Перспективные и неликвидные: сравнительная характеристика районов ХарьковаГде лучше всего жить в Харькове? "SQ" решило сравнить районы Харькова, оценив, насколько комфортно жить в каждом из них.

Уровень "благополучности" районов мы определяли с учетом мнений политологов, перевозчиков, специалистов по недвижимости, экологов, брали во внимание милицейскую статистику, а также данные о количестве супермаркетов, рынков, развлекательных и спортивных заведений со специализированных справочных сайтов.

Границы 9 административных районов, на которые поделен Харьков, чаще всего не имеют ничего общего с историческими, к которым привыкли горожане. К примеру, Киевский район – это и центр, и Салтовка, и пос. Жуковского, и Большая Даниловка – совершенно разные по "духу" и уровню инфраструктуры. Поэтому мы решили сравнивать именно районы исторические.

Чтобы определить самый удобный и выгодный в хозяйственном отношении район, мы подсчитали количество рынков и крупных продуктовых супермаркетов, не беря при этом во внимание магазины шаговой доступности, учесть которые невозможно.

Салтовку, пожалуй, можно назвать самым привлекательным в этом отношении районом: практически в любой ее части есть и большие торговые центры, и рынки. Особенно много их у метро Героев Труда (здесь же один из самых дешевых в городе рынков), на пересечении пр. 50-летия ВЛКСМ с пр. Тракторостроителей и ул. Гвардейцев Широнинцев, на перекрестке улиц Гвардейцев Широнинцев и Дружбы Народов. Именно на Салтовке находится и крупнейший в Европе рынок "Барабашово".

Не менее привлекательны в этом отношении Алексеевка (в районе пр. Победы сразу несколько супермаркетов соседствуют с рынком) и Павлово Поле (особенно район улиц Отакара Яроша и 23 Августа). Правда, Павлопольский рынок, пожалуй, самый дорогой в городе.

Самые хозяйственные – Салтовка, Алексеевка и ХТЗ

Жителям ХТЗ также есть, где делать покупки: кроме большого количества супермаркетов, здесь есть еще 2 больших рынка: у станции метро "Пролетарская" и в самом центре района, неподалеку от храма. Здесь же есть отдельная площадка для торговцев сельхозпродукцией из районов области.

Территории, прилегающие к станциям метро "Проспект Гагарина" и "Холодная Гора", также не обделены в хозяйственном плане. На Новых Домах и Одесской лучшие в "продуктовом" отношении районы - у метро "Маршала Жукова" и на пр. Героев Сталинграда (перекресток с пр. Гагарина) соответсвенно.

А вот жителям Новой Баварии (р-н пр. Ильича), Диканевки, Основы (ул. Достоевского и Железнякова), Сортировки, Лысой Горы, Филипповки, микрорайона Горизонт до ближайших супермаркетов приходится добираться маршрутками или довольствоваться маленькими магазинчиками и киосками. Одним из самых неблагополучных в этом отношении можно также назвать район Новожаново:

- Там вообще нет ни одного супермаркета. А я, например, живу в Октябрьском районе недалеко от завода Шевченко, и у нас только один супермаркет. Если сравнить с Салтовкой и Алексеевкой, где они построены буквально друг на друге, то диспропорции между инфраструктурой районов особенно заметны, - говорит политолог Игорь Полищук.

Залютино также трудно назвать обеспеченным районом, как и территории, прилегающие к улицам Котлова и Шевченко (большой продуктовый супермаркет есть только у станции метро "Киевская").

Легче всего добраться на Алексеевку

Легче всего добраться на АлексеевкуПо мнению автоперевозчика Николая Шевченко, в самых густонаселенных районах города нет недостатка в количестве общественного транспорта, и лучшие в этом отношении – Павлово Поле и Алексеевка, особенно после открытия станции метро "Алексеевская". Проблемой этого района он называет дорогу, соединяющую окружную с кругом трамваев. По наблюдениям перевозчика, одни из худших в городе дорог - на Залютино и на Ивановке.

- Я бы, скорее, говорил не о том, что в каких-то районах не хватает маршруток – доехать сегодня можно практически в любую часть города. Другое дело, что вместимость и количество транспорта далеко не всегда соответствует количеству пассажиров. Большие новые автобусы зачастую ездят пустыми, а вот на самых загруженных направлениях люди в час пик подолгу не могут уехать. Все потому, что подвижной состав распределялся наугад, ведь качественного, научного исследования пассажиропотока в Харькове никто до сих пор не проводил, - говорит Николай Шевченко.

По мнению профессора Харьковского автодорожного университета Петра Горбачева, организацию маршрутов общественного транспорта на Салтовке трудно назвать продуманной. Те, кто живет вдалеке от станций метро, с трудом добираются в центр, на Пятихатки, пос. Жуковского и Алексеевку, не говоря уже о таких районах, как Большая Даниловка, Залютино, Основа и др.

