День без электротранспорта, ледовые страсти и демарш мецената

В понедельник, 28 сентября, "Горэлектротранс" бастовал: не ходили ни трамваи, ни троллейбусы. Тысячам горожан, которые предпочитают этот вид транспорта, пришлось либо воспользоваться маршрутками, простояв в огромных очередях, либо пройтись пешком, наслаждаясь по-настоящему осенней погодой.

В этот день в пресс-центре "STATUS QUO" директор КП "Горэлектротранс" Алексей Палант поделился своим видением ситуации и планами на будущее. Он заявил, что коллектив его поддерживает, а в случае, если правительство не услышит протестующих, они намерены бастовать со следующего понедельника, но уже всерьез и надолго.

Но в конце прошлой недели в телепрограмме "STATUS QUO" Палант сказал, что в этот понедельник, 5 октября, акции протеста не будет. Вместо этого может последовать забастовка всеукраинская, так как проблема у всех коммунальных транспортников одна – отсутствие средств из-за того, что государство не в полной мере компенсирует перевоз пассажиров льготных категорий.

Интересно, что в телепрограмме "STATUS QUO" Палант, пожалуй, первым из местных чиновников озвучил единственно возможный путь решения проблемы льготников: монетизация (денежная компенсация) льгот и сокращение количества льготников. Еще одно смелое заявление Паланта – стоимость проезда в городском электротранспорте надо повышать. К слову сказать, харьковский городской голова Михаил Добкин 1 октября тоже заявил о необходимости повышения цены проезда в городском электротранспорте до стоимости проезда в метро. Так что можно констатировать: городские чиновники начали готовить общественность к грядущему повышению стоимости проезда в трамваях и троллейбусах.

Повышение цены на проезд в общественном транспорте – очень болезненная тема, которая всегда используется оппонентами действующей власти. Именно поэтому повышать стоимость проезда надо было раньше. Для мэра идти на столь непопулярные меры ближе к концу каденции – значит существенно понизить рейтинг накануне голосования. С другой стороны, если этого не сделать, КП "Горэлектротранс" может просто не дожить до мэрских выборов, что тоже не добавит популярности ни мэру, ни городской власти. В общем, выход видится только один: повышать стоимость проезда в троллейбусах и трамваях как можно скорее. Кроме того, это повышение должно быть оправдано в глазах общественности, например, появлением нового подвижного состава. В противном случае мэр даст оппонентам серьезный козырь, который обязательно будет разыгран во время мэрской предвыборной кампании.

Но вернемся к забастовке работников "Горэлектротранса". От этой акции, как круги на воде от брошенного камня, разошлись заявления политиков и чиновников. Михаил Добкин заявил, что  понимает требования коллектива предприятия, и заверил общественность в том, что приложит все усилия, лишь бы бессрочная забастовка не началась. Депутаты Харьковского горсовета 30 сентября на сессии поддержали обращение горсовета к премьер-министру Украины Юлии Тимошенко о необходимости выплаты денежной компенсации КП "Горэлектротранс" за перевозку пассажиров льготного контингента.

Если реакция мэра и горсовета выглядела логично, то заявление народного депутата – харьковчанина (фракция БЮТ) Александра Фельдмана немного удивило. Фельдман заявил: "От имени депутатского объединения "За Харьковщину!" мы будем обращаться в Кабмин, чтобы государство решило вопрос о выделении компенсаций за проезд льготников в общественном транспорте Харькова. Кроме того, мы потребуем найти виновных в возникновении задолженности и доведения ситуации до точки кипения". Во-первых, обращение депутатского объединения, по идее, должно было родиться до забастовки. То, что Александр Фельдман вместе со своим депутатским объединением эту ситуацию "проспал", очевидно. Во-вторых, с поиском виновных у Фельдмана не сложится, т.к. проблема компенсации перевозки льготников стояла на повестке для не один год, а значит, виноваты в этой ситуации все премьер-министры, включая Юлию Тимошенко, все министры ЖКХ и транспорта, все депутаты Верховной Рады, в том числе, кстати, сам Фельдман… То есть все те чиновники и политики, которые не один год знали о проблеме, но не хотели идти на непопулярные меры, загоняя коммунальное транспортное хозяйство Украины в тупик.

