3 февраля сессия Харьковского облсовета приняла бюджет области на 2009 г. О принципах формирования областного бюджета, бюджетных перипетиях и своей оценке главного финансового документа области рассказал в программе "STATUS QUO" заместитель председателя бюджетной комиссии Харьковского облсовета Владимир Россоха.

- Как Вы оцениваете в целом бюджет области, который был принят 3 февраля?

- Это, скажем так, трагикомедия, которая родила бюджет проедания. Голодными не будем, но будем как-то жить. Бюджет по сравнению с 2008 г. на 400 млн.грн, или на 12%, меньше, его доходная часть незначительно - на 6% - меньше, чем по прошлому году, и выполнение бюджета будет осложнено в этом году. Областной бюджет принимался по представлению губернатора, был разработан на основании методик Министерства финансов Украины, и в том виде, в котором он был "спущен" Минфином, он был предложен комиссиям облсовета и облсовету для принятия.

- Проект бюджета обсуждался в комиссиях, но проблемы возникли практически накануне сессии (29 января в ходе сессии Харьковского облсовета депутаты исключили из повестки дня сессии вопросы, касающиеся развития гуманитарной сферы, социальной защиты населения и программы "Здоровье Слобожанщины". За такое решение проголосовали депутаты от Партии регионов и "Виче" – "SQ"). С чем были связаны эти проблемы, с чем не были согласны депутаты?

- 27 января председатель Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков внес проект бюджета, который был немного изменен по сравнению с предыдущим. Естественно, 27 числа бюджетная и другие комиссии облсовета не могли заседать, и бюджет рассматривался в текущем порядке, в результате чего были выявлены существенные недостатки.

- В чем они заключались?

- Согласно проекту бюджета, сворачивалось большое количество программ.

- Каких именно?

- Это социальные программы. Смысл их сворачивания имеет незначительный характер. Депутатам было предложено утвердить четыре программы – социальную, гуманитарную, "Здоровье Слобожанщины", которые вобрали в себя часть прошлогодних и тянущихся годами программ. То есть сокращать или ликвидировать эти программы смысла не было. Естественно, депутаты выразили нежелание снимать или ликвидировать эти программы!

- Губернатор аргументировал сворачивание программ тем, что для них не было финансирования?

- Губернатор акцентировал, что все эти программы входят в крупную социально-экономическую программу, на основании которой формируется бюджет области и из которой вытекают эти программы. Но основной вопрос в сумме. На областные программы выделяется всего 7 млн.грн., и поделить их нужно на более чем 130 программ. Это смешно - делить такие деньги. В результате на программу "Здоровье Слобожанщины" оставили 2 млн.грн, на социальную программу – 2 млн.грн. То есть 7 млн.грн. по сравнению с 2-3 млрд.грн. – это сумма незначительная. Но программы эти действительно социально значимые, и ликвидировать их бессмысленно.

- Тем не менее, 3 февраля бюджет был принят.

- Бюджет был принят, поскольку необходимо платить людям зарплаты, финансировать содержание госучреждений, школ и лечебных заведений. Поэтому мы приняли бюджет, понимая, что он несовершенен и, возможно, не выполним в свете кризисной ситуации, которая сложилась в стране и области. Естественно, мы вносили и будем вносить на сессиях изменения в бюджет.

- Я хотела бы привести цитату по поводу облбюджета вашей коллеги, члена бюджетной комиссии облсовета Любови Чуб, которая заявила 5 февраля: "Хуже облбюджета, чем в этом году, я не видела за все время существования независимой Украины. Средств утвержденного проекта облбюджета хватит максимум на 6-8 месяцев. Уже в январе виден дефицит облбюджета, который составляет 20%". По Вашему мнению, действительно ли всего лишь на 6-8 месяцев области хватит этих денег?

- Любовь Чуб является депутатом облсовета много лет и может дать компетентную оценку, что за последние 10-15 лет этот бюджет, возможно, самый нехороший. На сколько хватит денег, заложенных в бюджет, точно сказать сейчас нельзя, но то, что их недостаточно, очевидно. Привязываться к конкретной дате неправильно. Действительно, денег не хватит, исходя из сложившейся на сегодняшний день ситуации. Дай Бог, чтобы мы первую половину году выполняли бюджет.

- Какие основные статьи наполнения облбюджета и какие из этих статей наиболее уязвимы в сложившейся ситуации?

- Одна из основных статей доходной части - это налог с физических лиц, который, согласно бюджету 2009 г., составляет 740 млн.грн. (79%). Эта статья наполнения бюджета находится в зоне риска. Причина этого – сокращения рабочих на предприятиях, что влечет недовыплату зарплаты и уменьшение отчислений, поэтому заложенная в бюджете цифра опасна в сторону возможного уменьшения по причине сокращения рабочих. Второй незначительный по сумме платеж – это налог с транспортных средств, который сейчас у всех на слуху в связи с изменением законодательства (25 декабря 2008 г. по инициативе Кабмина Верховная Рада приняла закон №797-VI "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения", которым внесла изменения в ст.3 "Ставки и зачисление налога" Закона от 11.12.1991 г. № 1963-ХІІ "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов". Согласно этим изменениям, размер транспортного сбора увеличивается в несколько раз. Например, владелец "Волги" (объем двигателя - 2,4 л) должен будет заплатить теперь не 240 грн. в год, а 1,8 тыс.грн. – "SQ").

- Это налог, который остается в области?

- Часть этого налога остается в области. Естественно, сумма, которую планируется получить за счет этого сбора, – 16 млн. - она вероятная, но неточная. Когда закон вступит в силу, цифра, возможно, изменится в сторону уменьшения, и очень значительно.

