. Photo- Анатолий Сергеевич, изменения к ст. 15 закона "О дорожном движении" говорят о том, что работникам ГАИ запрещается изымать водительские удостоверения на дороге. Что изменилось в работе сотрудников ГАИ после этого нововведения? - Я считаю, что этого нельзя было делать. Прежний порядок наказания нарушителей Правил дорожного движения госавтоинспекцией - штрафы на месте, изъятие номерных знаков, водительских удостоверений - в большей мере дисциплинировал водителей. Сейчас же статистика нарушений изменилась в худшую сторону, значительный процент незаконопослушных граждан остается безнаказанным. Нередко один и тот же водитель допускает несколько нарушений, но наказать его сложно. При нарушении водителем правил дорожного движения инспектор ГАИ составляет административный протокол. Но если нарушитель имеет регистрацию места жительства в другой области, а в этом месте оказался, допустим, по работе, то протокол может остаться неисполненным, а человека уже не найдешь. Кроме того, водители зачастую говорят неверный домашний адрес и другие координаты. Дошло до того, что на некоторых водителей имеется по 20-30 протоколов в судах, но дальше этого дело не идет. По ранее существовавшим порядкам, то есть до того, как появилось это нововведение, каждый нарушитель должен был явиться в суд или в ГАИ за своим удостоверением независимо от регистрации своего места жительства. Теперь же на дорогах творится полный беспредел, так как многие водители-нарушители уверенны в своей безнаказанности. Немаловажно и то, что в связи с этим не поступают деньги от штрафов, а ведь бланки протоколов, изготовление которых стоит денег, мы покупаем. - Бытует мнение, что работники ГАИ "гонятся" за показателями выявленных нарушений, поэтому часто останавливают водителей. В частности, особенно много поступает жалоб от автомобилистов на грубое и придирчивое отношение работников ГАИ после выходных и праздников. Как бы вы могли прокомментировать это? - Сейчас "гонки" за показателями нет, нет уже такой жесткой статистики, которая бы заставляла "гоняться". А масса протоколов, которые мы вполне справедливо составляем, - это только трата времени и денег на бумагу. Но каждый водитель считает, что его останавливают просто так. Если бы инспекторы не останавливали водителей, а каждый автомобилист, нарушив правила, подъезжал к инспекторам и говорил: "Я нарушил, накажите меня", это было бы идеально. Но этого нет и, конечно, не будет. Наверное, так уже повелось в народе, что инспектор ГАИ всегда не прав и придирается к водителю. А о поведении водителей почему-то такого мнения нет. - Часто правила дорожного движения нарушают пешеходы. Будут для них вводиться какие-то штрафные санкции? - Действительно, во многих ДТП виноваты именно пешеходы. Конечно, все участники дорожного движения должны нести ответственность за безопасность. Но часто получается, что водителя мы наказываем, а пешехода - нет. Очень уж сложен механизм наказания пешеходов-нарушителей. Если раньше мы писали в трудовые коллективы, где к ним также принимались меры (виновных лишали тринадцатой зарплаты, снимали с очереди на получение машины и т.д.), то сейчас эта практика себя изжила. - Существует ли в области программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма? Если да, то насколько она результативна? - Детский травматизм - очень серьезная проблема. За 2004 г. произошло 63 ДТП с участием детей, из них 8 - по вине детей. Беда в том, что прежде всего сами родители не уделяют этой проблеме серьезного внимания. Программа профилактики детского травматизма есть, но ее реализация не дает желаемых результатов. Мы сами ходим по школам, рассказываем детям правила дорожного движения, проводятся занятия, но этот поток информации ребенку трудно воспринимать, находясь в классе, где ему все напоминает о математике, физике, литературе... Мы хотим вырывать детей из школьных стен, чтоб это было показательно, увлекательно и действенно. - У Вас есть какие-то планы по этому поводу? - Я хочу попробовать создать в Харькове автономный центр обучения детей, чтобы школьников привозили туда на специальном автобусе с "мигалками", проводили по нескольким комнатам, игровым, компьютерным, где можно было бы пообщаться с детьми, выяснить, что они знают, чего не знают; дать каждому ребенку возможность