А. Яценюк: В Украине нужно провести полную инвентаризацию льготников

Президентская избирательная кампания приближается к концу. О борьбе политических оппонентов, промышленной революции и предвыборной кампании в Харькове рассказал в программе "STATUS QUO" кандидат на пост президента Украины Арсений Яценюк.

- Арсений Петрович, скажите, пожалуйста, почему Вы отказались от участия в теледебатах?

- Так тут же главный вопрос: а дебатировать с кем?

- Виктор Янукович и Юлия Тимошенко отказались раньше, чем Вы?

- Конечно. Была целая процедура. Я до четырех часов ждал, будут Тимошенко, Янукович и Ющенко принимать участие в теледебатах или не будут. И выяснилось, что они решили не участвовать в дебатах. Соответственно, через полчаса я принял такое же решение, потому что хотел поговорить именно с ними. Я так понял, им нечего сказать, хотя мне было, что сказать им. А касательно других кандидатов в президенты - как-то нет у меня особого желания поднимать им рейтинги: пускай они между собой подебатируют.

- А с Сергеем Тигипко Вам не интересно было бы?

- Пускай между собой подебатируют.

- Скажите, на какой результат Вы рассчитываете, идя на выборы?

- Исключительно на тот, который будет объявлен. Как кандидат в президенты, который не верит в собственную победу, может убедить кого-либо? Поэтому моя задача, во-первых, не размениваться на кресла, потому что я часто читаю интервью, где говорят: "Мне все равно, при ком премьером быть - при Тимошенко или при Януковиче!" Это из разряда политической проституции. Если ты идешь кандидатом в президенты, если ты идешь на должность главы государства, это значит, что ты не формируешь капитала под местные выборы, под выборы в парламент, это означает только одно - у тебя есть позиция, у тебя есть свой курс! Иди и докажи, что ты лучший! Я общаюсь с людьми в открытом режиме, говорю им правду, а правда не очень приятна. Поэтому рейтинги у Януковича и Тимошенко выше, чем у меня.

- Правда ли, что Ваш рейтинг в последнее время падает?

- Конечно, причем он падает посекундно. Он начал снижаться посекундно где-то в сентябре, когда мои политические оппоненты зарядили целую акцию под названием "Их только двое". Действительно, это влияет на сознание людей, это целая политическая технология - каждый день рассказывать в новостях о том, что у кого-то рейтинг снижается, а у кого-то - растет. Правда одна - это то, что со мной борются уже целых семь месяцев, причем активно борются. У моих оппонентов есть так называемые "минусовые штабы", которые занимаются дискредитацией кандидата в президенты, разработкой разного рода технологий в адрес тех, кто представляет угрозу. Основную угрозу в политической борьбе я представляю для Юлии Тимошенко. Вопросы о моей национальности, связи с Дмитрием Фирташем, падающие рейтинги - это все из одного разряда.

- Вы были готовы к такому повороту событий, к войне компроматов, обвинений?

- Конечно, ведь это политика, тем более, украинская политика. Украинская политика - это большая-большая клоака. И в этой клоаке обязательно все должны быть по уши. Так вот моя задача - пройти по косточки, а не по уши.

- Ожидаете ли Вы фальсификаций на этих выборах?

- Без сомнений, фальсификации будут. Ведь когда народу платят 640 грн. пенсии, это означает одно - людьми очень легко манипулировать, потому что у них нет денег. А если у них нет денег, очень легко купить их голос. И так происходит каждые выборы. Но парадокс в том, что если украинский избиратель берет деньги и продает голос, то нужно откровенно говорить, откуда берется коррупция и почему страна деградировала. То есть придется начинать с себя. Это неприятно, и опять хочется найти крайнего то ли соседа, то ли того, кто в правительстве. Но их-то избирали мы. Фальсификации будут. Но самое главное для наших украинских граждан - понимать, что они дадут вам 500 грн. за голос, а вытащат из кармана 50 тысяч. Обязательно вытащат! Из вашего кармана, кармана учителя, врача, милиционера. Так что не дайте возможность украсть будущее! Это главный призыв.

- Как Вы считаете, возможно ли объединение кандидатов от демократических сил, о котором не так давно говорил Виктор Ющенко?

- Это смешная история. Знаете, почему? Потому что я вот никак не могу понять, чем демократы отличаются от недемократов? Ходит миф, что у нас есть демократический кандидат  - это Тимошенко и недемократический кандидат  - Янукович. Но кроме того, что они отличаются по половому признаку, они больше ничем не отличаются. Там еще надо разобраться, кто больше демократ.

- Говоря о возможном объединении, президент называл Вашу фамилию, Гриценко, Тягнибока...