- На Алексеевке движение организовано значительно лучше, чем в остальных районах, - сравнивает П.Горбачев.

Проблемными, по его словам, являются также центр города (из-за пробок), проспект Гагарина, а также слишком узкие въезды и выезды из жилмассивов, где трудно проехать в час-пик (это специфика советской застройки и проблема всех районов).

Согласно опросу, проведеному среди харьковчан, наиболее проблемными в транспортном отношении являются Ледное (единственный автобус № 209 - от Холодной Горы), Филипповка, Основа, Большая Даниловка, Залютино и Сортировка.

Самые чистые – Салтовка и Бавария

Самые чистые – Салтовка и БаварияВ областном центре гидрометеорологии пробы воздуха на харьковских улицах берут ежедневно. В среднем, уровень загрязненности воздуха превышает предельно допустимые нормы в 2-3 раза, так что говорить о "чистых" местах города можно лишь относительно. Тем не менее, одним из самых благоприятных районов с точки зрения экологии специалисты называют Салтовку: стабильно чистые пробы воздуха получают в 607-м микрорайоне, в окрестностях Сабуровой дачи и даже Салтовского шоссе (не ближе, чем в 50 м от магистрали). Здесь же находится Сосновый бор и Парк Победы.

Воздух на Баварии (Октябрьский район) также стабильно чистый. Пятихатки выигрывают за счет Лесопарка, ХТЗ – за счет большого количества зеленых зон (парк вдоль Московского проспекта площадью около 80 га, Александровский сквер и т.д.).

На Алексеевке можно "дышать полной грудью" лишь в районе лугопарка, а вот Павлово Поле, несмотря на соседство с Ботсадом и Саржиным Яром, экологов не радует. К примеру, пробы воздуха, которые берут в лабораториях на ул. 23 Августа (район Павлопольского рынка) и Сокольников (перекресток ул. Деревянко и Белгородского шоссе) – стабильно плохие.

Самый же грязный воздух, согласно наблюдениям экспертов, в Ленинском районе (ул. Пащенковская на Ивановке и ул. Елизарова на Холодной Горе). Проблемы с загрязнением воздуха есть и на пр. Героев Сталинграда (Коминтерновский район) – концентрация в воздухе пыли, оксида углерода и формальдегида здесь обычно превышает допустимые нормы. А вот Новые Дома, входящие в состав того же Коминтерновского, а также Фрунзенского районов, экологи считают вполне благоприятными для жизни благодаря большому количеству зеленых насаждений.

В кино – на Салтовку

В кино – на СалтовкуПо понятным причинам большинство кафе и ресторанов расположены в центре, и сравнивать его в этом отношении с другими районами некорректно. Всего в городе подобных заведений около 200 (мы не берем во внимание мелкие закусочные и киоски у метро с вывесками "кафе"). Если сравнивать по этому критерию жилмассивы, то абсолютным лидером можно считать Салтовку (32 ресторана, большинство из которых расположены на ул. Героев Труда, Академика Павлова, проспектах 50-летия ВЛКСМ и Тракторостроителей). На Павловом Поле их 14, на Алексеевке – 8, но, учитывая близость этих районов к центру, недостатка в развлекательных заведениях здесь нет. На Новых Домах и Баварии ресторанов всего по 2, а в других – в лучшем случае по одному (Залютино, Одесская, пос. Жуковского, Пятихатки, Ивановка, Журавлевка).

Кинотеатров также больше всего на Салтовке (3). На Новых Домах, Павловом Поле, в районе парка Горького, в старом центре и на ХТЗ по одному. Остальным районам с кинотеатрами не повезло.

- То, что одни районы перенасыщены ресторанами и кафе, а в других нет даже супермаркетов – неудивительно. При СССР такие заведения "распределялись" в административно-плановом порядке, и везде инфраструктура была примерно одинаковой. Сегодня же это зависит, прежде всего, от покупательной способности жителей каждого района. Нет смысла открывать рестораны, кинотеатры и ночные клубы там, где они не будут окупаться, - объясняет политолог Владимир Никитин.

Где воспитывать чемпионов?

Где воспитывать чемпионов?Возможности для активного отдыха и занятий спортом у жителей разных районов тоже отличаются. Лидер по количеству катков – Салтовка: здесь и недавно открытый "Салтовский лед", и "Шато Ледо", и "Айсхол", и каток в "Караване". В остальных районах ситуация с "ледовыми аренами" хуже. Например, покататься на коньках во Дворце спорта (Новые Дома) можно, но только… с полуночи до 2 часов ночи – в остальное время здесь тренируются спортивные секции. Еще один каток на Новых Домах (пересечение бульвара Юрьева и ул. Харьковских дивизий) работает только в холодное время года. В центре работает лишь два "сезонных" катка: на площади Свободы и за Дворцом ХПИ (на Пушкинской). Каток есть и на ХТЗ (ул. 12 Апреля), но он тоже работает с октября по апрель.