завести автомобиль, чтобы это отложилось в памяти. Такие занятия не будут проходить с общим потоком информации и поэтому будут запоминаться. Более того, хочется, чтобы в школе все желающие могли получить водительские удостоверения. При чем девушки должны быть наравне с парнями. Сейчас такое время, когда все должны владеть компьютером и уметь водить автомобиль. - Считаете ли Вы, что девушка за рулем - это стихийное бедствие? - Нет. Для меня это - всегда красивый автомобиль. - Как Вы оцениваете работу городских коммунальных служб, которые отвечают за ремонт, освещение и содержание дорог? Много ДТП случается по их вине? - Я никого не хочу критиковать, но вы сами видите, в каком состоянии дороги. Несчастные водители, несчастные автомобили! Мне кажется, что беда в примитивном подходе к решению этой проблемы. Мы знаем, какие столичные дороги. Туда вкладываются, я уверен, те же деньги, но, посмотрите, какая разница! Все учились в институтах, все теоретически знают, как стелить и ремонтировать асфальтовое покрытие дорог. Все осознают, что для создания дороги необходима технология, по которой этот асфальт нужно укладывать. Но ни одна цивилизованная страна и даже страна третьего мира не додумается укладывать дорожные ямы красным кирпичом! Именно с этим я столкнулся в Харькове. Да, мы привыкли, что все всегда упирается в деньги, но посудите сами, кирпич-то тоже стоит денег! И люди, которые этот кирпич привезли, везли его за деньги! И машина, которая привезла кирпич, тоже везла его не бесплатно. Вот и получается, что средства выделяются везде приблизительно одинаковые и немалые, а результат совершенно разный. Конечно же, с такими дорогами количество ДТП уменьшиться не может. - Для профилактики ДТП в 2003 г. на дорогах Харькова работали машины с громкоговорителями. Существует ли сейчас такая практика? - Нет. Это излишний шум, старые подходы. На эти машины граждане практически не обращают внимания, а многих они даже раздражают. - Как бы Вы оценили работу ГАИ в Харьковской области по 5-балльной шкале? - Существует много критериев оценки. Хочу отметить, что служба организована на должном уровне. Тому, как структура вооружена, как она одета, думаю, можно дать оценку "хорошо". Наша служба в состоянии сейчас выполнять любые задачи, которые ставятся перед милицией. Единственное, на чем бы хотелось сделать акцент, так это качество подготовки кадров. Имеется в виду образованность, интеллигентность, общая культура. Часто звучат жалобы, что кто-то кому-то нагрубил, оскорбил и т.д. Дело в том, что контингент участников дорожного движения самый разный. Ездят и рабочие, и профессора, и академики, и военные. Поэтому инспектор ГАИ для каждого из них должен быть приятным собеседником, тогда не будет и конфликтов. Мы, кстати, уже не принимаем на работу людей со средним образованием, а только со средним специальным или высшим. Что касается общей оценки работы, то по качеству выявляемых нарушений Харьковская областная ГАИ работает на 4,5. Показатели этого года не хуже, чем были в прошлом, и соответствуют нормальной нагрузке. - Существует ли проблема нехватки работников дорожно-патрульных служб? - Работников дорожно-патрульной службы достаточно. Проблема в другом. Хотелось бы улучшить техническую оснащенность службы ГАИ, повысить профессиональное мастерство каждого работника и, пожалуй, немаловажный фактор, повысить уровень заработной платы. - Как обстоят дела с техническим оснащением подразделений ГАИ, которые занимаются техосмотром? - С техническим оснащением проблем нет. Практически во всех районах Харькова и области имеются станции диагностики, на которых есть возможность проведения техосмотров с использованием современного диагностического оборудования для проверки узлов и агрегатов автомобиля, от которых зависит безопасность дорожного движения. - Как обстоят дела с выполнением распоряжения президента Украины относительно запрета эксплуатации автобусов, срок которой превысил 10 лет? - Да, действительно, поручением президента Украины (от 18 декабря 2003г. № 1-1/1670 - "SQ") ставилась задача запретить перевозить людей в автобусах, которые эксплуатировались более 10 лет. Но учитывая то, что в Украине 80% автобусного парка составляют автобусы, которые эксплуатируются более 10 лет, было принято решение усилить контроль за техническим