Сегодня в условиях серьезного политического и экономического кризиса в Украине актуальной профессией становится профессия политолога. Именно эти специалисты могут объяснить нам, что происходит и чего следует ждать в ближайшее время. Поэтому в эфир телепрограммы "STATUS QUO" мы пригласили политолога Владимира Никитина.

- Здравствуйте, Владимир Валерьевич!
- Здравствуйте!

- Как часто политики и должностные лица обращаются к вам за советами и придерживаются ли они этих советов?

- Должен сразу отметить, что общественное восприятие работы политолога как очень красивой и популярной несколько преувеличено, потому что в ней тоже есть свои сложности и проблемы, основная из которых - невостребованность. Когда нужно пиар-окружение, какие-то пиар-ходы, тогда спрос есть, а в нормальное время, при нормальной работе спрос падает. Поэтому я бы не преувеличивал сегодня степень воздействия политологов на деятельность органов власти и политиков.

- То есть можно сказать, политологи востребованы от выборов до выборов?

- К счастью, нет. Это у студентов – от сессии до сессии. Дело в том, что наша жизнь настолько насыщена кризисами и проблемами, что спрос, я думаю, будет.

- Политический кризис, в частности, привел к тому, что в последнее время мы живем в ожидании возможных досрочных парламентских выборов. По Вашему мнению, состоятся они в этом году или нет?

- Думаю, что нет. Дело в том, что, согласно Конституции, досрочные парламентские выборы могут состояться, если президент распустит Верховную Раду (и есть основания для этого роспуска), но это право прекращается за полгода до президентских выборов. но когда состоятся выборы президента, еще неизвестно - нет установленной даты (или это конец декабря нынешнего года, или январь уже 2010 г.). Поэтому если до июля решение о роспуске парламента принято не будет, то после июля оно уже невозможно. Я думаю, что в условиях кризиса (вряд ли он пройдет до июля) решение о роспуске парламента президент принимать не будет. А другие сценарии - самороспуска парламента по схеме 2007 г. - пока экзотика.

- А в состоянии ли вообще работать нынешний парламент?

- Что самое интересное, тактически парламент показал, что может работать. В последней декаде декабря Верховная Рада сумела принять порядка 20 законов, в том числе, сами того не ожидая, депутаты приняли госбюджет. Поэтому тактически парламент, в общем-то, работать может, но стратегически, без надрыва и героических порывов, парламент сегодня работать не может, потому что коалиция у нас все-таки виртуальная: коалиции в том плане, чтобы обеспечить работу парламента, нет, а есть коалиция для того, чтобы подтвердить легитимность правительства. Поэтому стратегически парламент у нас недееспособен, и мы весь год будем с этим жить.

- Что касается президентских выборов: какие, на Ваш взгляд, шансы у основных кандидатов на пост президента?

- Как и раньше, есть три основных претендента на президентское кресло: действующий президент Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и лидер Партии регионов Виктор Янукович. Последний опрос общественного мнения (это был опрос Центра Разумкова и Фонда "Общественное мнение Украины") показывает, что действующий президент может получить где-то 4-5% и, соответственно, не выйти во второй тур. Во второй тур с разными весовыми категориями выходят Янукович и Тимошенко. Причем если в октябре-ноябре они шли почти ноздря в ноздрю, но лидировала Юлия Владимировна, то в конце декабря с небольшим отрывом в 2-3% уже лидировал Янукович. Аналогичные прогнозы делаются и для парламентских выборов, если бы они произошли в ближайшее воскресенье. Я думаю, что экономический кризис, несмотря на все яркие пиар-ходы нашего правительства, все-таки начал сказываться, поэтому рейтинги БЮТ и его лидера за последний месяц упали где-то на 5-6%.

- Почему Вы говорите только о трех кандидатах на пост президента? А как же остальные? Возможно, будут и новые лица?

- Ну, это не совсем новые лица: мы этих людей уже хорошо знаем. Просто два или три кандидата очень сильно оторвались от остальных. Я скептически отношусь к идее о том, что в момент кризиса возможно возникновение новых социальных организованных движений и появление новых лидеров. Кризис не объединяет людей, а атомизирует их. В эпоху кризиса каждый выживает в одиночку. Новые люди, новые движения будут появляться после начала экономического подъема. Поэтому я думаю, что в условиях кризиса возможны стихийные акции протеста (не дай Бог, конечно), но организованного движения, появления новых сил и игроков не будет. Не то, чтобы кто-то не позволит им быть, просто общественного запроса на них не будет. Мы будем терпеть тех, кто уже есть.

- Как, на Ваш взгляд, повлияют результаты президентских выборов на ситуацию в харьковском политикуме и ситуацию на Харьковщине в целом?

