Депутат Харьковского облсовета Николай Романов (фракция Компартии) 2 ноября на сессии облсовета заявил, что обратится в прокуратуру, чтобы эта организация выяснила, не допущены ли нарушения прав человека в ходе кампании по выдаче социальных карт на проезд в харьковском метро. Н.Романов передал присутствовавшему на сессии представителю прокурорской службы заявление, которое, по его словам, должны заполнять граждане для получения карты.

Н.Романов отметил, что в заявлении требуется указать слишком много подробностей, в частности, семейное положение, есть ли автомобиль, дача, сдает ли гражданин имущество в аренду, и даже требуется указать девичью фамилию матери.

По словам заместителя начальника метрополитена, депутата облсовета Михаила Пилипчука, КП "Харьковский метрополитен" за последние 10 месяцев 2009 г. перевезло около 200 млн. пассажиров, в том числе 42 млн. – бесплатно (это те, кто прошел через служебный проход и создавал очереди). У пассажиров были выявлены десятки фальшивых удостоверений, или удостоверений, которыми пользовались не льготники. Для удобства льготных пассажиров Харьковский метрополитен первым в Украине ввел социальные карты. Эти карты давно уже введены в 2005 г. во всех метрополитенах России, где в выдаче карт и их обновлении принимают участие социальные службы. Метрополитен обратился в Главное управление социальной защиты населения Харьковской облгосадминистрации с просьбой принять участие в выдаче карт и подать данные о льготном населении, но согласия не получил (в управлении сказали, что это секретные данные). Тогда метрополитен обратился к ряду банков. ПАО "Коммерческий банк "Приватбанк" согласился бесплатно выдать карты льготникам.

"Я считаю, что государство, Кабмин должны честно сказать: граждане, из 60 льготных категорий сегодня мы имеем возможность перевозить, допустим, 20. Средств на остальных у нас нет. Давайте, к примеру, откажемся бесплатно перевозить военнослужащих, прокуроров, судей, работников МВД, а сконцентрируемся исключительно на инвалидах, ветеранах, нетрудоспособных гражданах, которые наиболее нуждаются в помощи", - заявил председатель Харьковского облсовета Сергей Чернов, сообщил сайт облсовета.

По словам С.Чернова, госбюджет на перевозку льготных категорий ежегодно выделяет Харьковской области 17-20% потребности. Перевозчики - в основном частные предприниматели. "Получается, что "частник" должен перевозить льготников, возлагая на свои плечи обязанность государства перед своими гражданами. Это невозможно выполнить, особенно в сельской местности, где многие маршруты нерентабельны. А в селах, между тем, как раз и живет большая часть льготного контингента", - заявил С.Чернов.

Справка "SQ". 26 октября начался прием документов для оформления льготных социальных карт на проезд в метро. Выдавать карты начнут 10 ноября. Оформить карту можно в любом отделении "Приватбанка", а также в пунктах приема документов на станциях метро "Исторический музей", "Киевская", "23 августа", "Метростроителей" и "Южный вокзал". Пункты работают ежедневно с 8.00 до 18.00.

Сначала планировалось, что пассажиры должны предоставить ксерокопию паспорта, идентификационного кода и документа, подтверждающего право на льготу, а также предъявить оригиналы этих документов. Затем, ввиду поступивших просьб и обращений граждан процедура получения этой карты была упрощена. Как сообщили в метро, заполнять необходимо только графы: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный код, адрес, контактный телефон, подпись. Для получения карточки с собой необходимо иметь только паспорт, идентификационный код и удостоверение, которое дает право на льготу. Метрополитен также сообщил, что около каждого пункта выдачи карточек работают 5 консультантов банка и метрополитена, которые будут отвечать на любые вопросы и помогут заполнить необходимые документы. Пункты получения карточек оборудованы всем необходимым - столы, стулья, вода.

В метрополитене подчеркнули, что пассажиры, которые не захотят получить электронную карточку, смогут пользоваться льготой на проезд, как и раньше, предъявив удостоверение.

До 1 декабря 2009 г. метрополитен планирует полностью перейти на новую систему оплаты проезда. Система внедряется впервые в СНГ и предусматривает, что продажа жетонов и пополнение электронных карт будет проводиться с помощью специального оборудования. На станциях будет установлено 200 аппаратов продажи жетонов и пополнения бесконтактных карт.

Харьковский метрополитен занимает второе место в Украине по протяженности (35,59 км), а также по количеству перевезенных пассажиров (в среднем около 800 тыс. в сутки). В харьковском метро 28 станций, подвижной состав - 321 вагон. За 2008 г. метрополитен перевез 280 млн. пассажиров.