- Игорь Петрович, полтора месяца назад Вы выражали обеспокоенность снижением объемов реализации промышленной продукции, выпущенной предприятиями Харьковщины. Изменилась ли ситуация теперь?
- Проблемам реализации продукции мы уделяем не меньше внимания, чем увеличению объемов производства, ведь это - важнейшая задача для экономики предприятия, региона, государства. Промышленностью Харьковской области за 5 месяцев 2003 г. было отгружено продукции на 4,7 млрд. грн., а объем произведенной продукции за этот же период составил 4,44 млрд. грн., то есть реализовано продукции на 5,8% больше, чем произведено. Это, конечно же, хороший результат. Не только вся выпущенная продукция нашла своего потребителя, но и идет наращивание объемов реализации за счет продажи продукции со складов.
Можно отметить положительную тенденцию относительно снижения количества бартерных расчетов. Уровень бартера за 6 месяцев составил 4,2%. Правда, во втором квартале в сравнении с первым этот показатель немного увеличился, но сократилось количество других неденежных схем расчетов. Доля продукции, отгруженной за деньги, увеличилась с 76,6% до 79,3%. Значительно ниже средней доля бартера в пищевой промышленности региона. Здесь расчеты в денежной форме составляют почти 90%. Выше среднего уровень бартера в машиностроении, хотя он и уменьшается. Сложно быстро отказаться от бартера предприятиям, которые пошли по пути финансового оздоровления (на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси бартер составил 100%, на "Серпе и молоте" - 88,5%, на Харьковском заводе тракторных двигателей - 81%, на Харьковском электромеханическом заводе - 61%). В два раза выше, чем среднеобластной, уровень бартера в легкой промышленности. Происходит это за счет отдельных предприятий, которым не удается найти для своей продукции потребителей, готовых рассчитываться деньгами (фирма "Хакис" - 74% бартера, Волчанская обувная фабрика - 26%, "Украинский мех" - 49%).

- Каковы итоги промышленного производства Харьковской области за первое полугодие 2003 г.?
- За 6 месяцев произведено продукции на 5,39 млрд. грн., что на 11,2% больше, чем за соответствующий период 2002 г. В июне месячный объем производства впервые превысил 1 млрд. грн. и составил 1 млрд. 36 млн. грн. В последние годы промышленность наращивает объемы производства постоянно. По различным причинам (сложные погодные условия, отсутствие долгосрочных контрактов у большинства предприятий) большой спад промышленного производства был в январе. Но после этого объемы производства увеличивались из месяца в месяц.

- Какие отрасли промышленности Харьковской области развиваются наиболее динамично?
- Экономика Харьковского региона многоукладна. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, такая структура менее подвержена рискам, а с другой - ею сложнее управлять. Существенный вклад в общие результаты обеспечивают ведущие отрасли - машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность, в которых насчитывается более 300 предприятий (половина всех промышленных предприятий области), производят 60% промышленной продукции Харьковщины. Рост производства в пищевой промышленности и переработке составил больше 16%, в машиностроении - 15,8%. Четыре отрасли промышленности в первом полугодии 2003 г. не достигли уровня первого полугодия 2002 г. Это легкая, деревообрабатывающая, химическая промышленность, металлургия и металлообработка. На общие показатели это практически не влияет, поскольку удельный вес этих отраслей в промышленности Харьковщины - меньше 5%, но это все равно минус и над этим надо работать.

