Чем жил Харьков

Расстрел бизнесмена

В ночь на пятницу тремя выстрелами был убит генеральный директор и совладелец компании "Омега-Автопоставка" Ярослав Бисага. Третья пуля – в живот – стала смертельной: Бисага умер на месте. Милиция, как водится, начала расследование и открыла производство по статье "умышленное убийство".

Информацию о преступлении пришлось собирать буквально по крупицам: милиция не то что неохотно делилась ею – а практически отказалась комментировать. Убийство произошло около 11 вечера в ресторане "Охотный двор", что возле парка Горького. Вроде бы действовал профессионал: оружие бросили на месте преступления. С другой стороны,  в противовес этой версии говорит то, что "ствол" был не профессиональный: стреляли из переделанного под боевой пистолета системы "Форт" с глушителем, да и попали только с третьего раза. У убитого остались жена и 13-летняя дочь. И крупный бизнес.

Версия, что убийство связано с работой погибшего Ярослава Бисаги, а проще говоря – с конфликтом бизнес-интересов, напрашивается сама собой и в любом случае кажется основной. Бисага основал "Омега-Автопоставку" в начале 90-х, будучи чуть ли не 20-летним парнем. Сейчас в компании работает больше тысячи человек, прибыль измеряется десятками миллионов гривен, и в целом "Омегу" называют лидером украинского рынка шин и автозапчастей, а в отдельных позициях – даже монополистом. Безусловно, этот бизнес - очень лакомый кусок. С другой стороны, Бисага был молод, красив, богат, успешен. Пожалуй, версий, связанных с личными отношениями, тоже исключать не стоит.

К сожалению, милиция не поделилась с общественностью никакими соображениями по поводу случившегося. А между тем это уже третье убийство бизнесмена за год: осенью прошлого года во дворе дома на Данилевского расстреляли Самвела Алексаняна, зимой на Салтовке – торговца с "Барабашово" Рахматула Турдимурадова. Ни одно из этих преступлений не раскрыто и, по всей видимости, с убийством Ярослава Бисаги будет та же история.

Чем жила Украина

Первые итоги вступительной кампании

На прошлой неделе в Украине закончилась вступительная кампания. По словам профильного министра Дмитрия Табачника, она была самой спокойной за последние четыре года. Например, в этом году было вдвое меньше жалоб и апелляций по поводу результатов внешнего независимого оценивания. Это говорит о том, что ситуация с ВНО почти устаканилась. Факт этот настолько вдохновил Табачника, что он даже выдал на-гора лозунг, которым можно было охарактеризовать кампанию: «Спокойствие и стабильность. Стабильность и спокойствие».

Минобразования оперативно опубликовало рейтинг самых популярных у абитуриентов вузов. Список этот должен заставить задуматься тех местных чиновников и политиков, которые любят порассуждать о Харькове как о «студенческой столице», «интеллектуальном центре» и так далее. Да и у обычных граждан после ознакомления с рейтингом может случиться ломка стереотипов. Потому что харьковский вуз в первой десятке - всего один, и к тому же на вовсе не почетном восьмом месте. Университет Каразина пропустил вперед не только вполне ожидаемых фаворитов – таких, как Киевский национальный университет и Киевский политех, но и Львовский национальный университет, Львовский политех, Днепропетровский университет…

В Харькове самым популярным вузом  ожидаемо стал все тот же университет Каразина, в тройку лидеров еще вошли политех и юракадемия. А вот самый большой конкурс – в фармакадемии: из-за мизерного госзаказа на одно бюджетное место там претендуют 244 человека.

Запрет на «Roshen»

На прошлой неделе Россия запретила ввозить на свою территорию продукцию украинской компании «Roshen». Геннадий Онищенко, руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ, уже ставший донельзя популярным в Украине, заявил, что у его ведомства есть претензии к качеству украинского шоколада. Роспотребнадзор отобрал для экспертизы из торговых сетей Москвы кондитерскую продукцию, произведенную на четырех фабриках компании «Roshen» – киевской, винницкой, мариупольской и кременчугской, - и нашел там отклонения по содержанию жиров и органолептике. А в молочном шоколаде россияне обнаружили бензопирен, вещество так называемого «первого класса опасности», т.е. опаснее некуда. Это позволило Онищенко утверждать, что есть «серьезные проблемы, связанные с обеспечением безопасности данного вида продукции».

