Правовое обеспечение процедуры взыскания с граждан Украины пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальные услуг требует внесения изменения в целый ряд законодательных актов. Об этом 4 февраля заявил "SQ" партнер юридической компании "Делькредере" (Харьков) Василий Масюк. По его словам, внесенные изменения должны четко определять размер пени и ее максимальную величину. "Только после этого можно вести речь о возможности ее правильного начисления и взыскания", - отметил юрист.

По его словам, в частности, изменения должны быть внесены в законы Украины "О жилищно-коммунальных услугах", "О теплоснабжении", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" и ряд других нормативно-правовых актов. Единственным основанием для начисления пени могут быть ссылки на ст. 20 закона "О жилищно-коммунальных услугах", в которой указано, что пеня может взиматься лишь в случае, если это предусмотрено законом или договором между исполнителем соответствующих услуг и потребителем. Основанием для установления размера пени является проект Жилищного кодекса Украины (ЖК). 6 ноября 2010 г. в первом чтении был принят проект ЖК, статьей 112 которого предполагается начисление пени за несвоевременное внесение платы за услуги ЖКХ в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки. "Но применение данной нормы сегодня еще не предусмотрено, поскольку ЖК еще не принят", - подчеркнул В.Масюк.

Справка "SQ". Законом Украины "О внесении изменений в ст.2 закона Украины "О временном запрете взыскания из граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги" установлено, что действие нормы о запрете взыскания пени прекращается с 1 января 2011 г. При этом определено, что начисление и взыскание пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая энергия, тепловая энергия, водоотвод, удержание и эксплуатация жилья на придомовых территориях, уборка мусора, лифтовое хозяйство) будет осуществляться на сумму задолженности, которая образовалась с 1 января 2011 г.