Народный депутат А. Логвиненко: Провести одновременно президентские и парламентские выборы невозможно

Скоро в Украине опять состоятся выборы. Возможно, только президентские, а возможно, и парламентские - очередные или внеочередные. О сегодняшней политической ситуации в стране рассказал в программе "STATUS QUO" народный депутат - харьковчанин (фракция БЮТ) Алексей Логвиненко.

- Алексей Степанович, недавно большинство депутатов Верховной Рады проголосовало за то, чтобы провести президентские выборы в октябре этого года. Почему изменилась дата президентских выборов? И почему именно 25 октября?

- Верховный Совет выполнил свою конституционную обязанность - установил дату очередных выборов президента Украины. 25 октября - это дата, закрепленная в том варианте Конституции, по которому избирался ныне действующий президент. В ней сказано, что очередные выборы президента назначаются на последнее воскресенье октября пятого года полномочий. Исходя из этого, Верховный Совет определил эту дату. По мнению юристов, именно такой подход является правомерным. Секретариат президента намерен оспорить это решение в Конституционном суде: они считают, что дата президентских выборов должна устанавливаться по новой действующей Конституции, а именно - в последнее воскресенье последнего месяца пятого года исполнения полномочий, то есть в январе 2010 г.

- Вот что по этому поводу говорит премьер-министр Украины Юлия Тимошенко: "Чем быстрее в Украине пройдут президентские выборы, тем быстрее она исцелится политически". Она подчеркнула, что "видит в президенте Викторе Ющенко не партнера, а конкурента на президентских выборах". По Вашему мнению, почему президент против проведения выборов 25 октября? Что изменится за 3 месяца?

- Вопрос интересен. На него, наверное, в полной мере смог бы ответить только сам президент. По моему мнению, самое большое, что не удалось сделать нынешнему президенту, - модернизировать страну. Основной миссией президента, который получил столь оглушительный вотум доверия в 2004 г., была модернизация страны. Наверстать упущенное за два или три месяца - невозможно. Что касается ускорения процесса: понимаете, сегодня мы живем в очень жесткое кризисное время, и очень плохо, если все те проблемы, которые пришли к нам извне, будут подогреваться неустойчивой ситуацией внутри. Президентские выборы в силу высокой конкурентности очень серьезно разогревают ситуацию, усиливают угрозу дальнейшего развития негативных процессов, которые есть и сегодня в экономике. Скорейшее разрешение этого политического процесса принесет определенную долю стабилизации.

- А как Вы относитесь к идее проведения внеочередных парламентских выборов вместе с президентскими? Эту идею предложила Партия регионов, но сейчас ее активно поддерживает и президент.

- Президентские и парламентские выборы провести одновременно невозможно по нескольким причинам. Президентские выборы - очередные. В соответствие с законодательством - это 120 дней на кампанию. Внеочередные парламентские - это 60 дней. Это технически невозможность гармонизировать. Совершенно на разных принципах формируются избирательные округа: если парламентские привязаны к численности избирательных комиссий, то президентские - к численности избирателей, которые проживают на определенной территории. Невозможно совместить деятельность участковых комиссий. Кроме того, парламентские выборы могут финансироваться исключительно из бюджета. И вообще, повода распускать парламент нет.

- Президент обратился в Конституционный суд по этому поводу?

- Президент обратился в Конституционный суд по поводу правомерности формирования правительства, новой коалиции. То есть по вопросу того, должна ли была коалиция переформатировать правительство или нет.

- Это может быть поводом для роспуска парламента?

- Фактически нет, так как коалиция создается депутатскими фракциями, и решение трех фракций имеется. Но в Конституции есть одна норма, которая предполагает, что в случае избрания нового Верховного Совета старый состав Кабинета министров слагает свои полномочия, и, соответственно, коалиция, созданная в новом составе, формирует новое правительство. Либо правительство теряет свою легитимность в случае отставки премьера. То есть вопрос открытый, Конституционный суд вынесет свой вердикт.

- Посмотрим, что по поводу выборов думают украинцы: "Почти 43% опрошенных украинцев считает, что для выхода из кризиса политические силы должны достичь компромисса без проведения досрочных выборов президента и Верховной Рады Украины. 37% склоняются к одновременному проведению внеочередных парламентских и президентских выборов. 7% опрошенных поддерживает проведение лишь досрочных президентских выборов. 3% - досрочных выборов в ВР".