Ситуация с Ледовым дворцом на прошлой неделе, кажется, подошла к своему логическому завершению. Напомним, в середине 2008 г. инспекция ГАСК, одним из руководителей которой тогда трудился хозяин сети супермаркетов "Таргет" Александр Протас, отказывалась согласовывать проектную документацию для ведения строительных работ. Это вызвало бурю возмущения со стороны городской власти и существенно отодвинуло срок сдачи дворца. С ГАСКом вопрос был решен, но появилась новая проблема – финансирование. 1 октября министр по делам семьи, молодежи, спорта и туризма Юрий Павленко заявил: "Во время последней встречи мы достигли согласия с харьковским городским головой Михаилом Добкиным в вопросе финансирования Ледового дворца". По его словам, министерство выполнило обязательства еще в конце прошлого года, а строительство завершили в марте этого.

При этом министр не преминул бросить камень в огород городской власти, назвав ее требования шантажом. Павленко имел в виду заявление Михаила Добкина о том, что мэрия выделит из городского бюджета деньги на строительство дворца только в том случае, если дворец будет в коммунальной собственности. Определенная логика в словах мэра была: раз здание находится в государственной собственности, то средства должно выделять государство. А если бремя финансирования ляжет на городской бюджет, значит, здание должно находиться в собственности городской громады. Городская власть в лице директора Департамента по вопросам подготовки и проведения финального турнира чемпионата Европы 2012 г. по футболу и спорта Виктора Христоева на заявление Павленко о шантаже отреагировала довольно резко: "Никакого шантажа и давления на Министерство по делам семьи, молодежи, спорта и туризма со стороны городской власти не было и не могло быть. Если министр Юрий Павленко хочет попиариться, делая такие заявления, то пусть ищет пиар в другом месте".

Но как бы там ни было, главное – Ледовому дворцу быть. По словам Христоева, Ледовый дворец в Харькове введут в эксплуатацию к Новому году. К зданию дворца уже подведены все инженерные коммуникации, оборудовано тепло- и водоснабжение, заказаны трансформаторы для обеспечения электричества. Осталось решить вопрос благоустройства территории возле дворца. Площадку перед зданием приведут в порядок за средства городского бюджета.

В среду, 30 сентября, Харьковский горсовет принял решение о прекращении депутатских полномочий Юрия Сапронова, который входил в состав фракции "Наша Украина". Основанием для этого послужило заявление самого Сапронова. Причины, которые озвучил экс-депутат, неожиданностью не стали: это разочарование в политике Виктора Ющенко и развал "Нашей Украины".

Юрий Сапронов - известный филантроп. Его благотворительный фонд помогает детям с врожденными пороками сердца, платит стипендии талантливым студентам университета, открывает библиотеки, устраивает благотворительные аукционы… Кроме того, Юрий Сапронов материально поддерживает украинский большой теннис. Такой человек, как Сапронов, находясь рядом с любым чиновником или политиком, неизбежно добавит последнему имиджевых баллов. Да и вообще, грех позволять людям, подающим пример, избегать публичности. Очевидно, именно поэтому Михаил Добкин заявил, что предложит Юрию Сапронову стать советником мэра.

Первая в списке кандидатов в депутаты от "Нашей Украины", которым не посчастливилось попасть в горсовет в 2006 г., – Карина Давтян. Именно она должна в скором времени получить депутатский значок, сменив Юрия Сапронова. Карина Давтян - дочь крупного харьковского бизнесмена Александра Давтяна. Год назад он дал скандальное интервью газете "Дело", в котором рассказал, как его дочь оказалась в списке "Нашей Украины". По его словам, представители НУНС в 2006 г. запросили за место в списке для Карины Давтян 350 тысяч (увы, Александр Давтян не уточнил – гривен или долларов). Деньги прыткие НУНСовцы взяли, а  после того, как Карина Давтян депутатом не стала, не вернули

После этого заявления можно констатировать – мосты между "Нашей Украиной" и семьей Давтян сожжены. К тому же Александр Давтян сейчас представляет в Харькове "Фронт змін" Арсения Яценюка. Так что пока не совсем понятно, что будет делать Карина Давтян в Харьковском горсовете.