Мысль, что продукция «Roshen» может быть действительно некачественной, мало кому пришла в голову. СМИ тут же заговорили об очередной «торговой войне» между Россией и Украиной, а некоторые обозреватели даже всерьез сочли, что происходящее может быть направлено против невообразимо влиятельной и страшной для Кремля фигуры Петра Порошенко. Впрочем, учитывая непростую историю российско-украинских торговых и политических отношений, - все может быть. А может и не быть, т.е. владельцам «Roshen» просто стоит всерьез задуматься о качестве своей продукции.

Дорогая грыжа

О Юлии Тимошенко давно не было  слышно ничего существенного. Но на прошлой неделе в связи с Тимошенко случилось событие, которое, похоже, может иметь для Украины далеко идущие последствия. Речь идет о визите к Юлии Владимировне депутата Европарламента Зиты Гурмы. Обычно после того, как кто-то из европейцев наведывается к Юлии Владимировне, в новостной эфир льются расплывчатые формулировки об «избирательном правосудии», «европейском выборе Украины», который, разумеется, под угрозой, о «нечеловеческих условиях» и так далее. А в этот раз – ничуть не бывало. Зита Гурма, которая в Европарламенте занимается вопросами женщин и которой вроде как сам Бог велел в очередной раз посокрушаться, заинтересовалась тем фактом, что лечение качановской узницы за 8 лет обойдется бюджету в 200 млн. грн. По словам евродепутатши, этот факт ее шокировал, ведь это деньги налогоплательщиков. И присовокупила Зита Гурма к этому нечто и вовсе неполиткорректное: «Несмотря на роль Тимошенко, ее личная судьба не должна влиять на отношения Украины с ЕС». Оказывается, Тимошенко - это одно, а отношения Украина-ЕС – совсем другое. И это после сотен диаметрально противоположных заявлений еврочиновников. Так что вполне возможно, слова Зиты Гурмы - это первый сигнал о том, что Европа не станет ставить ситуацию с Тимошенко во главу угла и сорокамиллионная страна в качестве партнера для европейцев все же важнее одной заключенной.

Чем жил мир

Конец мытарств

На прошлой неделе Россия таки приютила американского шпиона по фамилии Сноуден, который раскрыл миру правду о происках империалистических спецслужб. Приютила, правда, с условием – с антиамериканской деятельностью завязать и российско-американские отношения не портить.

Это требование Владимира Путина выглядело как попытка хоть немного сгладить ситуацию. А сглаживать ее действительно надо было. Своим появлением в Москве Сноуден поставил Кремль в очень сложное положение, заставив долго размышлять над тем, где ставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». Если «казнить», то есть отдать скандального программиста американцам, то выглядеть это будет не комильфо для своих граждан. Чтобы Кремль плясал под дудку Вашингтона - такого Россия не видела со времен Ельцина и видеть снова явно не желает. Приютить Сноудена, то есть «помиловать», означает обострить и без того натянутые почти до состояния холодной войны отношения с США. Однако будучи товарищем прагматичным, Путин решил, что отношение подданных куда важнее реверансов со стороны мутного и агрессивного «геополитического партнера».

Русские ура-патриоты возликовали, российская общественность облегченно выдохнула, а «геополитический партнер» как мог начал выражать свое «фэ». В Конгрессе зазвучали призывы в отместку расширить «список Магнитского», разместить ПРО в Европе и даже принять новых членов в НАТО (уж не об Украине ли речь?). А пресс-секретарь Обамы заявил, что решение Москвы по Сноудену может отразиться на планах Обамы встретиться с Путиным накануне саммита G20. Сам Обама эту ситуацию предпочел никак не комментировать, так что, надо думать, не все для России так фатально. Тем более, на фоне продолжающегося экономического кризиса и все возрастающей геополитической роли России бить горшки с Москвой Вашингтону не с руки. В итоге американцы сейчас в том же положении, что и Кремль неделю назад: и громко не ответишь, и просто промолчать как-то неудобно. В общем, задал американский шпион задачек сильным мира сего. Ай да Сноуден, ай да… программист.