- Вы знаете, я не демократ.

- Вы готовы с кем-то объединяться?

- Во-первых, я не демократ, я государственник. Во-вторых, я, конечно, готов объединяться: я готов объединяться с теми людьми, которые преследуют те же цели и ценности, что и моя политическая сила.

- Такие люди есть среди Ваших оппонентов?

- Наверное, есть, но они пока не признаются. Потому что они готовы объединяться, но на других условиях: этому - деньги, этому - должности, этому - номера в списке, этому - НАК "Нефтегаз Украины", этому отдай Национальный банк, а этот хочет быть премьером. Но при этом они выйдут к народу Украины и скажут: "Мы объединились ради вас". Это вранье. Я не хочу этих политических колхозов, потому что, как правило, все они заканчиваются политическим банкротством. Поэтому в этот раз - без меня, пускай они объединяются. Я могу объединиться только с 46-ю миллионами украинцев, больше мне объединяться не с кем.

- Вы сказали, что высокий пост и даже кресло премьер-министра Вас не интересуют. Но если Вам все-таки предложат этот пост, Вы согласитесь или нет?

- Что такое премьер-министр в стране? В принципе, это фигура, которая по полномочиям выше, чем президент Украины. И возникает очень интересный вопрос: почему Тимошенко идет в президенты? Ведь у нее есть работа, она же не безработная вроде бы... У нее есть все рычаги влияния - зачем тогда идет в президенты? Этому есть одно объяснение - желание полной и абсолютной власти. Это инфекция власти, от нее не лечатся. Поэтому главное - не заболеть.

Касательно того, буду ли я премьером. Премьером можно быть, но только в том случае, если у тебя есть поддержка в парламенте, если у тебя есть фракция, если есть реально работающая коалиция.

- Вы будете добиваться роспуска парламента?

- Конечно. Более того, что означает предложение тебе должности премьера. Вы же понимаете, что такое политические торги в стране... Обязательно предложат должность премьера - только ты отдай свои голоса. То есть ты должен прийти на этот политический базар и сказать: "Я поддерживаю этого кандидата". При этом все понимают, что ты продался. Я не продаюсь. Я не буду продавать голоса людей. В обратном случае я ничем не отличаюсь от них.

- Арсений Петрович, давайте поговорим о Вашей программе. В ней не указаны источники финансирования Ваших инициатив. Скажите, за какие средства Вы планируете совершить промышленную революцию, заново спроектировать бюджетную медицину и бюджетное образование, а также создать сильную армию?

- В стране будет открыта специальная программа финансирования промышленных проектов Национальным банком Украины. Деньги будут идти не на валютные спекуляции, как в 2008 г., когда правительство вместе с Нацбанком Украины просто ограбило людей. Поэтому, первое - это, конечно, специальная программа финансирования. Второе - это бюджет: в бюджете есть деньги, но их растаскивают. Поэтому страна не будет строить тысячу объектов, страна будет строить десять объектов, но все будут знать, что эти объекты строятся. И третье - это инвестор. Он придет, но он должен увидеть, что эти люди действительно спроектировали страну, что эти люди действительно хотят чего-то достичь. Ведь даже в коммунистический Китай пришел инвестор, почему тогда он не придет в европейскую Украину? Просто надо гарантировать. И для инвестора необходимо понимание: в стране есть кто-то старший, у которого в голове не просто серая жидкость, а есть понимание развития страны.

- Вы также выступаете за то, чтобы дать больше полномочий местным властям и увеличить их доходы. Каким образом? Оставлять больше налогов регионам?

- Конечно. С одной стороны, органы местной власти всегда говорят: вот, нам не дают возможности развиваться. Я четко задекларировал: я дам эту возможность. Часть общегосударственных налогов и сборов останется в регионах. В частности, это налог на прибыль, я буду думать о налоге на добавленную стоимость, кроме того, можно оставить определенные рентные платежи по добыче газа, что актуально для Харьковской области.

- Вы также выступаете за то, что доходы от сверхприбыльных отраслей должны принадлежать государству.

- Что такое сверхприбыльные отрасли? Нефть, газ, золото, алкогольная монополия и те компании, которые еще остались в государственной собственности и которые еще просто не успели продать. Сверхприбыльное должно принадлежать государству. За счет этого увеличиваются так называемые неналоговые доходы в бюджет, то есть за счет работы государственной компании бюджет получает больше денег. Так у нас формируются доходы не только от доходов, а от деятельности этих государственных компаний. Что это дает мне? Это дает мне возможность уменьшить налоги на малый и средний бизнес, потому что у меня есть другой источник. Это дает возможность предоставить людям работу, шанс развиваться и уменьшить налоговый пресс.

