2011-й: подорожания, благоустройство, нелепости, медиавойна и грозящий затянуться "визит" ТимошенкоУшедший год не был таким кризисным, как предыдущие, но, скорее, потому, что к сложной экономической ситуации привыкли все – горожане, бизнес и власть. Поэтому повышение цен буквально на все не вызывало сколь-нибудь заметного возмущения. Городская власть продолжала активно заниматься благоустройством, оппозиция лишилась основных медиаресурсов и почти исчезла из местной политической жизни. С политической точки зрения год был относительно спокойным, и спокойствие это обусловлено еще и тем, что это был год без выборов. Правда, помитинговали льготники, но в Харькове эти протесты не носили массового характера – все основные события, как обычно, разворачивались в столице. А в самом конце года появился фактор, немного ожививший местную политическую жизнь, - водворение Юлии Тимошенко в харьковскую женскую колонию.  

Подорожания

В прошлом году дорожало буквально все. При этом продукты питания и одежда дорожали гораздо медленнее, чем проезд в общественном транспорте или коммунальные услуги. В начале года поднялись тарифы на тепло, воду, в апреле подорожала электроэнергия. В мае премьер-министр пообещал, что до конца года коммунальные тарифы расти не будут. Они, в общем-то, и не росли, однако уже с начала этого года в Харькове увеличились квартплата и тариф на вывоз мусора. На фоне предыдущих лет, на которые пришелся пик кризиса и ожиданий, с ним связанных, повышение цен на коммунальные услуги воспринималось, в общем-то, спокойно. По крайней мере, после увеличения коммунальных тарифов на улицы вышла лишь горстка маргиналов от политики. Никаких серьезных акций протеста подорожание не вызвало. Отчасти это объясняется тем, что каждое решение о повышении тарифов сопровождалось разъяснениями руководителей коммунальных служб о том, что существующий тариф никак не покрывает затрат, что нужно ремонтировать инженерные сети и повышать зарплаты работникам коммунальных служб и т.д. Пожалуй, единственный прокол случился у городской власти с повышением тарифа на вывоз мусора. В конце года на сессии горсовета было принято решение об увеличении нормы накопления бытовых отходов. Раньше она была чуть более четырех литров на человека, после решения сессии – около шести. Харьковчане быстро прикинули объем своих мусорных ведер, частоту походов к мусорным бакам и вполне справедливо рассудили, что норма эта, мягко говоря, завышена. Правда, серьезных волнений и этот факт не вызвал, т.к. общая сумма – 8,5 грн. в месяц с человека – не такая уж большая и не сравнима с ценой отопления, воды или электричества.

Повышение стоимости транспортных услуг происходило постоянно, но самая большая волна подорожаний пришлась на первую половину года: в феврале все харьковские автоперевозчики подали заявки на увеличение стоимости проезда минимум на 50 копеек и к апрелю подняли цены. Впоследствии многие из них поднимали цены еще раз в течение года. В марте до полутора гривен подорожал проезд в трамваях и троллейбусах, до двух гривен - в метро. Учитывая постоянные финансовые трудности метрополитена и "Горэлектротранса", подорожание проезда в метро и электротранспорте выглядит логичным. С частными автоперевозчиками все сложнее, ведь цены на топливо за год увеличились всего на несколько процентов. Цены на запчасти повысились, но точно не настолько, чтобы поднимать цену проезда на четверть или на треть. Вероятно, дело в том, что, во-первых, городская власть ужесточила требования к качеству подвижного состава частных перевозчиков, а во-вторых – возложила на перевозчиков часть затрат по содержанию патологически убыточного электротранспорта. Шаги эти еще в начале года казались по-своему логичными, однако после серии повышений цен на проезд в маршрутках и автобусах стало понятно, что расходы по всем этим мероприятиям частные перевозчики просто переложили на пассажиров. В целом, подорожание проезда в общественном транспорте было, пожалуй, самым резким по сравнению с повышением цен на другие услуги и товары. Продукты в прошлом году дорожали не значительно, а по некоторым позициям даже наблюдалось снижение цен. Год начался с  "гречневого кризиса", но в итоге областная власть сумела организовать закупку достаточного количества гречневой крупы и озаботилась тем, чтобы посевы гречихи в области выросли. В итоге цена на гречку более-менее стабилизировалась, никакого ее дефицита не наблюдалось.Самое существенное продуктовое подорожание прошлого года – это подорожание водки. В августе правительство повысило минимальную розничную цену на водку почти вдвое, до 26 гривен за пол-литра. От этого повышения минимальной цены, естественно, пострадали только потребители алкоголя дешевых марок, однако никакого брожения в массах этот факт не вызвал. Возможно, покупательная способность потребителей дешевой водки не упала настолько, чтобы ее подорожание стало проблемой, к тому же, скорее всего, сыграл свою роль тот факт, что традиции самогоноварения в нашей стране еще не утрачены. Самый стратегически важный, можно сказать, сакральный для украинцев продукт – хлеб - подорожал, и подорожал существенно. Пик подорожания пришелся на начало года. При этом областной администрации путем подписания меморандума с крупными производителями удалось удержать цены на так называемые "социальные" сорта хлеба. Хлебопеки компенсировали возможные убытки взлетом цен на остальную продукцию, однако это подорожание не было радикальным и легло в общую тенденцию повышения цен на продукты питания.  

