2009-й. Кризис, предвыборная кампания и местный колорит

Экономический кризис и президентские выборы. Эти два явления так или иначе определяли 2009 год. Однако в нашем городе происходили процессы, никак не связанные напрямую с глобальной экономической и политической ситуацией в стране. Так сказать "местный колорит".

Агония "Горэлектротранса" и единая транспортная схема

Коммунальное предприятие "Горэлектротранс" умирает. Спасти его может только чудо. Причина бедственного положения коммунальных транспортников – уродливая система льгот, из-за которой трамваи и троллейбусы половину пассажиров катают бесплатно. Оплачивать этот альтруизм транспортников обязано государство, но оно необходимых денег не выделяло несколько лет. Ситуация должна была рано или поздно взорваться, и она взорвалась в 2009-м.

28 сентября прошлого года коммунальные транспортники объявили забастовку – троллейбусы и трамваи на маршруты не вышли. Эффект от этого мероприятия был нулевой. Правительство осталось глухо к требованиям сотрудников "Горэлектротранса" и дополнительных денег не выделило. Потом транспортники помитинговали под Кабмином – тот же эффект.

Городская власть попробовала решить проблему административными методами. Одного начальника "Горэлектротранса" заменили на другого, провели проверки, которые ничего не выявили. Денег от этого, конечно, больше не стало. Чтобы хоть как-то разрядить ситуацию, из городского бюджета выделили 9 миллионов гривен для погашения задолженности по зарплате. Но этой суммы явно недостаточно, а главное - проблема перевозки льготников все так же не решена.

Не смотря на очевидную тупиковость ситуации с коммунальным транспортом, харьковские градоначальники смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. Они заготовили для Харькова проект под названием "Единая транспортная схема". Первым шагом в этом направлении стало создание очередного коммунального предприятия "Харьковпасс". Это предприятие по задумке городских чиновников должно стать "единым заказчиком перевозки пассажиров" от имени населения города. Другой "единый заказчик от имени населения" – КП "Жилкомсервис" - никаких особых преимуществ по сравнению с канувшими в лету ЖЭКами так и не продемонстрировал. Уже поэтому закрадываются серьезные сомнения, что КП "Харьковпасс" способно переломить ситуацию с городским транспортом.

Кроме того, "единая транспортная схема", мечта харьковских градоначальников, уже существует и без их участия: эта схема сформирована частными перевозчиками, которые ставят свои маршруты там, где они действительно нужны, т.е. формирование транспортной сети происходит постоянно и гибко. Вряд ли вмешательство городских властей в этот процесс будет способствовать его оптимизации. Насколько оправдано создание единой транспортной схемы от городской власти, мы увидим уже в этом году.

Война с "Таргетом"

Братья Протасы, владельцы сети супермаркетов "Таргет", в прошлом году доставили и областной, и городской власти очень много хлопот. В конце 2008 года Александра Протаса с боем сняли с должности заместителя начальника ГАСК. Пока Протас работал в этой организации, между застройщиками и ГАСК буквально шла война. С уходом Протаса напряжение спало, а сам он исчез из новостных лент.

В середине июля по "Таргету" прокатилась волна проверок. Младший брат Александра Протаса, Владислав, тут же обвинил в происходящем губернатора Арсена Авакова. Более того, по словам Протаса, весь этот сыр-бор с проверками связан с тем, что некие доверенные лица Авакова требовали передать им часть корпоративных прав "Таргета".

Работники "Таргета" устроили пикет под зданием Кабинета министров. Премьер-министр Юлия Тимошенко поручила разобраться в ситуации. В Харьков приехала председатель Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Александра Кужель и пожурила проверяющих. Конфликт затих, но в начале ноября "Таргетом" занялась СБУ. По заявлению харьковских чекистов, супермаркеты проверяли по факту уклонения от уплаты кредитов банкам, в том числе государственным. Владислав Протас, конечно, снова обвинил в происходящем губернатора.

Арсен Аваков свое "особое отношение" к "Таргету" неизменно опровергал, не забывая, впрочем, подливать масла в огонь, озвучивая все новые и новые претензии к руководителям сети супермаркетов. Городская власть в этот конфликт не вмешивалась. Секретарь горсовета Геннадий Кернес предпочел расставить все точки над "i", заявив: "Мэрия не участвует в конфликте между председателем Харьковской облгосадминистрации Арсеном Аваковым и семьей Протасов".

После "оранжевой революции" Александр Протас некоторое время считался соратником губернатора и даже числился у него в советниках. Почему разошлись пути Александра Протаса и Арсена Авакова – неизвестно. На этот счет ходили самые разные слухи, ни один из которых не был ни подтвержден, ни опровергнут. Очевидно одно – конфликт между хозяином "Таргета" и губернатором нешуточный, поэтому он продолжится в этом году и будет длиться, по меньшей мере, до тех пор, пока Арсен Аваков будет находиться в кресле губернатора, а значит – будет иметь административные рычаги для давления на своего бывшего советника.