- В Харькове есть очень актуальная проблема: предприятие "Горэлектротранс" находится на грани выживания. Причина - в отсутствии государственной помощи и компенсации стоимости льготного проезда. Как Вы считаете, как эту проблему можно решить на государственном уровне?

- Это проблема не только Харькова, но и Крыма, где проходит самая длинная в Украине троллейбусная линия, и Киева. А проблема эта сводится только к одному: страна - банкрот, в стране нет денег. Отсюда первая и главнейшая проблема. Страна должна начать работать и зарабатывать. Кроме того, в Украине 18 миллионов человек пользуются теми или иными льготами, и это притом, что тех людей, которые могут работать, - 26 миллионов. Это в два раза больше, нежели было в Украинской советской социалистической республике, то есть у нас стало коммунизма и социализма в два раза больше -правда, на бумаге. А денег стало раз в десять меньше. Поэтому в стране необходимо провести инвентаризацию всех льготников.

- Нужно ли сократить количество льгот?

- Вы же понимаете, как льготы делаются. За деньги справки покупаются.

- Но ведь это какая-то доля?

- Процентов тридцать. Покупается за деньги инвалидность, льготы, чернобыльские сертификаты и все остальное. Фактически, те, кто за деньги купил себе фиктивную льготу, воруют ее у человека, который имеет на нее право. Поэтому в стране будет проведена инвентаризация всех льготников. Для того чтобы реально платить льготникам, придется побороться с теми, кто незаконно получил эти льготы. В стране для льготников будет введена единая магнитная карта, на которую будут зачисляться все деньги. То есть человек должен знать, что начался месяц, ему на счет от государства пришли деньги, и он ими распоряжается.

- Арсений Петрович, насколько Вы уверены в своих людях, в Ваших представителях в регионах, в частности, в Харькове?

- Мы восемь месяцев работали с людьми, и у меня есть 105 тысяч человек, которые должны проконтролировать результаты выборов и защитить результат. Есть ли у меня текучесть кадров? Да, есть. Из 105 уволилось аж четыре человека. Это очень хороший результат. Даже у моих политических оппонентов, у которых денег в десятки раз больше, чем у меня, текучесть кадров выше. Касательно уверенности в людях: конечно, доверяй, но проверяй. Я прекрасно понимаю, что политические оппоненты будут кого-то покупать, шантажировать, ведь у них это последний бой: тот, кто проиграл, это уже политический труп.

- Почему в Харькове координатором "Фронта перемен" был выбран Александр Давтян?

- Это очень интересная история. Он сам приехал ко мне и сказал: "Я готов поддержать Вас. Принимайте решение, будете со мной работать или нет". Я дал ему такую возможность.

- Довольны ли Вы тем, как строится работа в Харькове?

- Конечно, мы посмотрим на результаты кампании. Но я считаю, то, как сегодня строится работа в Харькове, -  очень хороший задел. Это хороший старт для того, чтобы политическая партия "Фронт перемен" имела будущее и работала, в частности, на Харьков, Харьковскую область и страну.

- Будет ли "Фронт перемен" выдвигать кандидатуру на пост мэра Харькова (выборы харьковского городского головы назначены на 30 мая - "SQ")?

- Кандидата на пост мэра Харькова сначала надо подготовить, а потом только представлять его на выборы.

- Но не так много времени осталось...

- Правильно. Исходя из этого, представьте, кого я сейчас выдвину на пост мэра Харькова? Просто выдвинуть кого-то, чтобы поиграться в выборы, нельзя. Политика для меня - это не игра и не бизнес. Сначала, конечно, все полезут со своими кандидатами, а потом будут торговаться: ты мне дай секретаря горсовета, ты мне еще чего-то дай, или земельки дай. Я так не работаю. Наша политическая сила будет участвовать в выборах в местные органы власти. Что касается мэра Харькова, то пока кандидатуры у нас нет, потому что сначала кандидата надо подготовить, завоевать доверие харьковчан. Сначала надо понять, что это действительно кандидат, который, став мэром, будет заниматься дорогами, канализацией, мусором, жилищно-коммунальным сектором, лампочками в подъездах. Вот это задачи мэра, а не политика.

- Скажите, как Вы оцениваете деятельность губернатора Харьковской области Арсена Авакова?

- Никак - я за ним не слежу. Помню, Аваков меня как-то на эфир не пускал в областную телерадиокомпанию. Вот это я помню, это я оцениваю.

- Если Вы станете президентом, это скажется на Вашем решении, будет ли он губернатором дальше?