С бассейнами больше остальных повезло центру и Новым Домам: здесь их по 2. В районе Сокольников, Северной Салтовки, Ивановки и Жуков есть по одному. Другие районы в этом отношении обделены.

По количеству спортклубов лидируют Дзержинский (Павлово Поле, Алексеевка) и Киевский (центр, частично Салтовка, пос. Жуковского) районы. На втором месте – Московский (Салтовка), Коминтерновский (Новые Дома) и Ленинский (Холодная Гора), где их вполовину меньше. Жителям Октябрьского (Москалевка, Новая Бавария, Ледное, Основа) и Орджоникидзевского (частично ХТЗ, Горизонт, Рогань) так же не повезло со спортклубами, как и с развлекательными заведениями.

Спокойнее всего в "пролетарских" районах

Если верить данным официальной статистики ЦОС УМВД Харьковской области за последние 9 месяцев, спокойнее всего ходить по улицам в Ленинском (Павловка, Залютино, Холодная Гора) и Октябрьском (Новая Бавария) районах, где случаев хулиганства меньше, чем в среднем по городу. Грабежи реже всего происходят в Червонозаводском (частично центр, Москалевка), Коминтерновском (Новые Дома) и том же Октябрьском районах. Меньше всего автомобилей угоняют в Коминтерновском, Ленинском и Орджоникидзевском (Рогань, Горизонт, частично ХТЗ) – 3-6 случаев. По количеству квартирных краж на последнем месте - Ленинский и Фрунзенский (частично Новые Дома, Немышля).

Получается, представление о "пролетарских" районах как наиболее криминальных давно устарело – спокойнее всего живется именно в Ленинском, Октябрьском и Коминтерновском районах. В то же время, "научно-интеллигентский" Дзержинский район (Павлово Поле, Алексеевка) лидирует по хулиганству, грабежам, квартирным кражам и угонам автомобилей. В ЦОС УМВД области объясняют: статистику "портят" студенты, проживающие в расположенных здесь общежитиях, и завсегдатаи ночных клубов, которых в этом районе больше всего. В Московском районе (Салтовка) показатели преступности даже выше, но здесь все объяснимо: это самый большой в городе и один из крупнейших в Украине районов с населением более 300 тыс. жителей (для сравнения: в Дзержинском проживает около 200 тыс.).

 
Статистика преступлений за 9 месяцев 2011 Статистика преступлений за 9 месяцев 2011
Статистика преступлений за 9 месяцев 2011 Статистика преступлений за 9 месяцев 2011
Для "статуса" и жизни

Для "статуса" и жизниПожалуй, наиболее объективно об уровне инфраструктуры можно судить по тому, насколько велик спрос на жилье в конкретном районе. Оказалось, наши выводы о "благополучности" и "неблагополучности" районов в основном совпадают с мнением экспертов по недвижимости. Так, по словам президента Союза риэлторов Натальи Шкилевой (АН "Город"), наиболее востребованы у харьковчан Павлово Поле (близость к центру и вузам, много зелени), Алексеевка (молодой район с относительно новым жилым фондом), большая часть Салтовки, включая Северную (жилмассив с прекрасно развитой инфраструктурой, который можно назвать "городом в городе"). Также в лидерах спроса Новые Дома и Холодная Гора – их выбирают за удобные транспортные развязки и неплохую инфраструктуру.

- Это районы массового спроса, приспособленные для жизни. Центр, Нагорный район, проспект Ленина и Госпром – перспективны и востребованы, но это, скорее, "статусное" жилье, которое могут позволить себе не многие, - говорит Н.Шкилева.

По ее наблюдениям, жилье на Основе, Павловке, пос. Жуковского, Шишковке, Пятихатках и в пос. Артема покупают реже и, в основном, коренные жители этих районов. Здесь и транспортные развязки хуже, и от центра дальше, и выбор рынков и супермаркетов совсем не большой.

Среди районов, где жилье почти не покупается, Наталья Шкилева называет Баварию, Залютино, Аэропорт, Новожаново, район завода Шевченко, Лысую Гору, Новоселовку и Основу. Причины низкого спроса – плохие дороги, удаленность от центра, плохо развитая инфраструктура (отсутствие супермаркетов и развлекательных заведений).