Благоустройство

     Городская власть и после местных выборов не сбавила оборотов благоустройства. Перечислять все благоустроенные скверы, отремонтированные дороги и прочие шаги на пути улучшения городской среды обитания не имеет смысла. Достаточно сказать, что в августе Кабмин признал Харьков лучшим городом Украины по благоустройству.

     Были, правда, на этом пути у городской власти и довольно сомнительные с точки зрения целесообразности шаги. Например, реконструкция Нетеченской набережной. Это далеко не самое посещаемое харьковчанами место обзавелось таким множеством скамеек, что даже некоторые городские парки не могут похвастаться таким количеством мест для сидения на один квадратный метр.

   Но самый грандиозный и неоднозначный проект, затеянный городской властью, – реконструкция парка Горького. Точные суммы, которые уже потрачены на этот проект, и суммы, которые еще планируется потратить, - впечатляют. Первоначально запланированная сумма составляла 20 миллионов евро, потом она неоднократно корректировалась в сторону увеличения. В сентябре стало известно, что из городского и областного бюджетов на проект уже выделено 40 миллионов гривен и заключено соглашение об открытии кредитной линии на 20 миллионов евро. В городском бюджете на 2012 г. на реконструкцию парка Горького заложено 50 миллионов гривен. Тратиться эти средства будут в том числе и на закупку дорогостоящих аттракционов импортного производства. В общем, парк, скорее всего, станет предметом особой гордости Первой столицы. Правда, вызывает удивление вложение миллионов евро именно в этот проект. Особенно на фоне того, что, во-первых, Харьков и так освоил миллиарды гривен на благоустройство в рамках подготовки города к Евро-2012, а во-вторых, город имеет массу неразрешенных до сих пор проблем. Это, например, отсутствие многоэтажных парковок и транспортных развязок там, где они необходимы для устранения проблемы пробок. Кроме того, в реконструкции нуждаются инженерные сети, подъезды и крыши домов, внутриквартальные дороги и т.д. Конечно, решение этих проблем не так впечатляюще выглядит, как американские горки или самое большое в Украине колесо обозрения, но для нужд горожан, кажется, гораздо важнее.  

Льготная реформа и протесты льготников

Реформу льготной системы, которая таковой нигде не называлась, очевидно, в целях конспирации правительство пыталось замаскировать законопроектом об исполнении судебных решений. Согласно этому законопроекту, государство не обязано было выплачивать средства льготникам по решениям судов в том случае, если эти расходы не предусмотрены бюджетом. Кроме того, законопроект фактически обнулял всю систему льгот, отдавая правительству право определения их размеров.

В прошлом году власть делала немало странных шагов, но этот, пожалуй, может занять первое место в рейтинге самых нелепых действий правительства. Во-первых, нужно быть очень невысокого мнения об интеллектуальных способностях украинцев, чтобы считать, что "маскировка" обнуления системы льгот сработает и никто не догадается, что кроется за законопроектом с расплывчатым названием. Во-вторых, нужно обладать поистине ослиным упрямством и такой же сообразительностью, чтобы неоднократно пытаться протащить злополучный законопроект через парламент, несмотря на бушующие под окнами Верховной Рады митинги. И, в-третьих, нужно быть исключительно пугливым, чтобы после всех перипетий с подачей законопроекта, митингами, рабочими группами и т.д. в конечном итоге полностью отказаться от задуманного, испугавшись гнева народного, хотя митинги протеста, при всей своей агрессивности, не отличались многочисленностью.

В Харькове льготники тоже протестовали, причем начались акции протеста еще в начале года. В конце января местные чернобыльцы, афганцы и "дети войны" объявили о бессрочной акции протеста, начав митинговать под стенами облгосадминистрации. Когда опасность принятия "льготного" законопроекта миновала, объявленная как "бессрочная" акция закончилась, чтобы осенью снова возобновиться. И в начале года, и в конце в Харькове выступления льготников не были многочисленными, но часть харьковских протестующих была делегирована для участия в киевских акциях протеста.