- Абсолютно никак не скажется. Странные есть люди. Знаете, почему они странные, в особенности чиновники? Они же должны понимать, что после 17 января наступает 18, что после этих выборов будут следующие выборы, и с этим потом как-то надо будет жить. Жизнь на выборах не заканчивается, и человек должен всегда оставаться человеком. Надо жить с теми ценностями, которые тебе папа с мамой дали. Беда, если папа с мамой ничего не дали: тогда не с чем жить.

- Арсений Петрович, в нашей прошлой программе начальник управления Службы безопасности Украины в Харьковской области Андрей Мухатаев упомянул, что Вам поступали угрозы во время последнего визита в Харьков. Правда ли это? И кто угрожал, зачем?

- Мне постоянно угрожают. Вы знаете, я на это уже внимания никакого не обращаю. Собака, которая лает, не кусает.

- Различные издания называют разные фамилии спонсоров Вашей политической силы. Вы не спешите опровергать или подтверждать эту информацию. Почему?

- Нет, почему? Давайте я Вам все расскажу. Есть такое издание - Тимошенко Юлия Владимировна. Она первая в эфире "5 канала" сказала, что Яценюка финансирует Дмитрий Фирташ. Слава Богу, есть "Украинская правда", которая расписала по всем спонсорам. Это издание написало правду на 90%: там есть некоторые не совсем точные вещи, но им стоит отдать должное. Во-первых, все, кто финансирует меня, указаны на сайте. Во-вторых, я публично об этом заявлял, в-третьих, я сказал, что возле меня нет ни одного олигарха - потому что олигархи возле Тимошенко и Януковича. Я не буду возле них, ведь моя задача совсем в другом. Все-таки страна должна перестать быть клановой, а если ты работаешь на их деньги, ты - кукла на ниточках.

- Тем не менее, Вы же связаны какими-то обязательствами перед спонсорами?

- У нас нет никаких обязательств. Потому что мои спонсоры -  не олигархи, это члены партии в том числе. Какие у меня могут быть обязательства перед Давтяном?

- Это региональный уровень.

- Я еще раз говорю, политика - это не базар. Сейчас Вы говорите об уровне политической культуры в Украине. Действительно, так и есть: я тебе деньги, ты мне место в списке или кресло губернатора. Я ведь с этого начал диалог со своими политическими партнерами, объяснив, что так не будет. Продажи не будет: конечно, для партии необходимы деньги, но для начала пройдите школу власти, покажите, что Вы умеете, понимаете ли, что делать в стране...

- Школа власти - это...

- ВПШ (высшая партийная школа). Была такая контора. А фактически, школа власти - это что? Это воспитание реальных государственных чиновников, воспитание реальных политиков. У нас есть несколько программ по школе власти, потому что за один курс не воспитаешь. В первый раз она практически неделю проходила в закрытом режиме, то есть мы выехали в за город, и каждый день было общение на предмет понимания того, зачем Вы пришли в политику, какие Вы преследуете цели и какие задачи Вы ставите для себя. Это воспитание, воспитание людей.

- Хватит ли молодых и успешных для Вашей команды?

- А у нас не только молодые и успешные, у нас есть пожилые и успешные. Ведь очень важно понять, что это не может быть партия, которая ориентирована только на молодежь или только на людей старшего поколения. У нас должна быть преемственность поколений. У молодежи - много энергии, у людей старшего поколения - мудрость. И это объединение несет в себе силу.

- Арсений Петрович, насколько затратной оказалась Ваша избирательная кампания?

- Она еще не закончилась, но, конечно, затратная. У моих политических оппонентов сотни миллионов долларов. Телевидение, радио, газеты, власть, правоохранительная система, суды, черный пиар - и две махины, которые объединились против третьего кандидата. Ведь фактически они начали воевать со мной с мая, когда меня "выключили" с "Интера". Говорят: "Послушай, этот еще не дай Бог президентом станет. Быстро надо его "замочить", чтобы он, не дай Бог, не появился". Кроме того, они отрезали всех спонсоров. Всех! То ли через прокуратуру, то ли через милицию, то ли через личные разговоры. У них была основная задача - не дать Яценюку возможности собрать хоть какие-то деньги. Относительно денег, я уже недавно оглашал цифры: до кампании я потратил где-то 15 миллионов - то, что собрали на "Фронт перемен", - и во время кампании, с 17 октября, мы уже потратили около 40 миллионов. Я думаю, что эта кампания обойдется нам где-то в 10 миллионов долларов. Но я подозреваю, что моим политическим конкурентам избирательная кампания обошлась в сотни миллионов долларов.