состоянием автобусов, прежде всего этой категории. То есть, теперь главное, чтобы автобус был технически исправен. Срок эксплуатации уже не является решающим фактором. - Какова ситуация с угонами автомобилей? - В Харьковской области обстановка остается стабильной. За три месяца 2004 года в Харькове и Харьковской области зарегистрировано 124 заявления об угоне. По этим заявлениям возбуждено 88 уголовных дел, 74 из них раскрыты. Угоняют в основном так называемые "классические" модели. Это автомобили "ВАЗ", которые в большинстве своем не оснащены противоугонными устройствами, хотя проблем с их установкой сейчас не существует. Я хотел бы сделать акцент на другой проблеме: не снижается количество ДТП, с мест которых водители скрываются. Нередко в этих случаях на дороге остаются беспомощные раненые люди, вовремя доставив которых в лечебные учреждения можно было бы сохранить им жизнь. - ГАИ - одна из силовых структур, которая сама зарабатывает деньги. Как организована эта работа? - Существует постановление Кабинета министров Украины, которое дает ГАИ право оказывать ряд услуг. В постановлении определен перечень услуг и цены на них. К этим услугам относится оформление автомобилей, сопровождение грузов, оформление технических условий на постройку чего-либо, какие-либо информационные услуги. Всего в перечне 59 наименований различных услуг. - Облегчило ли это жизнь работников ГАИ? - Я бы не сказал. Я считаю, что ГАИ не должна этим заниматься. Выполнение этих дополнительных функций отвлекает от основной работы. Кроме того, возникают конфликты, так как обыватель убежден, что мы гребем деньги лопатой и хорошо от этого живем. Фактически этих заработанных денег хватает только на зарплату сотрудников. - А какие основные задачи стоят перед ГАИ? - Главная задача, которая была, есть и будет, - это обеспечение безопасности дорожного движения. Других задач нет. Кроме того, мы поддерживаем правопорядок на дорогах, то есть принимаем участие в раскрытии преступлений. В этом году непосредственно службой ГАИ раскрыто 385 преступлений. - Существует ли у Вас проблема под названием "недобросовестные сотрудники"? - Недобросовестные сотрудники есть везде. Избежать этого нельзя. Но у нас есть механизм "очищения" от недобросовестных сотрудников, и он работает. В системе УМВД есть службы, которые нас проверяют. Кроме того, существует система контроля работы каждого сотрудника должностными лицами нашей службы, что предусмотрено соответствующими нормативными документами. - Скажите, как будет осуществляться замена номерных знаков? - Будет введен новый ГОСТ номеров: 4 цифровых символа, 4 буквенных, которые будут размещаться по два - слева и справа от цифр. Замена будет происходить постепенно, в процессе регистрации или перерегистрации. - Какие номера являются "привилегированными"? Будут ли они подлежать замене? - Все эти привилегии относительно номерных знаков, я считаю, надуманные. Более того, это придумывают те люди, которым это нравится. В чем заключается привилегия? Номерной знак не дает право нарушать правила дорожного движения. Если кому-то нравится, когда номер состоит из нулей или еще чего-то, это его личное дело. Номера с именами или фамилиями - это опять-таки личное дело каждого. - Номер с именем стоит дороже обычного? - Такие номера идут как спецзаказ по количеству символов. Стоят они дороже, но не намного. - Анатолий Сергеевич, 14 апреля - Ваш профессиональный праздник - День сотрудника ГАИ. Как Вы планируете его отмечать? - Мы перенесли празднование на 17 апреля. Планируем организовать для детей и взрослых множество конкурсов на знание правил дорожного движения. Конечно же, с призами. Все конкурсы будут поводить работники госавтоинспекции. Среди конкурсов некоторые будут и для сотрудников ГАИ. Один из них - на лучшего регулировщика. Победитель получит в подарок новый служебный автомобиль. Будет много интересного. Приглашаем всех принять участие в празднике. Справка "SQ". ПАВЛОВСКИЙ Анатолий Сергеевич родился 5 октября 1959 г. Окончил Киевский автодорожный институт и Киевский институт МВДУ. Работал на опытном заводе "Трубостройиндустрия", был начальником цеха. Занимался греблей, легкой атлетикой. В органах МВД работает с 1985 г. Последние два года возглавлял работу управления ГАИ ГУ МВД в г.Киеве. Женат, есть сын.