ситенко, харьководоканал, оплата коммунальных услугХарьковский филиал Института Горшенина 28-30 августа провел экспресс-опрос на тему "Тарифы и качество коммунальных услуг: оценка харьковчан и намерение их оплачивать". Опрос проводился в местах массового скопления людей.

По данным института, мнения харьковчан относительно удовлетворенности качеством предоставляемых коммунальных услуг неоднозначны. Так, 39,6% удовлетворены качеством услуг ЖКХ. Из них 8,8% респондентов полностью довольны, а 30,8% скорее довольны качеством коммунальных услуг. Треть (32,7%) придерживаются противоположного мнения, а 27,7% удовлетворены предоставляемыми услугами только отчасти.

Как отметил председатель Харьковской областной общественной организации "Об'єднання "Самопоміч" Тарас Ситенко, недовольство харьковчан уровнем оказания коммунальных услуг вполне объяснимо. "Дело в том, что, например, водоснабжением занимается монополист. И понять, как формируются тарифы в Харькове, очень сложно. Люди просто ощущают, что тарифы завышены, а проверить это обстоятельство не могут, так как это очень сложно сделать, если в процессе участвуют монополии. Ведь в тарифе на воду есть доля затрат на электроэнергию, а ее поставкой занимается "Харьковоблэнерго". А это еще одна монополия", - отметил Ситенко.

По его словам, например, в Киеве, чтобы разобраться в тарифообразовании на коммунальные услуги, заключили контракт с международным аудиторским агентством "Эрнстен Янг".

Ситенко отметил, что у жителей города не может не вызывать недовольства и качество воды. "ГОСТ на питьевую воду утвержден 40 назад, с тех пор требования к питьевой воде ужесточились. Но даже без гостов очевидно, что в кранах течет не совсем питьевая вода. Санэпидемстанция в 20% проб определяет, что в водопроводе течет техническая вода. А ведь тарифы составлены из расчета, что вода питьевая, которая дороже технической", - прокомментировал Ситенко.

Он сообщил, что "Самопоміч" обязательно обратится в АМКУ с просьбой проверить формирование тарифов на воду в Харькове. "Эта организация сможет выяснить все детали и предоставить структуру тарифов КП "Харьковводоканал" и других монополий. Ведь такая монополия, как "Харьковводоканал" никуда не денется. Мы же не может прокладывать еще один альтернативный водопровод. Передача этого предприятия в концессию – тоже не выход. Значит нужно наладить действенный контроль общественности за работой монополистов. Нам под силу сделать этот важный шаг", - отметил Ситенко.

Справка "SQ". Опрос показал, что:

Основное недовольство харьковчан вызывает подача горячей воды (47,5%) и отопление (35,0%). Уровень недовольства подачей горячей воды несколько увеличился с августа 2009 года, а недовольство отоплением осталось почти на том  же уровне (38,2% – август 2009 года). Каждый пятый опрошенный (19,3%) жалуется на работу лифтов. Своевременностью вывоза мусора недовольны 8,7% опрошенных. В этом вопросе следует отметить позитивную тенденцию по сравнению с 2009 годом. Тогда вывозом мусора были недовольны 28,1% опрошенных горожан. Доля недовольных подачей холодной воды тоже уменьшилась с 13,0% в августе  2009 года до 5,6% в августе 2015-го. Услугами электроснабжения и газоснабжения недовольны 6,5% и 6,3% респондентов соответственно. 2,0% неудовлетворенны работой канализации. 16,8% харьковчан удовлетворены всем. 

Цены на предоставляемые услуги не соответствуют их качеству и существенно завышены. Так считает 84,3% опрошенных жителей города. Только 5,5% придерживаются мнения, что цены на услуги соответствуют их качеству. Каждый десятый не смог дать оценку соотношению цены/качества.   Большинство (73,0%) опрошенных харьковчан полностью платят за коммунальные услуги. Каждый шестой (21,5%) платит за услуги, внося суммы за все виды услуг частями. 2,8% какие-то услуги оплачивают полностью, а за какие-то и вовсе не платят. 2,7% вообще не платят за коммунальные услуги.

Почти половина опрошенных (46,0%) тратят на оплату коммунальных услуг от четверти до половины семейного бюджета. 27,5% респондентов тратят от 50% до 74% семейного бюджета. 13,9% тратят на это менее 25% семейного бюджета ежемесячно и 4,7% – более 75%.  

В случае очередного повышения тарифов оплачивать полностью коммунальные услуги намереваются 21,5% опрошенных горожан. 41,8% планируют платить частично, 11,4% не собираются платить совсем. Каждый четвертый респондент (25,3%) затруднился ответить на этот вопрос.

Большинство (67,2%) горожан, принявших участие в опросе, считают неправильными санкции в отношении должников в виде отключения от услуг. 21,9% придерживаются противоположной точки зрения и считают данную санкцию допустимой. Каждый десятый не смог высказать свое мнение  однозначно. Согласно стихийной выборке было опрошено 600 жителей Харькова старше 16 лет. Квотами выступали пол, возраст и район проживания респондентов. Погрешность репрезентативности не превышает +/- 4,0%.