевской ТЭС, где проходит комплексная модернизация 4-го энергоблока. Одним из основных участников реконструкции энергоблока является "Турбоатом". Приемочный контроль аппаратуры проведут представители "Турбоатома" и зуевской станции. Поставка аппаратуры - в мае 2011 г.

Всего за последние 38 лет завод произвел 85 систем управления для энергообъектов. Эти системы обеспечивает управление оборудованием АЭС и ТЭС во всех режимах работы электростанций - пуск, толчок, синхронизация и включение в энергосеть, поддержание всех энергорежимов (штатных и нештатных, сбросов нагрузки и др.). Системы показали высокую надежность эксплуатации на АЭС и ТЭС.

Мы рассчитываем в ближайшем будущем на целый ряд заказов на производство средств автоматизации для объектов энергетики и создали задел техсредств автоматизации под эти заказы. Могу только сказать, что эта аппаратура, которая сейчас стоит на складе, предназначена для предприятий НАЭК "Энергоатом" и для аналогичных российских заказчиков. Аппаратура находится в определенной степени готовности в виде модулей и шкафов, которые мы сможем в короткие сроки агрегатировать по требованиям технических заданий. Приемо-сдаточные и специальные испытания проводятся в кооперации с другими предприятиями и организациями.

- Каким может быть объем этих заказов?

- Сейчас об этом говорить еще рано. Если будет ясно, что объемы производства составят до нескольких десятков стоек в год, то мы обойдемся тем оборудованием, которое у нас есть сейчас. Но если идет речь об изготовлении сотен стоек в год (что позволит нам перейти в более благополучное финансовое состояние), то мы будем организовывать дополнительные смены и модернизировать производство. Этим будут заниматься специалисты завода. Часть работ, которые нам нужно будет выполнить, потребует кооперации с другими предприятиями и организациями. Главное то, что мы гарантируем и подтверждаем заказчикам, что нам под силу изготовление таких объемов аппаратуры, какие были в 2003-2007 гг.

- Что может завод предложить производителям спецтехники?

- Производство спецтехники полностью оснащено необходимым оборудованием. Это стенды, основное оборудование, технологическая оснастка, имитаторы и много другой техники. Часть этого оборудования уникальна.

Напомню, что серийное производство спецтехники для бронетехники было освоено в 1992-1997 гг. Завод производит системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29, системы управления механизмами заряжания пушки 6ЭЦ43-2С, системы управления стабилизацией наведения пушки в вертикальном и горизонтальном положениях 2Э42. Аппаратура производится по заказам Минобороны Украины и иностранных заказчиков. Сейчас для Минобороны производится аппаратура для комплектации танков "Булат" и "Оплот", для Пакистана – аппаратура и запчасти для капремонта танков. В рамках иракского контракта в 2010 г. завод им. Шевченко произвел 31 комплект оборудования для БТР-4, планируем произвести еще 390 комплектов.

- Есть ли проблемы в производстве средств телефонии?

- Это производство тоже сохранено в полном объеме. Есть стенды для испытания техники и для обучения специалистов. Все поддерживается в рабочем состоянии, чтобы в любой момент можно было запустить серийное производство. И сейчас выполняются разовые заказы, но их очень мало.

В первую очередь нужно отметить как перспективное направление производство кроссового оборудования и АТС "ЕС-11". С 2001 г. по 2010 г. завод произвел более тысячи АТС "ЕС-11" общей емкостью 670 тыс. номеров. Есть мнение, что эти станции морально устарели, но мы с этим мнением не согласны и считаем, что АТС "ЕС‑11" удовлетворяют требования нашего основного потребителя (сельские сети связи). У них оптимальное соотношение "цена-качество", хорошие технические возможности станции (ОКС‑7, Интернет, IP-телефония), адаптация с другим оборудованием связи (в т.ч. с устаревшими координатными и декадно-шаговыми АТС, находящимися в эксплуатации по 40‑50 лет. Кстати, АТС "ЕС‑11" - отличная альтернатива этим устаревшим АТС.). Фактически заказчики на эти станции есть, они имеют опыт работы со станциями, понимают, как их адаптировать к своим условиям. "ЕС-11" не полностью себя исчерпали по своим возможностям, и мы хотим в апреле провести маркетинговую работу по определению заказчиков.

- Почему возникло такое мнение, что станции "ЕС-11" морально устарели?

- В производстве АТС серии "ЕС" у завода им. Шевченко действительно нет новых разработок в связи с тем, что мы не выпускали массово эту продукцию. Но остался небольшой коллектив специалистов по этой тематике и сейчас просто нужны конкретные заказы, чтобы они включились в работу.

В производстве кроссового оборудования (систем коммутации) у завода более уверенное положение на рынке. Завод на протяжении 10 лет является единственным в Украине производителем кроссового оборудования собственной разработки. Оборудование "КРОК-КН" конкурентоспособно с аналогичным оборудованием фирм "KRONE", "REICHLE & DE-МASSARI" и др. Мы выпускаем современное оборудование и можем выполнить любой по объему заказ. Но пока их нет, и мы будем пытаться, как я уже сказал, с апреля заниматься вопросами поиска заказчиков. А активно не занимались мы этими вопросами в последнее время потому, что, например, не было и пока нет однозначности в том, кто же стал собственником основного заказчика телефонного оборудования - "Укртелекома".

Главное, что на заводе сохранился коллектив специалистов, которые могут создать программное обеспечение и систематизировать его. Если мы получим заказы, то найдем организацию, которая по кооперации выполнит совместно с нами необходимый объем работ. Главное, чтобы были заказы, а с тем, чтобы организовать коллектив для выполнения заказов, мы справимся. Так многие серьезные организации работают уже в течение многих лет.