- А какие предприятия Вы могли бы выделить?
- Наиболее динамично развиваются "Турбоатом", Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, Харьковский завод подъемно-транспортного оборудования, Харьковский станкостроительный завод. Почти в полтора раза увеличил объемы производства завод им. Малышева, хотя у этого завода есть финансовые проблемы. Среди предприятий сельхозмашиностроения не хуже, чем в прошлом году работает ХТЗ. Хорошо работают Харьковский электротехнический завод "Укрэлектромаш", "Южкабель". Лучше стал работать Харьковский релейный завод. Стабильно последние годы работает завод "ФЭД". Получив в 2003 г. большой заказ от Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, "ФЭД" увеличил объемы производства в полтора раза.
Но почти треть предприятий снижают объемы производства. В их числе ряд больших предприятий машиностроительного комплекса. К примеру, у машиностроительного завода "Свет шахтера" для этого есть объективные причины. Предприятие хорошо работало последние три года, но в 2003 г. из-за финансовых проблем угольной промышленности на нем произошел спад производства. Но финансовое состояние завода стабильно и мы надеемся на улучшение ситуации. Начала исправлять ситуацию "Электромашина". Работа предприятия резко улучшилась после прихода нового руководства, уменьшились долги по зарплате. Думаю, что улучшится в ближайшее время и работа "Электротяжмаша". У него в производстве были сбои, связанные с поставкой некачественного металла, но сейчас все проблемы решены. Надеюсь, что по результатам 9 месяцев 2003 г. выйдет на положительные показатели "Протон". Для этого есть все предпосылки.

- Как Вы оцениваете перспективы реформирования предприятий сельхозмашиностроения путем реорганизации и реструктуризации, создания концернов и финансово-промышленных групп?
- Реформирование предприятий сельхозмашиностроения сейчас очень актуально для промышленного комплекса области, так как удельный вес этих предприятий в объемах производства машиностроения Харьковщины составляет почти 20%, а количество работников превышает 18 тыс. (пятая часть всех работающих в машиностроении). Реформирование предприятий может иметь различные организационные формы, в том числе и те, которые вы назвали. Однако основа всех изменений - необходимость привлечения капитала. Именно его отсутствие не позволяет в сложившийся кризисной ситуации провести такие реформы и получить эффективный практический результат.
Попытки в этом направлении делаются. На базе предприятий подотросли создана ассоциация "Укртрактор". Она неоднократно разрабатывала и подавала в министерство промышленной политики актуальные предложения по выводу предприятий из кризиса, их дальнейшего развития, модернизации производства. Но из-за отсутствия финансовых возможностей и реальной государственной поддержки все эти начинания остались на бумаге. К тому же, собственники предприятий, а для большинства из них - это государство в лице ФГИ и "Украгомашинвеста", оказались неэффективными по той же причине - ограниченности финансовых ресурсов. Харьковской облгосадминистрацией было инициировано рассмотрение кризисного состояния на заседании коллегии Минпромполитики, которое состоялось в конце 2002 г. Его решением предусмотрены основные направления развития тракторостроения и двигателестроения в Харьковской области до 2005 г. Однако уровень выполнения этих решений не прибавляет оптимизма: значительное количество практических мероприятий из-за ограниченности средств в госбюджете остается невыполненным. Облгосадминистрацией совместно с "Институтом машин" направлен ряд писем с предложениями по развитию двигателестроения. Премьер-министру Виктору Януковичу направлено письмо, которое подписал Евгений Кушнарев, относительно ускорения принятия решения о выделении предусмотренных в госбюджете 25 млн. грн. на техническое переоснащение предприятий с рассрочкой возвращения на 3 года (для ХТЗ - 10 млн. грн., для "Серпа и молота" - 10 млн. грн., для Харьковского завода тракторных двигателей - 5 млн. грн.).

- Какие изменения произошли в работе ХТЗ после смены наблюдательного совета предприятия?
- Новый состав наблюдательного совета был избран на общем собрании акционеров ХТЗ 29 апреля, а руководство наблюдательного совета - 16 мая 2003 г. Говорить о каких-то изменениях за 2 месяца работы нового руководства совета еще рано. На предприятии продолжается разработка программы развития ХТЗ, проводятся организационные изменения.
Необходимо отметить, что ситуация, сложившаяся в этом году на сельхозпредприятиях области, да и Украины в целом (суровая зима, бездождевая весна и начало лета), могут привести к существенному снижению спроса на тракторную технику из-за отсутствия денег у покупателей. Значительная часть государственных денег, которые предусматривались на поддержку покупательского спроса сельхозпроизводителей, была направлена на поддержку сельхозпроизводителей, пострадавших от непогоды. Это может негативно сказаться на объемах производства тракторов и финансовом состоянии предприятия.