- Тут сначала надо подумать, как они могут повлиять на ситуацию в Украине в целом. Потому что у президентских выборов есть мегазадача - перестать разделять и начать объединять общество. В 2004 г. Украина была сильно разъединена. Вспомните третий тур президентских выборов: 53% голосов - за одного кандидата и 47% - за другого. Поэтому президентские выборы должны стать фактором консолидации, а сегодня все идет к тому, что это будет новый фактор раскола, тем более в условиях кризиса. Для Харьковской области, я думаю, важна стабильность, потому что мы экспортноориентируемая область, и нам нужны нормальные экономические и, в частности, экспортные возможности. Если такая тенденция будет, Харьковская область выиграет. Победа какого-то кандидата ценой раскола Украины нам не нужна, поэтому лучше найти компромиссы. Вообще это сложный вопрос.

- На сегодня одна из основных проблем Харькова и Украины в целом - это проблема газа, а точнее газового конфликта с Россией. По Вашему мнению, что именно послужило причиной конфликта двух стран?

- Есть три уровня этой проблемы. Первый - это международные отношения. В Украине 80% населения позитивно относятся к России, что намного больше, чем процент симпатиков к Украине в России. Второй уровень - это отношения между хозяйствующими субъектами - "Газпромом", "Укргазэнерго", "Нефтегазом Украины". И третий срез - политический. Но сегодня уже даже европейцы запутались в этой ситуации. Они так и говорят: "Мы не хотим участвовать в ваших политических разборках. Вы в Украине уже используете Евросоюз для решения своих внутренних проблем и своих проблем с Россией!" Я внимательно проанализировал все, что говорят обе стороны. Одна сторона начала понижать давление газа, потому что, по ее мнению, другая сторона элементарно воровала. Давление газа (по этой схеме) упало до критически минимального, и Украина была вынуждена, естественно, остановить транспортировку газа, потому что иначе система начала бы коллапсировать. Россия смотрит: "О, вы, ребята, выключили - и мы теперь вентиль закроем!" И та, и другая стороны обвиняют друг друга в том, что они прекратили подачу газа. Но политически здесь замешаны отношения Украины и России и отношения внутри Украины. Мы, в отличие от России, где есть единая позиция президента и премьера, сегодня пиаримся: кто включит газ, кто "накормит" Европу газом? И вот это внутреннее стремление пропиариться на газе делает нас объективно слабым игроком. Хотя в целом мы ничем не проигрываем России: у них - газ, у нас - трубы.

- Как, на Ваш взгляд, будут развиваться события в ситуации с газом?

- Конечно, отопительный сезон мы закончим. Вы ж знаете, у нас есть опыт. Вон в Днепропетровске уже горячую воду выключили, в Одессе знаменитый припортовый завод закрыли, пол-Европы мерзнет, но ведь живут же! Я думаю, что Харьковская область находится в объективно очень позитивной ситуации, может, даже в самой позитивной ситуации в Украине, потому что больше половины всего отечественного газа добывается под Харьковом. И то, что сегодня мазут и газовый конденсат перебрасываются с газовых месторождений на харьковскую ТЭЦ-5, дает возможность экономить наш плановый газ, и сегодня Харьковская область в целом не страдает. Хотя мы не отдельное княжество, мы часть страны, поэтому должны вместе со страной тянуть эту лямку. Решение должно быть политическим, прежде всего, внутри Украины. Мы должны консолидировать свою точку зрения, а не решать кто - премьер или президент - "подарит" Европе газ, и после этого на равных вести переговоры с Россией. Я думаю, сегодня-завтра газ будет, потому что ни России, ни Украине продолжение этого ступора просто не выгодно.

- Вы можете спрогнозировать, когда завершится и политический, и экономический кризис в Украине?

- Острая стадия кризиса, думаю, закончится на протяжении текущего года. Дело в том, что демократия в отличие от авторитарного правления - это как кипящий чайник, у которого периодически срывает крышку. Поэтому демократия - это всегда кипение, всегда проблемы и конфликты. Просто сейчас мы находимся в состоянии такого острого кризиса, что это просто дезинтегрирует систему. Я думаю, что до президентских выборов этот кризис может разрешиться. Правда, только в том случае, если одна политическая сила сможет занять и президентский пост в лице своего представителя, и получить большинство и демократический контроль в парламенте. Это сейчас кажется маловероятным, но только в таком случае мы сможем прийти к определенной стабильности демократическим путем. Поэтому я думаю, что в течение этого года ситуация улучшится, раньше, наверное, этого не будет.

- А Вы вообще оптимист?
 
- Хорошо информированный оптимист.

- Что ж, спасибо за интересную беседу.