- Какие новые направления работы может освоить завод им. Шевченко?

- Сейчас для нас является актуальным выход на рынок тепловых электростанций, что соответствует одной из наших специализаций в области энергетики. Если бы у нашего предприятия было достаточно оборотных средств, то мы бы еще в 2007-2008 гг. заняли одно из ведущих мест в производстве автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП) для ТЭС и ТЭЦ. И это не только мнение специалистов нашего предприятия, но и наших потенциальных заказчиков. Мы обладаем в кооперации с рядом предприятий и организаций Украины технологиями, которые необходимы для комплексной автоматизации ТЭС и ТЭЦ. Примером является полная автоматизация Минской ТЭС-5 (Беларусь). В 1999 г. там был внедрен комплекс МАУС, который полностью автоматизировал энергоблок. Работа была выполнена совместно с ОАО "Львов-ОРГРЭС". Эта аппаратура эксплуатируется на ТЭЦ-5 и сейчас. Отзывы специалистов об эксплуатации МАУС положительные.

Пока существует завод и оборудование на нем, есть наши разработки, мы будем прилагать все усилия, чтобы пользоваться своим опытом работы и другими преимуществами. Мы ведем и будем постоянно вести модернизацию нашей аппаратуры. Конкуренция не даст нам расслабляться.

- В СМИ есть информация о том, что "Хартрон" может дать ряд заказов заводу им. Шевченко. Какие это могут быть заказы?

- Мы ждем предложений. Нам нужно думать о том, чтобы так организовать производство, чтобы выпускать конкурентную продукцию. По качеству, я уверен, она конкурента. Над проблемой снижения цены, составной частью которой является уменьшение накладных расходов, работают службы нашего предприятия. Мы будем искать новые подходы, налаживать поставку комплектующих изделий по оптимальной цене. Еще одна важная задача - сделать так, чтобы достойную зарплату получали все, кто создает продукцию на заводе.

Чтобы начинать решать эти вопросы, нужно разработать к середине апреля реальный финансовый план. Он не был реальным потому, что с начала года всегда имеются сложности с заключением договоров, с проведением тендеров. Это не значит, что мы с начала года ничего не делали. Мы уже начали разработку техдокументации под будущие заказы, чтобы сократить время на выполнение заказов.

- Какие перспективы у завода на российском рынке?

- Мы неоднократно после заключения договоров ездили в Россию в командировки по приглашению заказчиков на различные энергообъекты. В конце марта нас пригласили на совещание по вопросам реконструкции 1-го энергоблока Ростовской АЭС. В совещании приняли участие многие организации, которые занимаются производством АСУ ТП. Второй блок АЭС уже автоматизирован за счет систем, изготовленных на российских предприятиях. На второй блок была поставлена только одна наша система – СДКП. А на первом блоке Ростовской АЭС в машзале установлена комплексная система АСУ ТП производства нашего завода. Она была внедрена в 2000 г. Ее замена предполагается в 2014-2015 гг. Активное начало работ предполагается с 2013 г.

- Какое сложилось впечатление? Готовы ли россияне сотрудничать с заводом?

- Протокол по результатам совещания подписан так, что завод будет участвовать в проекте реконструкции на конкурсных началах, как и другие предприятия-изготовители АСУ ТП. А это значит, что мы будем конкурировать с мировыми производителями по всем показателям - и по качеству, и по цене, и по надежности.

- А если присоединить ту часть завода, которая производит систему автоматизации турбинных отделений, к ОАО "Турбоатом"? Даст ли это преимущества выпускаемой продукции?

- Я думаю, что радикально лучше не станет, так как на территории завода создана единая структура, целостная система, и присоединение к "Турбоатому" мало что даст. А если нас ходят видеть партнерами, то лучше это сделать на договорных началах. Напомню, что во времена СССР и позже "Турбоатом" нас выбирал как предприятие, поставляющее АСУ как комплектовочный узел турбогенератора. То есть система поставлялась в рамках общего контракта на турбину.

Сегодня все проходит в рамках тендеров, и мы должны в них участвовать. Если бы сейчас "Турбоатом" заключал с нами договора, то по ряду договоров возможно было бы заказывать наши системы как комплектовочные узлы. Но это зависит от условий тендеров, в которых участвует "Турбоатом". Что касается крупных проектов, то сотрудничество однозначно будет идти через тендеры.

- Вы отметили, что планируется оптимизировать численность работников. Сколько на заводе должно остаться человек?

- К вопросу определения объемов выпускаемой продукции и соответственно, численности персонала, мы должны перейти в конце мая, когда будет сформирован реальный план на 2011 г. и проведено частичное увольнение людей. Если мы говорим о численности сотрудников всего завода, включая все службы, то ориентировочная численность просматривается. Можно говорить максимум о 450 чел. (это мое лично мнение). Но это должны быть настоящие профессионалы. Если планы производства продукции будут с этой цифрой несопоставимы, то можно говорить о другой цифре – меньшей, а когда объем договоров увеличится - набирать новых специалистов. В общем, надо серьезно заниматься кадровой политикой. Считаю, что специалисты завода должны быть многофункциональными – разбираться и в схемотехнике, и в приборостроении, и в заключении договоров, и в пуско-наладке. Это единственная возможность для предприятия наладить эффективную работу.

- Будут ли сокращаться площади предприятия и, соответственно, перемещаться производства?

- Есть два-три цеха, по которым возникнут сложности. Сейчас принимается решение - перемещать их или оставить на месте. В инженерном плане перенос не вызывает значительных проблем. Но чтобы перенести производства их нужно остановить, и при этом не должен пострадать производственный процесс. Сейчас составляются мероприятия по перемещению цехов и служб. Эти вопросы всех нас беспокоят, и мы подготавливаемся к перемещению и реорганизации.