сильныеСтратегию развития Харьковской области до 2020 г. приняли на сессии облсовета 5 марта. В документе - шесть разделов: общие рамки стратегии, оценка потенциала развития области, SWOT-анализ, стратегические приоритеты развития области: стратегические, операционные цели и задачи, сценарии развития области, согласованность стратегии с программными и стратегическими документами. Программа выполнена более чем на 170 страницах. В документе, в частности, сделана оценка сильных и слабых сторон Харьковской области с точки зрения инвесторов.

 

 

подводкаСильные стороны

  • Лидер по уровню качества жизни среди регионов Украины,
  • Наивысшая среди регионов Украины концентрация людей с высшим образованием и ученой степенью, высокое качество человеческого капитала,
  • Миграционная привлекательность для людей трудоспособного возраста, молодежи, низкий уровень демографической нагрузки в сравнении с другими регионами Украины,
  • Стремительное развитие сервисного сектора экономики,
  • Принадлежность к 10 крупнейшим студенческим центрам Европы, крупнейший научно-образовательный комплекс среди регионов Украины,
  • Развит комплекс сложных медицинских услуг на основе научных школ (кардиология, репродуктивная медицина, криомедицина, онкология, ортопедия, хирургия), выступает основой въездного медицинского туризма,
  • Второе место после Киева по развитию отрасли IT, первое по уровню развития IТ-аутсорсинга,
  • Благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства. Первое место среди регионов Украине по сбору пшеницы и третье - по валовому сбору зерновых в 2014 году,
  • Благоприятная экологическая обстановка: среди областных центров Украины низким значением комплексного индекса загрязнения атмосферы характеризуется только Чернигов
  • Крупнейшие в континентальной Европе разведанные залежи природного газа и бурого угля, потенциально наибольшие залежи сланцевого газа,
  • 40% общегосударственной добычи природного газа с долгосрочным потенциалом увеличения в несколько раз,
  • Профицит мощностей угольной базовой электрогенерации,
  • Высокий потенциал развития возобновляемой и альтернативной энергетики, прежде всего, в биомассе,
  • Развита перерабатывающая промышленность, машиностроение, фармация, предприятия энергомашиностроения – мировые игроки рынка; позиции основного национального разработчика, производителя и экспортера бронетехники,
  • Преимущественная ориентация экономики региона на внутренний рынок и разветвленная система кооперационных связей уменьшает уязвимость к внешней конъюнктуре и привлекает инвесторов, ориентированных на рынок Украины,
  • Большое разнообразие поставляемых на экспорт товаров, большой удельный вес в экспорте продукции высокого передела,
  • Высокий уровень урбанизации при высоком уровне компактности территории,
  • Развитая транспортная инфраструктура, крупнейшая в Украине длина автодорог общего пользования,
  • Харьков входит в 100 городов мира, где действуют три и более линий метрополитена,
  • Налаживание эффективной системы предоставления социальных услуг на принципах аутсорсинга и социальной партнерства в Харькове,
  • Лидерство Харькова в обеспечении доступности городской среды для людей с особыми потребностями,
  • Наличие крупнейшего в Восточной Европе и 14-го в мире оптово-розничного торгового центра, создающего рабочие места, выступает центром пересечения прямых товарных потоков из разных стран и служит площадкой для продвижения продукции местного малого и среднего бизнеса,
  • Высокая реальная покупательная способность населения, третий по объемам розничный товарооборот среди регионов Украины,
  • Емкий рынок труда, достаточность качественных трудовых ресурсов для потребностей работодателей региона.

подводкаСлабые стороны

  • Моноцентрическая пространственная организация города и области, существенное смещение Харькова от географического центра региона,
  • Периферийное положение на Востоке Украины,
  • Наличие территориальных диспропорций: сформирована депрессивность периферийных районов,
  • Разрыв между областным центром и другими административно-территориальными единицами в развитии собственной доходной базы бюджетов,
  • Высокая социальная нагрузка на бюджеты всех уровней и их неспособность выполнять функции развития громад,
  • Недостаточный уровень самоорганизации населения для решения вопросов содержания и развития территорий, отсутствие соответствующих традиций по сравнению с западными регионами государства,
  • Уровень заболеваемости населения выше середнеукраинского,
  • Высокий уровень распаханности земель, несбалансированность природопользования,
  • Низкая обеспеченность сельских территорий питьевой водой,
  • Энергоресурсозатратность жилищно-коммунального хозяйства и промышленности,
  • Высокий уровень износа основных фондов,
  • Изношенность областных и районных дорог из-за недофинансирования,
  • Низкая степень институционализации экономики,
  • Недостаточная развитость студенческой инфраструктуры в областном центре, острый дефицит качественных объектов социально-культурной, спортивной и деловой инфраструктуры в районах области,
  • Неопределенности в системах количественной и качественной оценки имущества и земли; большой удельный вес населенных пунктов с границами, не утвержденными решениями соответствующих советов по законодательству,
  • Критическая (80%) зависимость объемов электрогенерации от поставки каменного угля, сосредоточенность 80% генерации на Змиевской ТЭС вместе с отсутствием высоковольтных магистральных электросетей с ОЭС Украины.
  • Высокий удельный вес социальных выплат в структуре доходов населения.