- Как складывается финансово-экономическая ситуация на предприятиях-смежниках ХТЗ -Харьковском заводе тракторных двигателей, Купянском литейном заводе, Лозовском кузнечно-механическом заводе, Чугуевском заводе топливной аппаратуры, Дергачевском турбокомпрессорном заводе?
- Сейчас главный смежник ХТЗ - Лозовской кузнечно-механический завод, который полностью обеспечивает потребность в мостах для ходовой части тракторов. Предприятие находится в состоянии санации, которая заканчивается 21 июля 2003 г. За время проведения санации завод значительно улучшил финансовые показатели: уменьшена дебиторская (на 5,3 млн. грн.) и кредиторская (на 33,8 млн. грн.) задолженность, долги перед госбюджетом уменьшились на 1,9 млн. грн., пенсионным фондом - на 1,4 млн. грн., за энергоресурсы - на 29 млн. грн. Среднемесячная зарплата увеличилась с 249 до 363 грн. Она вовремя выплачивается, возвращаются долги прошедших лет. Санация позволила заводу по итогам 6 месяцев 2003 г. увеличить объемы производства на 36,5% (по сравнению с первым полугодием 2002 г.) и продолжить стабилизацию финансовых показателей.
Купянский литейный завод и Харьковский завод тракторных двигателей также проходят санацию. Их деятельность строится согласно этой процедуре. Чугуевский завод топливной аппаратуры с апреля этого года на основе плана реструктуризации начал увеличивать темпы производства. Если за первый квартал было выпущено продукции на 1 млн. 380 тыс. грн., то за следующие три месяца - на 5 млн. грн.
К сожалению, этого нельзя сказать о Дергачевском турбокомпрессорном заводе, где ситуация остается крайне сложной. За 5 месяцев объемы производства здесь снизились на 32% (по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.). С начала года долги по зарплате выросли на 125 тыс. грн. и составляют 574 тыс. грн. Предприятие провело реструктуризацию, однако ее результаты пока неутешительны. Это создало в коллективе дополнительную социальную напряженность. Руководство завода принимает меры стабилизации ситуации. Перспективным направлением является освоение серийного производства строительных лисов и других металлоконструкций. Для этого создан ремонтно-механический цех. Проводится маркетинговая работа по выявлению и привлечению потенциальных покупателей этих видов продукции.

- Снижение объемов производства химической промышленности региона вызвано спадом производства на "Химпроме"? Как вообще обстоят дела на этом предприятии?
- Снижение объемов производства на "Химпроме" - не основная причина падения производства в отрасли. В Харьковской области 24 химических предприятия. Из них собственно к химической отрасли относятся шесть. Остальные - десять фармацевтических предприятий (6 из них снизили объемы выпускаемой продукции) и восемь парфюмерных.
Ситуация на "Химпроме" сложная. Кредиторская задолженность - 75 млн. грн. и имеет тенденцию к росту. Долги по зарплате - 3,4 млн. грн. Производство за 5 месяцев 2003 г. сократилось почти на 10%. Во многом к этому привела вынужденная остановка в мае, из-за отсутствия газа. Сейчас эта проблема решена. Кроме того, не удавалось запустить производство полихлорвинила, так как не работал поставщик сырья - концерн "Ориана". Были заключены договоры с другими поставщиками и мы надеемся в июле-августе запустить это производство. Минпромполитики по инициативе Харьковской облгосадминистрации утвердило решение о проведении на "Химпроме" досудебной санации. Считаю, что "Химпром" сейчас потихоньку выкарабкивается из той "канавы", в которую попало предприятие. Оборудование приведено в относительно нормальное техническое состояние, на заводе начали платить текущую зарплату. Но для того, чтобы "Химпром" мог нормально развиваться, ему нужно производить в месяц продукции хотя бы на 6-7 млн. грн. Сейчас это 3 млн. грн.

