жкх, ситенко, осмд, управлением домом"В сфере ЖКХ накопился целый комплекс проблем, решение которых откладывалось многие годы, пришло время приниматься за их решение", - заявила журналистам народный депутат Украины (фракция "Объединение "Самопоміч"), заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Елена Бабак. Ее поддержал председатель Харьковского представительства общественной организации "Об’єднання "Самопоміч" Тарас Ситенко.

Основные тезисы:

О реформе в содержании жилых домов

Бабак: Вступивший недавно в силу закон "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" (№417), - это библия по управлению совместным имуществом жильцов. Мы получили реальные полномочия определять цену и объем оказываемых нам услуг по содержанию домов, выбирать себе компанию по обслуживаю дома, если не устраивает работа коммунальной службы. Появляется новый рынок – обслуживающих компаний. Реформаторство этого закона еще и в том, что жильцам предстоит научиться управлять своим жильем: например, выбирать управляющего, вести переговоры с компаниями, приходить к согласию, принимая то или иное решение. А решений может быть много: например, сколько раз должны мыть полы в подъезде, и сколько люди готовы за это платить. Уже не будет возможности просто ругать ЖЭК за то, что в подъезде грязно: если не устраивает ЖЭК, – выбирайте другую компанию или платите больше.

Когда полноценно заработает закон об ОСМД?

Бабак: В законе есть подзаконные акты и ссылки на изменения, которые нужно внести в другие законы. В частности, еще нет типового устава для ОСМД, поэтому нет возможности зарегистрировать новые объединения. Это временные трудности, и можно смирится с тем, что еще не все совершенно в законе, которых ожидали 20 лет. Как только Кабмин утвердит типовой устав, правила списания имущества с коммунальных ЖЭКов, порядок голосования жильцов, новая форма управления домами активно заработает. А если в каком-то доме не сформируют управляющие структуры ОСМД до 1 июля 2016 г., то горсовет назначит компанию, какую захочет. Значит, если у жильцов есть желание обязательно заказать услуги не у коммунального ЖЭКа, то это нужно сделать до 1 июля 2016 г.

Нужно отметить, что в законе задача создания управляющей домом структуры максимально упрощена: можно создавать юридическое лицо, а можно обойтись и без него. Если большинство жильцов может собраться и определить уполномоченное лицо, которое будет подписывать документы, и приступать к управлению домом. Но эта норма удобна только для небольших домов. Если в доме, например, 100 жильцов, то им будет сложно, например, привлекать инвестиции. Если в доме есть пустующий подвал или другое помещение, то логично было бы сдать его в аренду. Средства должны поступить на банковский счет, и, чтобы его открыть, всем 100 жильцам нужно будет прийти в банк. Это неудобно.

Может ли общественность влиять на коммунальные тарифы?

Бабак: Главная задача общественности – требовать отчеты о результатах деятельности коммунальных предприятий, их экономические показатели, результаты хозяйственной деятельности, планы инвестиций. Ведь мы же – собственники коммунального имущества и имеем право знать, что с ним происходит. Для меня нелогично, что инвестиционные программы коммунальных предприятий утверждают в Киеве и не обсуждают на местах. Ведь сначала мы, собственники, должны решить, как финансировать ту или иную программу: за счет выпуска городских облигаций, за счет облигаций водоканала, или включить затраты в тариф. Это должна быть наша инициатива.

Ситенко: Действительно, чтобы на что-то влиять, нужно проявлять инициативу. Но с другой стороны, если люди не верят в то, что могут чего-то добиться, то инициатива угасает сама собой. Нужно как можно больше говорить об успешных проектах в той же сфере создания ОСМД. Ведь в Харькове созданы только 4% домов, а в Украине – 17%. Нужно побороть эту социальную апатию, и делать это нужно энергично. Вот как поступают, например, во Львове. В городе есть потребность в 300 спортивных дворовых площадках на придомовых территориях. А за год городские власти могут установить 50–60. При этом городские власти выдают средства на конкурсной основе: тем, кто готов принять участие в установке площадок, что-то покрасить, вырыть траншеи, выделить средства на качели. Эти дома обслуживают в первую очередь.

Регулирование деятельности природных монополий:

Бабак: Сейчас нет смысла отказываться от централизованных систем отопления, так как газ не вечен, и уже к 2050 г. с ним будут большие проблемы. Будут внедряться альтернативные энергоносители, и тут очень пригодятся уже существующие коммуникации. Но повлиять на цены на тепло можно, влияя на цену на газ. В себестоимости теплоснабжения около 50% затрат приходится именно на газ. В то же время, в ценообразовании на газ существуют противоречия. Цена формируется как средняя – отечественного и импортного газа. Но при этом власти не могут сказать, сколько же газа потребило население Украины. Сначала прозвучала цифра 14,5 млрд.куб.м, затем – 14 млрд.куб.м. Мы заявили, что если объемы изменились, а значит, импортного дорогого газа будет меньше, то и цена должна измениться. Но четкого ответа правительство дать не может. В этом направлении нужно работать, чтобы баланс потребления газа стал прозрачным. После того, как нам откроют цифры, мы обратимся в НКРЭ, где и должны рассчитать справедливую цену на газ.

Законопроект об общественном обсуждении тарифов:

Бабак: Мы создали рабочую группу с участием иностранных специалистов, которая разработает специальный законопроект. В частности, будет предусмотрена возможность обсуждения изменения тарифов местными общинами. Чтобы представители НКРЭ должны были приехать, например, в Харьков, и презентовать изменения в тарифах, предложенных КП "Харькововдоканал". Чтобы они обосновали изменения, показав, что, например, изменилась зарплата, стоимость электроэнергии. А если это не сделано, то можно подать в суд и добиться пересмотра изменения тарифов.