   В конечном итоге правительство проиграло льготникам по всем фронтам, не только не добившись минимизации огромных льготных выплат, но и увеличив пенсии чернобыльцам и взяв на себя дополнительные обязательства по их выплате. Украина и так является единственной страной в мире, где право на льготы и социальные выплаты имеет почти половина населения, а после "капитуляции" правительства ситуация значительно усложнилась, т.к. выросла и без того колоссальная нагрузка на бюджет. Правда, и для многих чернобыльцев эта история, кажется, может закончиться весьма прискорбно. После того как проигрыш стал очевиден, власть стала делать то, что должна была делать еще до попыток пересмотреть порядок выплат льгот, – наводить порядок в системе льготного обеспечения, разбираясь с фальшивыми льготниками. По сообщениям СМИ, каждый пятый чернобылец получил свой статус в последние годы. Даже если эта цифра преувеличена, стало очевидным, что в Украине не одна тысяча человек необоснованно претендует на получение социальных выплат.  Контролирующие  органы по всей стране начали проверять списки льготников в поисках тех, кто незаконно получил право на льготы. В рамках этой работы на допросы неоднократно вызывались харьковские активисты-чернобыльцы. Во время одного из допросов двум чернобыльцам стало плохо, и их из следственного управления ГУ МВД забирала "скорая". Каждый вызов на допрос сопровождался пикетом под зданием, где он проводился, оппозиционные СМИ сообщали о "расправе" над активистами. В общем, выглядело это все довольно драматично. Правда, говорить о "преследованиях" рано, по крайней мере, в Харькове: следствие еще идет, и делать какие-то выводы до его окончания бессмысленно. Тем более что в прошлом году уже была ситуация, когда оказалось, что "политические преследования" оказались вовсе не преследованиями.  

"Преследования" харьковской оппозиции

В июле, когда в здании по адресу Сумская, 88, где находится офис подконтрольного экс-губернатору Арсену Авакову акционерного общества "Инвестор", проходил обыск, мало кто сомневался в том, что это мероприятие - не что иное, как попытка давления на оппозицию. Тем более что обыск проводился со всеми необходимыми "атрибутами" - спецназом, блокированием людей в помещениях и отсутствием на тот момент внятных комментариев правоохранителей. Сам Аваков периодически появлялся на балконе и обращался к немногочисленным сторонникам оппозиции, дежурившим возле здания, со сдержанно патетичными речами и даже бросал им записки. Кроме того, в здании, где проводился обыск, находились редакции подконтрольных Авакову СМИ, в их помещениях тоже побывали правоохранители. Этот факт тут же был расценен как "давление на свободные СМИ" и на время отвлек внимание общественности от того, с чего это вдруг милиционеры появились на пороге офиса АО "Инвестор".

А ситуация оказалась гораздо интереснее, чем виделась изначально. Харьковская милиция возбудила уголовное дело по факту мошеннического завладения земельным участком площадью около 700 га на территории одного из поселковых советов Харьковского района. Участки эти были не пустырями, а принадлежали вполне конкретным огородникам, которые были банально обмануты. При этом АО "Инвестор" вполне законно купило эти участки у фирм, использовавшихся при мошенничестве. Правда, телефоны, которые указывали эти фирмы в учредительных документах, находились по адресу Сумская, 88. Да и вообще, было очевидно, что провернуть такую крупную аферу без участия серьезной коммерческой структуры, а главное - без прикрытия со стороны власти - невозможно. Отъем земельных участков произошел в бытность Арсена Авакова губернатором, и сомнений в причастности последнего к афере уже не оставалось, кажется, ни у кого. Тем более что даже местные оппозиционеры как-то вдруг замолчали, предпочитая вообще никак не комментировать ситуацию. Сам экс-губернатор, конечно, для порядка пошумел о "преследованиях", а потом просто исчез. Причем исчез не из информационного пространства, а вообще из страны. Его исчезновение сопровождалось утратой нескольких ключевых активов: в частности, Аваков продал свою долю хлебозавода "Салтовский" и телекомпании "7 канал". Все это позволило предположить, что отбыл из Харькова экс-губернатор надолго и возвращаться не собирается. А тем временем по делу были арестованы несколько топ-менеджеров подконтрольных Авакову структур, а его правая рука – Геннадий Гаевой - был объявлен в розыск. После исков прокуратуры и решений судов о возврате земельных участков, ранее незаконно выделенных АО "Инвестор", стало окончательно понятно, что во время губернаторства Арсена Авакова менеджмент подконтрольных ему коммерческих структур не терял времени даром и вовсю работал над тем, чтобы превратить губернатора в крупного землевладельца.

Казалось бы, после такого крупного провала оппозиции в Харькове уже не выжить, однако любовь к политикам у нас часто иррациональна, а потому испачкавшийся в коррупционном скандале и бежавший экс-губернатор по-прежнему остается в глазах немногих харьковских поклонников БЮТ местным символом борьбы с "преступным режимом".