- Евгений Кушнарев заявил недавно, что сохранить завод "Серп и молот" как предприятие по производству двигателей для комбайнов вряд ли удастся. Какова возможная судьба этого завода? Какие есть варианты его перепрофилирования? Рабочие "Серпа" проводили акции протеста в связи с большой задолженностью по заработной плате. Как обстоят дела с выплатой задолженности сейчас?
- В Харьковской области есть два больших двигателестроительных предприятия - "Серп и молот" и завод тракторных двигателей. Очевидно, что их необходимо реформировать. Чтобы наладить современное производство двигателей, необходимо, по самым скромным подсчетам, 10-15 млн. долл. А, к примеру, российский КамАЗ вложил в реконструкцию производства двигателей 50 млн. долл. Это очень большие деньги, но если этого не делать, то Украина может вообще остаться без дизельных двигателей.
В последние годы на уровне Минпромполитики и Кабинета министров принималось много решений относительно "Серпа и молота". Однако дефицит средств не позволил внедрить намеченное. За 2002 г. завод выпустил 273 двигателя (в 3,5 раза меньше, чем в 2001 г.), а за 5 месяцев 2003 г. всего 19 двигателей. Ведется поиск финансового обеспечения работы предприятия. Кроме названных уже 10 млн. грн. из госбюджета, это может быть кредит одного из банков Харькова. Однако из-за высокой степени риска банковские учреждения пока воздерживаются от принятия окончательного решения. Разработана и согласована концепция санации предприятия. Однако принятие решения о санации сдерживается судебным процессом, инициированным еще в 2002 г. кредиторами завода "Вегой" и "Харьковхимом". Высший хозяйственный суд недавно отклонил кассационную жалобу этих фирм. 89,59% акций "Серпа и молота" принадлежат государству, из них 63,59% передано в управление Минпромполитики, 26% - "Украгромашинвесту". К сожалению, управление этим имуществом оказалось неэффективным. Решить проблему сохранения предприятия на региональном уровне невозможно без непосредственного действенного участия основных собственников.

- Как может повлиять на работу предприятий пищевой и перерабатывающей отраслей прогнозируемое в 2003 г. снижение объемов производства сельхозпродукции?
- В Харьковской области ожидается снижение только производства зерна. Мы имеем неплохие виды на урожай гречки, площади посевов которой значительно увеличены, других крупяных культур, сахарной свеклы, подсолнечника. Нынешний ажиотаж - это просто спекуляция. Оптовые торговцы уже получили от Харьковской обладминистрации предупреждение об ответственности за необоснованное повышение цен. В связи с урожаем зерна есть проблемы, но их тоже можно решать. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности работают стабильно, большинство руководителей думает о будущем. Может быть, мы и не удержим нынешние темпы развития отрасли (116%), но нет оснований говорить о спаде.

- Какими, на Ваш взгляд, должны быть шаги вашего управления для обеспечения развития экономики Харьковской области?
- Нашей задачей является отстаивание интересов промышленных предприятий региона в центральных органах власти. Мы должны стучать в двери Верховной Рады, Кабмина, инициировать изменение законодательства. Мы занимаемся также разработкой региональных программ развития отраслей промышленности, транспорта и связи, участвуем в разработке государственных программ. В частности, впервые в Украине разрабатывается государственная программа развития промышленности. Харьковская область принимает в ее разработке самое активное участие. На последнем совещании в Кабмине из регионов Украины слово было предоставлено только представителю Харьковщины, и это о многом говорит. В 2002 г. мы разработали и приняли четыре региональных отраслевых программы. В августе мы передадим на рассмотрение облсовета программу развития дорожного строительства, думаем о программе развития пищевой промышленности, внесении изменений в программу развития энергетики.
Важное направление нашей деятельности - работа с проблемными предприятиями. Я считаю, что в вопросах реализации программ финансового оздоровления предприятий Харьковщина - среди первых в Украине. Сейчас 9 предприятий находятся в стадии санации. В этом направлении не все получается. Причиной часто является то, что экономические службы предприятий оставляют желать лучшего. Главной своей задачей я считаю объединение усилий всех руководителей предприятий Харьковщины. Если мы будем одной командой, если будем помогать друг другу, то Харьковская область и ее промышленность всегда будет на первых ролях. Управление промышленности, транспорта и связи должно создать такие условия для предприятий, чтобы тем осталась одна забота - наращивать объемы производства, а значит, обеспечивать высокий уровень жизни как своим сотрудникам, так и всем жителям Харьковской области.