Рогань, Горизонт, микрорайон Солнечный вполне удобны для жизни, но для покупателей малопривлекательны из-за того, что являются "окраинами" города. Ивановка, район Цирка, Москалевка, ЮЖД, Центральный рынок, хоть и находятся недалеко от центра, но популярностью у харьковчан также не пользуются, причиной чему являются ветхий жилой фонд, плохие дороги, отсутствие обустроенных детских площадок во дворах и небольшое количество зеленых зон.

ХТЗ, несмотря на наличие хороших транспортных развязок, также мало кто выбирает. Здесь достаточно много супермаркетов, парков, детских площадок, но потенциальных покупателей отпугивает большое количество общежитий и ПТУ, а также то, что дома здесь в основном довоенной и послевоенной постройки.

Привлекательность некоторых районов за последние пару лет существенно выросла:

 - Это проспект Гагарина, площадь Восстания и метро "Спортивная". В связи с подготовкой к Евро-2012 цены на жилье здесь стали просто зашкаливать. Ведь в районах проводится полная замена дорожного покрытия и коммуникаций, обустраиваются новые детские площадки и зоны отдыха, повсеместно делают ремонты в подъездах и обновляют фасады домов. То же самое за последние 2-3 года произошло и с Алексеевкой: как только стало понятно, что станцию метро все же достроят, цены пошли вверх и опускаться не собираются, тем более что строится еще одна станция. Повысить ликвидность района может и событие "местного масштаба". К примеру, на Салтовке, в 535-м микрорайоне, на перекрестке улицы Блюхера и пр. Тракторостроителей недавно открылся гипермаркет "Класс". После этого цены на жилье в этом районе, пусть и не намного, но выросли, – говорит Н.Шкилева

Среди районов, которые, наоборот, дешевеют с каждым годом, Наталья Шкилева называет, например, окраины ХТЗ, Аэропорт, Баварию и Старую Салтовку (улицы Ивана Камышева, Халтурина). Здесь основной жилой фонд - 2–3-этажные дома послевоенной и даже довоенной постройки, срок эксплуатации которых давно истек.

Мнения экспертов

"Харьков делили на районы по количеству коммунистов", - Игорь Лаврентьев, главный архитектор института "Харьковпроект"

- Харьков начали делить на административные районы в 1930-х и при этом не учитывали ни географический принцип, ни здравый смысл. Например, Салтовку, которая должна быть одним районом, разделили между двумя – Киевским и Московским. Вся Нагорная часть от Клочковских до Харьковских склонов (ул. Шевченко и прилегающие к ней территории) географически тоже должна относиться к одному району, но она разделена между разными. Даже Сумская у нас относится к двум разным районам! Все потому, что административные территории в Харькове "нарезали" по принципу "партийной целесообразности". Лучший пример – почти анекдотичная история появления Фрунзенского района. В Орджоникидзевском коммунистов было так много, что их хватило бы еще на одну революцию. Чтобы распределить "партийные кадры" равномерно, соединили часть Орджоникидзевского и Киевского районов – так в начале 1970-х появился Фрунзенский. И подобных примеров по стране было множество. Таким образом партийное руководство решало задачу контроля, а обычным гражданам создавало массу проблем, с которыми мы живем и сегодня.

"Харькову нужны всего 5 районов и 20 депутатов", - Игорь Полищук, политолог

Огромные диспропорции между инфраструктурой есть и останутся до тех пор, пока мы не откажемся от нынешней системы административных районов. Думаю, в Харькове их должно быть не больше 5. Причем, нужно скорректировать и географические границы, и число жителей хотя бы приблизительно уровнять, А количество чиновников уменьшить. В Чикаго, который по численности населения такой же, как Харьков, всего 20 местных депутатов – у нас же только в горсовете их 100. Нынешняя система удовлетворяет конъюнктурные интересы. Начни ее реформировать придется – менять, например, и избирательное законодательство: округи у нас тоже привязаны к административным районам. Территориальная реформа нужна, но на ней не заработаешь дополнительные голоса электората, поэтому ни одна власть и не хочет за нее браться.

"Реформа районов провалит выборы любой команде", - Владимир Никитин, политолог

- Система районов, которая досталась нам в наследство от СССР, давно изжила себя. У нас есть масса примеров, когда дорога, дом или котельная находятся в одном административном районе, обслуживать их должны коммунальщики другого, а крайними остаются, как правило, жители.

9 административных районов для Харькова это много - например, в огромном Нью-Йорке их всего 5. Территориальная реформа Харькову давно нужна, как и другим городам Украины. Но это настолько сложный и болезненный процесс, что он может провалить выборы любой команде, поэтому и отважатся на такой шаг нескоро. Что остается делать харьковчанам? Развивать самоуправление! Создавать квартальные организации, уличные комитеты, которые способны решить множество хозяйственных проблем. Надо быть более активными, а не ждать, пока придет "хорошая власть" и все сделает.