- То есть в этот бюджет закладывались показатели уже увеличенного транспортного сбора?

- Бюджет планировался в соответствии с законодательством, те, кто готовил этот бюджет, основывались на новых нормативных актах, которые позволят собрать больше средств.

- Чтобы прогнозировать ситуацию на весь год, стоит обратить внимание на итоги января. По Вашим данным, какие итоги выполнения бюджета в январе?

- По тем данным, которые сообщило финансовое управление области, мы недовыполняем бюджет - не очень значительно, но цифры меньше. Предполагаются субвенции из госбюджета, но в этом году они на 400 млн.грн. меньше, чем в прошлом.

- Какие статьи финансируются за счет субвенций из госбюджета?

- Социальные статьи – льготы, помощь малозащищенным семьям. Они будут недофинансированы. За счет субвенций также финансируются защищенные статьи – это заработная плата работников бюджетных организаций, оплата энергоносителей бюджетными организациями. Свет, тепло, зарплата в бюджетных организациях планируются. Это необходимо, потому что будут начислены налоги на зарплату, и мы получим в бюджет доходы. Кроме того, защищенные статьи, которые будут финансироваться, - это питание, здравоохранение, медикаменты. Незащищенные статьи - это капитальное строительство и капремонт – трубопроводов, канализации. Они могут быть не профинансированы, если в бюджет не поступит достаточное количество средств.

- Приведу цитату заместителя председателя облсовета Марины Вишневской о том, что планирует делать руководство области, чтобы выйти из этой ситуации. 28 января она заявила: "Харьковский облсовет предлагает правительству пересмотреть налоговое законодательство. Мы уверены, что необходимо разрешить производителям платить налоги после получения выручки, а не во время закупки товара. Кроме того, необходимо снизить ставку НДС. Министерства экономики и финансов не спешат идти нам навстречу, так как уверены, что такие изменения снизят поступления в бюджет. Но как финансист с многолетним стажем я уверена: увеличение налоговой нагрузки не гарантирует, что поступления в бюджет увеличатся. Наоборот, предприятия без помощи не выживут".

 По Вашему мнению, инициативы Харьковского облсовета могут быть услышаны?

- Наши инициативы, которые неоднократно направлялись в Кабинет министров и президенту, пока не услышаны.

- Насколько я знаю, Харьковская область – это регион-донор, который аккумулирует в госбюджет налогов намного больше своих потребностей. Какой размер перечисляемых нами налогов и тех денег, которые поступают из Киева?

- По статистическим данным, в 2008 г. налоговая Харьковской области перечислила больше 11 млрд.грн. в бюджет государства. И если сравнить, каков наш бюджет – скажем условно 3 млрд., можно увидеть эту разницу. Харьковская область - это научный и промышленный центр, где осуществляется сбор такой большой суммы налогов. Естественно, наша область делится с другими областями.

- Может ли облсовет обратиться к Верховной Раде с просьбой хоть какую-то часть определенного вида налога оставлять в Харьковской области?

- Мы это делаем ежегодно.
- Результаты были?
- Результатов пока нет. Надеемся.

- По какому виду налогов Харьковщина может претендовать на увеличение доли, оставляемой в области?

- Это, например,  рентные платежи. У нас добывается много полезных ископаемых – газ, нефть. Если бы часть рентных платежей оставалась в нашем бюджете, это было бы для нас существенно. Кроме того, это сумма арендной оплаты, плата за землю, увеличение части подоходного налога. Есть ряд платежей, которые незначительны, но суммарно они могут ощутимо увеличить доходную часть бюджета нашей области.

- Что будет в этом году со строительством харьковского метрополитена? Будет ли область претендовать хотя бы на часть того миллиарда гривен, который заложен в госбюджете на строительство метро в Украине?

- С нашим метрополитеном тоже трагикомическая ситуация. Быстрее и выгоднее завершить его строительство, чем законсервировать. Консервация строительства метро может обойтись в крупную сумму, за которую, возможно, можно построить или закончить очередную станцию. В госбюджете на харьковское метро не заложено ни копейки. Донецк и Днепропетровск получили значительные суммы на метрополитен, а Харьков - пока нет. Но нужно отдать должное харьковскому городскому голове Михаилу Добкину и его команде, которые занимаются вопросом финансирования строительства метрополитена. Я думаю, что у команды мэра получится решить эту проблему.

- Вы имеете в виду выделение средств из горбюджета или лоббирование выделения средств из государственного?

- Это решение вопросов с Кабинетом министров и Министерством финансов, чтобы из того миллиарда, который заложен в госбюджете на метрополитены, хоть какая-то часть поступила в Харьков.

- Кроме метро, какие-то объекты строительства в этом году будут финансироваться?

- Да, будет финансироваться подготовка города к Евро-2012.
- Имеется в виду реконструкция стадиона "Металлист"?

- Реконструкция стадиона и инженерных коммуникаций, которые будут обеспечивать проведение этого мероприятия. В бюджете 2009 г. на это заложена недостаточная сумма, и, назовем так, "творческая группа" занимается этим вопросом также с Кабмином, при этом снова работает команда М.Добкина, которая старается решить эту проблему. На сегодня этот вопрос решается - не так, как хотелось бы, но в достаточной степени, чтобы процесс подготовки не останавливался. Харьков посетил представитель УЕФА, который высоко оценил подготовку города к Евро, поэтому, я думаю, финансирование будет продолжаться. Для нашего города Евро-2012 - очень значимое мероприятие: весь мир сможет посетить наш регион. Может, после этого даже последуют инвестиции в область.