Алексей Степанович, Вы сторонник гибких подходов в политике, и большинство опрошенных украинцев считает, что основные политические игроки должны найти в себе силы договориться, достичь компромиссов. Как Вы считаете, возможен ли компромисс в той ситуации, которая есть сейчас?

- Я считаю, что возможен. Тезис "договориться" прозвучал на самом высоком уровне еще осенью, если я не ошибаюсь. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко предложила всем фракциям объединиться в Верховном Совете и создать коалиционное правительство из всех. Тогда же Юлия Владимировна сказала, что вопрос премьерства - тоже открытый вопрос. Я не понимаю логику необольшивизма своих коллег-регионалов. Я бы обратил внимание на высказывания Рината Ахметова, который высказал поддержку действиям правительства по преодолению кризиса. Ибо он как человек, который располагает большими промышленными активами, понимает всю степень опасности дальнейшего расползания системы управления, дальнейшего порождения какой-то турбулентности. Когда был революционный кризис 2004 г., Верховный Совет был той единственной площадкой, где политические силы смогли договориться и избежать самого страшного - деструктивного развития ситуации, кровопролития и т.д. Мне непонятна ситуация, когда в одночасье хочется разрушить все. Для страны это опасно.

- Наши граждане чаще все-таки голосуют сердцем, а не умом. Политическая культура украинцев как-то изменилась за последнее время?

- Выборы - это всегда процесс эмоциональный. Сказать, что человек способен руководствоваться только логическими соображениями, - нельзя. Появились еще неприятные тенденции. На фоне кризиса весьма реальным рычагом становится материальная заинтересованность - подкуп избирателя, специфическая мотивация избирателя.

- Какие особенности проведения избирательной кампании могут быть в нашем регионе, где мэр - "регионал", губернатор - "нашеукраинец", который, к тому же, симпатизирует Ю.Тимошенко...

- Нашему премьеру трудно не симпатизировать. Она красивая женщина, достойна уважения - симпатии здесь абсолютно закономерны. Но политика и симпатии - это разные вещи. Важно, чтобы перечисленные вами лица действовали сугубо в рамках закона. У меня нет сомнений, что харьковский городской голова Михаил Добкин постарается в полной мере быть полезным своей политической силе, председатель облгосадминистрации Арсен Аваков - своей. Но весь вопрос в формах конкуренции.

- Сейчас в Харькове наметилась нормализация отношений между губернатором, мэром, другими представителями политической элиты. Не испортит ли приближающаяся избирательная кампания эти отношения?

- Все зависит от этих людей, от того, насколько они понимают свою миссию. А когда две ветви власти начинают жесткую конкуренцию друг с другом, это действует во вред территории.

- В последнее время народные депутаты-харьковчане стали уделять больше внимания проблемам региона. На прошлой неделе наконец-то был назначен начальник облуправления ГАСК, в частности, благодаря Вашим рекомендациям. Над какими проблемами Харькова Вы еще работаете?

- Вообще, кандидатуру Александра Мальцева предложили сами строители. Когда Юлия Владимировна была с визитом в Харькове, строители попросили ее о том, чтобы как можно скорее был назначен начальник ГАСКа, так как прежнее руководство этой структуры своими неуемными аппетитами и поборами довело ситуацию до взрывоопасной. Фактически, было заблокировано принятие в эксплуатацию уже построенных зданий, сооружений и т.д. Для того чтобы разблокировать ситуацию, строители поставили вопрос перед премьером, а она дала поручение соответствующему министерству. С обладминистрацией мы пришли к такому варианту, что строители называют кандидатуру, а мы как депутаты ее поддерживаем. Мальцева поддержала вся наша депутатская группа, не только я.

Теперь по части того, чем занимаюсь. Конечно же, хочется быть полезным для своего региона. Сегодня меня занимает одна тема - специальный режим инвестирования по неким приоритетным направлениям на территории Харькова. Он работал до 2005 г. Суть его в том, что в приоритетных направлениях создаются определенные временные льготы для получения инвестиций в эти проекты. Фактически, сейчас по такой схеме можно было бы привлечь серьезные инвестиции для таких заводов, как "Турбоатом", завод им.Малышева. Речь идет и об иностранных инвестициях в том числе. Хотя не исключено, что это будет и внутренний инвестор. Кто бы ни стал президентом, страну презентуют крупные корпорации.