"Недораспущенный" президентом украинский парламент не работал с 12 ноября - c того времени, как с помощью "Единого центра" руководителя Секретариата президента Виктора Балоги оппозиция отправила в отставку председателя Верховной Рады Арсения Яценюка. Согласно Конституции, без спикера парламенту работать смысла нет, ведь правом подписывать и подавать президенту принятые законы наделен только он. По этой причине в парламентских и внепарламентских кабинетах целый месяц продолжалась "подковерная спикериада".

Завершилось все тем, о чем в парламенте много говорили и сразу после его избрания, и после распада коалиции БЮТ-НУНС: созданием коалиции с участием двух названных фигурантов плюс Блока Литвина и спикерством Владимира Михайловича. Свершилось то, о чем так давно мечтал Владимир Литвин, – его "золотая акция" в Верховной Раде сыграла, и оказалось, что Литвин стране таки нужен. За его избрание председателем Верховной Рады проголосовало 244 депутата, из них 30 не представляют новосозданную коалицию – 27 голосов дали коммунисты и 3 – Партия регионов (в частности, не связывающие свою дальнейшую судьбу с регионалами Василий Грицак и Тарас Черновол, а также Ефим Звягильский). Из 72-х депутатов НУНС Литвина поддержало всего 40.

Такое голосование дало возможность одному из лидеров Партии регионов Александру Ефремову сразу же заявить о нежизнеспособности нового объединения. Ведь без коммунистов голосов для результативных голосований не хватает, а Компартия, проголосовавшая то ли из уважения к Литвину и желания разблокировать работу Верховной Рады (как заявил лидер КПУ Петр Симоненко), то ли благодаря старым договоренностям с премьер-министром, лидером БЮТ Юлией Тимошенко, вряд ли будет поддерживать экономические предложения "буржуазного" большинства.

Из НУНС не голосовал за спикерство Литвина "Единый центр", часть "Нашей Украины" (включая ее лидера Вячеслава Кириленко и брата президента Петра Ющенко) и часть Украинской народной партии. То есть непроголосовавшие – это депутаты, прямо или опосредовано ориентирующиеся на президента Виктора Ющенко, который, по словам источников во фракции, своего согласия на избрание Литвина и новую коалицию не давал. Ведь в выигрыше от произошедшего - БЮТ и Блок Литвина, а об усилении позиций президента говорить не приходится. Кроме того, по словам "литвиновца" Олега Зарубинского, президент всегда был против кандидатуры Литвина, так как не доверяет ему.

Вообще-то в Верховной Раде все меняется очень быстро. Практически при каждой нечастой в последнее время пленарной встрече парламентариев в кулуарах Рады обсуждался новый сценарий коалиции как наиболее вероятный. Еще в прошлый вторник всерьез говорили о коалиции Партии регионов и НУНС при спикерстве Ивана Плюща и премьерстве Виктора Януковича. В четверг уже вовсю обсуждался "на 90% готовый" союз "регионов" и БЮТ с Януковичем-спикером и Тимошенко-премьером. Янукович даже заявлял, что 9 декабря должны объявить о создании коалиции. Объявили, но совсем о другой.

Сам процесс согласования, как всегда, происходил сложно. Утром 9 декабря по просьбе БЮТ и Блока Литвина объявили перерыв, хотя НУНС и "регионы" предлагали разойтись до следующего утра - возможно, из-за того, что оба Виктора – и Ющенко, и Янукович - находились за границей и не могли непосредственно влиять на ход переговоров и принятие решений. Вечернее заседание также началось с получасового перерыва. Потом – еще один. И, наконец, когда парламент собрался, все было решено за 15 минут. Других кандидатов на пост председателя Верховной Рады не было. Аргументы "регионалов", что утро вечера мудренее, высказывались скорее на всякий случай, ведь все всем уже было ясно – в кресло спикера сядет Литвин.

Резоны БЮТ понять несложно. Союз с "регионалами" им невыгоден как в плане электоральном (многие сторонники БЮТ могли бы этого не простить), так и в плане практическом, ведь Партия регионов, даже если бы ее удалось "уломать" на сохранение нынешнего премьер-министра, все равно чувствовала бы себя в коалиции старшим партнером и вела себя соответственно. А большой плюс коалиции БЮТ и Партии регионов – стабильное конституционное большинство с возможностью вносить изменения в Конституцию - эти минусы не перевешивает.

Еще более понятны резоны Блока Литвина: он получает то, на что рассчитывал с самого начала работы парламента нынешней каденции, – кресло спикера, так приглянувшееся Владимиру Литвину еще в позапрошлом созыве, и рычаги влияния на власть.

С НУНС все гораздо сложнее. Ее разрозненные составляющие давно имеют различные интересы и ориентируются на различных "звезд" украинской политики, а нацеленные на сотрудничество с БЮТ "Народная самооборона", Рух и партии помельче не имеют во фракции большинства. Голосования во фракции о необходимости создания коалиции и в сессионном зале за Литвина пока дали незначительное большинство голосов членов фракции. Однако чтобы коалиция заработала как минимум необходимо, чтобы ее "благословил" Виктор Ющенко, но его формальное приветствие избрания Литвина спикером пока ни о чем не говорит.

Из нескольких зол президент должен выбрать для себя наименьшее. Наибольшим злом для него могла стать коалиция БЮТ и Партии регионов с конституционным большинством. Она (возможно, пока) не состоялась. Есть и другие варианты. Во-первых, очень маловероятный (хотя бы исходя из ориентации трети фракции НУНС на БЮТ) и вряд ли такой уж приятный президенту союз НУНС с Партией регионов в случае развала новосозданной коалиции. Во-вторых, развал еще даже не созданной де-юре коалиции (на то, что о создании коалиции сообщили поспешно, уже указали многие "нашеукраинцы", однако от разработки коалиционного соглашения они пока не отказываются) и сомнительные с точки зрения перспектив пропрезидентских политсил внеочередные выборы. В-третьих, продолжение сосуществования во власти с Юлией Тимошенко с привлечением Литвина. Впрочем, многое сейчас зависит от того, какие гарантии на этот раз получит Ющенко, получит ли он их вообще и поверит ли в них.