Конец райсоветов

Харьковская городская власть в прошлом году продемонстрировала "кто в доме хозяин", приняв самое радикальное решение за все время своего существования. Речь идет об упразднении райсоветов.

Харьковский горсовет 25 ноября на сессии принял решение о прекращении проведения выборов депутатов райсоветов Харькова с 30 мая 2010 г. Этому решению предшествовала целая пиар-кампания, которую развернула городская власть. Выступлениям мэра по поводу упразднения райсоветов вторили "голоса с мест", которые повторяли аргументы Михаила Добкина. Главный аргумент: райсоветы – "пятое колесо", которое уже давно ничего не решает, т.к. главные вопросы – финансовые – решаются на городском уровне, а не на уровне районов.

Оппозиция харьковской городской власти попыталась было оспорить это решение, заявляя о централизации власти, которая идет вразрез с идеей усиления местного самоуправления. Однако горстка районных депутатов от БЮТ и НУНС в силу своей малочисленности ничего не смогла противопоставить ни городской власти, ни фракциям Партии регионов в своих райсоветах.

Кстати, о негативных последствиях централизации власти. С этим аргументом согласился народный депутат Украины от фракции БЮТ, харьковчанин Алексей Логвиненко. Правда, после его комментария централизация перестала выглядеть однозначным злом. В блоге нашего информагентства, комментируя ситуацию с упразднением райсоветов, он написал: "Плюс заключается в том, что в условиях ограниченных ресурсов (а такая ситуация сложилась в результате кризиса) централизованное управление всегда более результативно. С этой точки зрения упразднение районных советов будет иметь положительный эффект".

Итак, с райсоветами в Харькове покончено. Единственный вопрос, который остался пока не решенным, – как будут функционировать исполнительные органы власти в районах, ведь их упразднять никто не собирается, тем более, в отличие от райсоветов, они действительно нужны для решения текущих задач, связанных, прежде всего, с социальным обслуживанием населения районов города. Очевидно, будут созданы некие "районные администрации".

Как бы там ни было, заниматься организацией районных органов исполнительной власти придется Михаилу Добкину. Выборы мэра, которые пройдут в мае этого года не принесут сюрпризов – то, что Михаил Добкин будет вновь избран мэром, не вызывает никаких сомнений хотя бы в силу отсутствия реальных альтернатив.

Протесты

2009 год ознаменовался резким ростом количества акций протеста по всей Украине. Харьков, согласно результатом мониторинга центра исследования общества Национального университета "Киево-Могилянская академия", оказался в числе украинских городов, лидирующих по числу проявлений народного гнева. По количеству этих акций прошлый год был действительно "урожайным", вот по числу участников эти акции были очень небольшими.

Отчасти, этот факт объясняется еще одной особенностью – в 2009 году было много "специализированных" акций, когда вектор возмущения был направлен против конкретных действий или бездействия власти по определенным направлениям. Соответственно протестующие часто были объединены одной проблемой, которая не находила отклика у широких слоев населения. Например, сотрудники игорных заведений протестовали против запрета игорного бизнеса, вкладчики банка "Европейский" требовали от Нацбанка мер по возврату вкладов, сотрудники уже упомянутого "Таргета" протестовали против проверок…

Еще одна особенность прошлогодних акций протеста – их аполитичность. Даже к концу года, когда президентская предвыборная гонка набирала обороты, акции протеста были по большей части аполитичными. Конечно, некоторые политические силы пытались "оседлать" волну народного гнева, как, например, Блок левых сил, который собрал пикет против ликвидации райсоветов, однако тон все же задавали не политики, а профсоюзные деятели (в случае акций протеста сотрудников того или иного предприятия) или активисты-общественники.

Последних появилось великое множество – представители общественных организаций, состоящих из нескольких энтузиастов, самозваные правозащитники, члены каких-то инициативных групп… Вся эта разношерстная публика много шумела, пытаясь попиариться, но практического результата от их деятельности не было никакого, да и не могло быть - акции протеста, состоящие всего из нескольких десятков человек, власть просто игнорировала.

Экономический кризис

Прошлый год прошел под знаком экономического кризиса. С ним боролись все – чиновники, бизнесмены, политики и руководители промышленных предприятий. Каждый вложил свою лепту в преодоление этого страшного явления в меру своих сил, способностей и возможностей.

В феврале 16 народных депутатов, в том числе 9 харьковчан, встретились с руководством Харьковского облсовета и облгосадминистрации. Они заявили о готовности поддержать действия областной власти, направленные на преодоление кризиса. Этот порыв нардепов, по сути, закончился ничем. Депутаты разбрелись по политическим лагерям, где продолжили бороться с кризисом согласно генеральным установкам своих партий: одни рапортовали об успехах правительства, другие правительство критиковали. А местная власть боролась с кризисом, постоянно перекраивая скудные бюджеты и строча обращения к высшим органам государственной власти.