Зачистка информационного пространства

В сентябре харьковская оппозиция получила удар едва ли не более сокрушительный, чем уголовное дело против должностных лиц подконтрольных Арсену Авакову структур. Сразу три телеканала, входящих в сферу влияния главного БЮТовца области, были отрезаны от эфира. Непосредственными виновниками "торжества" оказались провайдеры, по формальным причинам отказавшиеся передавать сигнал на "вышку", и облСЭС, запретившая использовать для передачи сигнала радиорелейную станцию. Руководители каналов тут же обвинили в происходящем городскую власть, та списала все на внутренние проблемы каналов. Скандал получил очень большой резонанс – дело дошло даже до парламентского комитета по свободе слова, однако в итоге несколько месяцев спустя в эфир вышла только "Фора", но уже с новыми руководителями и, соответственно, – с угодным власти контентом. Телеканал "А/ТВК" не вещает, а телекомпания "АТН" – главный производитель оппозиционных новостей - продолжает свою работу, но только в интернете и радиопространстве. При этом никаких сколь-нибудь значимых акций протеста не наблюдалось. Пикетировали мэрию только сотрудники телеканалов и несколько активистов-общественников из окружения Авакова. Сам он, кстати, к этому моменту был уже за пределами страны, и вся его реакция свелась к пространному блогу на "Украинской правде". А зрительская аудитория никак не отреагировала на лишение каналов эфира. Очевидно, виной всему - низкое качество программ, производимых этими каналами, что,  впрочем, характерно для всего харьковского телевидения. К тому же яркая идеологическая направленность принадлежащих Арсену Авакову медиаресурсов не оставляла места даже для разговоров об объективности или независимости. Поэтому общественность восприняла исчезновение из эфира "АТВ/К", "Форы" и "АТН" спокойно. В журналистской среде лишь посокрушались о зачистке информационного пространства и о коллегах, лишившихся работы, а самых дальновидных медиаменеджеров ситуация заставила задуматься над тем, что выполнение идеологического заказа владельца еще не гарантирует безоблачного существования медиаресурса.  

Дело Тимошенко

Всеукраинская тема номер один – суд над Юлией Тимошенко - на политической жизни Харькова практически никак не отразилась. По сути, была проведена одна-единственная акция протеста – через несколько дней после ареста Тимошенко харьковская "Батьківщина" провела митинг, на котором присутствовало от силы человек 500. После этого вся публичная активность местных БЮТовцев ограничилась заявлениями депутатов областного и городского советов на сессиях, никаких более-менее массовых акций с тех пор не проводилось. 30 декабря осужденную Юлию Тимошенко этапировали в Качановскую исправительную колонию, расположенную в Харькове. Этот факт взбодрил местных поклонников Юлии Владимировны настолько, что некоторые из них даже решили встретить Новый год под стенами колонии. Мероприятие посетило человек 50, при этом никто из нардепов и руководителей "Батьківщини" под стенами колонии замечен не был. В общем, никакого особого ажиотажа "визит" Юлии Тимошенко в Харьков не вызвал. Кстати, возможно, для водворения Тимошенко Харьковская область была выбрана в том числе и потому, что местная областная организация "Батьківщини" фактически обезглавлена и слаба, а потому не в состоянии организовать сколь-нибудь значимых акций протеста под стенами пенитенциарного учреждения, которому "посчастливилось" принять высокопоставленную узницу. Конечно, в этом году харьковская Качановская колония будет неоднократно упоминаться в лентах новостей, но вряд ли в связи с протестными мероприятиями.

Прогнозы

2012-й год будет годом парламентских выборов. Это событие окажет влияние на все сферы жизни. Во-первых, в Харькове развернется едва ли не более драматичная, чем сами выборы, борьба за право выдвигать по мажоритарным округам претендентов от власти. Оживления наверняка добавит тот факт, что руководство Партии регионов точно захочет прислать в Харьков "варягов" - выдвиженцев, которых за прошлые или будущие успехи надо бы наделить депутатским мандатом, но на данный момент  заслуг перед партией у этих кандидатов недостаточно, чтобы получить проходное место в списке. Так что вполне возможно, что еще до старта избирательной кампании в области начнется война компроматов, серия подковерных интриг и прочее брожение, связанное с борьбой за право выдвигаться от партии власти, что в наших реалиях означает не только поддержку партийным брендом (который, к слову сказать, к тому моменту может изрядно потускнеть), но и доступ к административному ресурсу. Оппозиция, по крайней мере в Харькове, никаких сюрпризов не преподнесет и карты регионалам не смешает, потому как выдвигать по мажоритарным округам ей просто некого.