 

подводкаВозможности

  • Метрополизация региона; приобретение качеств одного из опорных центров в общеевропейской полицентрической системе регионов, выступающих основой конкурентоспособности своих стран и экономического сплочения Европейского континента,
  • Преобразование высшего образования и науки в полноценный сектор экономики региона. Закрепление в нише основной национальной "кузницы кадров" и основного национального экспортера образовательных услуг,
  • Освоение функции "Центра знаний" (Knowledge Hub) в масштабах Восточной Европы, конвертация интеллектуальной собственности в доходы,
  • Превращение в "Украинский Техас" путем либерализации доступа к добыче углеводородов (кредиты банков под разведанные балансовые объемы) и разведки перспективных месторождений,
  • Преобразование сельского хозяйства и агропереработки в драйвер социально-экономического развития районов на фоне роста мирового спроса на продукты питания,
  • Обеспечение энергобезопасности, энергонезависимости и конкурентоспособности региона за счет развития возобновляемой и альтернативной энергетики, низкоуглеродистой энергетики на собственной сырьевой базе (биомассе, буром угле, твердых бытовых отходах) с применением современных наилучших доступных технологий и локализацией производства оборудования,
  • Привлечение мировых брендов к энергоресурсоэффективной модернизации инфраструктуры ЖКХ благодаря низкой конкуренции и высокой рентабельности по аналогии со странами Восточной Европы. Преобразование ЖКХ в привлекательного работодателя, способного решить проблему занятости в районах и населенных пунктах области,
  • Полное использование потенциала электрогенерации энергетической системы региона за счет наращивания маневровых мощностей на местном топливе,
  • Формирование восточноевропейского центра конкурентоспособной индустрии на основе модернизации и внедрения новых технологий в традиционных отраслях промышленности (реиндустриализации),
  • Наращивание инвестиционной функции бюджетов за счет неналоговых поступлений и укрепления финансовой базы местного самоуправления в результате децентрализации власти в Украине,
  • Географическая диверсификация экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и вхождение в новые технологические цепи, использование возможностей освоения рынка ЕС и рынки третьих стран совместно с европейскими партнерами, выход на рынки США, Китая, стран Африки и Ближнего Востока.

 

подводкаРиски

  • Стремительный приток мигрантов из зоны проведения АТО, создающих дополнительную нагрузку на бюджет, инфраструктуру, рынок труда и жилья, правоохранительную систему и требующих масштабных программ реинтеграции,
  • Резкое увеличение рисков работы на традиционных рынках Российской Федерации, наличие рисков вхождения в новые рынки, где еще не сложились устоявшиеся связи и традиции партнерства,
  • Потеря конкурентоспособности секторов производства региона из-за неспособности модернизировать производство, вовремя перейти на стандарты ЕС,
  • Нарастание бедности среди слоев населения с низким уровнем квалификации и предпринимательской активности из-за потери конкурентоспособности традиционных секторов экономики, усиление безработицы среди молодежи,
  • Отток лучших кадров иерархически из села в Харьков, а из Харькова - в Киев или за границу,
  • Нарастание риска техногенных аварий из-за изношенности фондов систем жизнеобеспечения региона.

Справка "SQ". Стратегия развития Харьковской области до 2020 года является проекцией государственных и общеевропейских подходов к региону. Она определяет стартовые позиции области, а также систему приоритетов, которые имеют решающую роль в обеспечении целевого сценария развития области. Обязательным является наличие плана реализации Стратегии. Он, в свою очередь, будет состоять из конкретных проектов. Стратегия согласуется со стратегическими и операционными целями Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года и с тематическими целями Региональной политики ЕС в программном периоде 2014-2020 гг.  Конкретные мероприятия, направленные на достижение поставленных целей, будут отобраны на конкурсной основе и сгруппированы в программы в рамках планов реализации Стратегии развития Харьковской области, которые будут формироваться на 2015-2017 и 2018-2020 годы.