Харьковские бизнесмены, подстегиваемые кризисными явлениями, в прошлом году были как никогда активны. Они выходили на улицы с митингами, проводили пикеты и писали обращения. Никаких ощутимых результатов эти акции не принесли. В частности потому, что очень часто за волной предпринимательского гнева просматривались интересы той или иной политической силы.

Впрочем, делались и конструктивные попытки разрешить кризисную ситуацию в отдельно взятой отрасли. Например, харьковские застройщики, бизнес которых был остановлен отказом банков давать кредиты, в ноябре провели с банкирами круглый стол. Застройщики попытались убедить банкиров снова финансировать строительство. Банкиры остались равнодушны к просьбам строителей, однако эффект от мероприятия все же имел место. По крайней мере была продемонстрирована готовность бизнесменов объединяться и искать пути решения проблем вместо того, чтобы в очередной раз чего-то требовать от власти.

Большинство харьковских промышленных гигантов и без кризиса не демонстрировали блестящей работы, а уж с наступлением серьезных проблем в экономике и вовсе стали биться в конвульсиях. Но к концу года ситуация, кажется, стала стабилизироваться. На авиазаводе и заводе им.Малышева даже была ликвидирована задолженность по зарплате. Что интересно, оба этих предприятия сумели в кризисный год не просто выстоять, а значительно укрепить свои позиции. ХАЗ в прошлом году сдал заказчикам три самолета. Завод им.Малышева получил заказ на танки для Министерства обороны и участвует в производстве БТРов для Ирака.

Есть в Харькове промышленный гигант, который кризис вообще практически не затронул. Речь идет о "Турбоатоме". За прошлый год завод окончательно закрепил за собой статус самого успешного предприятия региона.

Конечно, есть среди харьковских заводов и серьезно пострадавшие от кризиса. Завод им.Шевченко, например, находится в состоянии банкротства. Несмотря на усилия областных чиновников оградить предприятие от кредиторов, перспектив разрешения ситуации пока не видно. А на ХТЗ в 2009-м уволена тысяча сотрудников.

Президентская кампания

Для Харькова предвыборная кампания ознаменовалась многочисленными визитами кандидатов в президенты. Самыми резонансными были, конечно, приезды Юлии Тимошенко. Кресло премьера – отличное место для ведения предвыборной агитации: можно не только обещать, но и давать.

Например, 75 миллионов, выделенных Кабмином на строительство харьковского метро, пришлись очень кстати. В конце декабря по рельсам между строящимися станциями "23 Августа" и "Алексеевская" впервые прошло транспортное средство. Пока это была дрезина, однако раз есть дрезина, значит, есть рельсы, и, наверное, окончание строительства не за горами. Несмотря на то что строительство метро продолжилось благодаря Тимошенко, в ее честь вряд ли назовут даже дрезину. Зато гордым именем "Юлия" на ХАЗ назвали целый самолет. Так авиастроители выразили премьеру благодарность за выделение средств, которые оживили умиравшее в начале прошлого года предприятие.

Визиты остальных кандидатов в президенты такого резонанса не вызвали. Виктор Янукович, похоже, и так уверен в поддержке харьковчан, а потому своим присутствием баловал не особо. Даже в свой последний визит, приуроченный к открытию "Металлиста", он предпочел общаться с избирателями не Харькова, а Чугуева. Довольно бесцветно проходили визиты Арсения Яценюка и Петра Симоненко. Инна Богословская, которая называет себя харьковским кандидатом, постоянно бывала на публике, однако никаких эпатажных заявлений не делала. А вот Сергей Тигипко благодаря частому общению с прессой, похоже, сумел привлечь довольно много сторонников.

Свиной грипп

Кроме частых визитов кандидатов в президенты, предвыборную кампанию сопровождало еще одно явление – истерия по поводу свиного гриппа. Паника, вызванная, как оказалась, мнимой угрозой, похоронила несколько скандалов, крайне невыгодных премьер-министру. К чести городской власти здравый смысл возобладал в Харькове довольно быстро. Борьба с ветряными мельницами под названием "пандемия свиного гриппа" была свернута в нашем городе гораздо раньше, чем по всей Украине.

ЕВРО-2012 в Харькове

И последнее событие уходящего года, которое хотелось бы вспомнить, – решение УЕФА о том, что Харьков примет матчи финальной части ЕВРО-2012. Пятого декабря в присутствии высоких гостей открыли реконструированный стадион "Металлист", и вообще, подготовка к празднику футбола ведется ударными темпами. Сомнительно, что за оставшиеся до чемпионата два года Харьков станет европейским городом. Но бесспорно одно - такой стимул, как проведение ЕВРО, нашему городу необходим. Все дело в том, что мотивация не ударить в грязь лицом перед гостями, у нас, славян, традиционно сильнее желания достойно выглядеть перед самими собой.