Корпоративный банкинг возник в Украине с зарождением банковской системы. Он являлся основным толчком ее развития, своеобразной первоосновой существования.


После распада Советского Союза, когда банки активно начали входить в жизнь новой страны, обыватель не доверял кровно заработанных денег призрачным "хранилищам", в которых схоронилось "народное добро". Поэтому банкам приходилось делать упор на обслуживание юридических лиц. Но больших китов на рынке не так много, и когда оказалось, что они уже поделены, банки начали обращаться к обслуживанию физических лиц. Благо, простой человек стал больше доверять банкам, в которые, оказывается, можно не только положить свое добро, но и одолжить, как у хорошего друга. Доверие народа к банкам возросло, и, соответственно, изменились приоритеты. Сейчас основным направлением развития банковской сферы является обслуживание физических лиц, однако не стоит также забывать о "соли" банковской системы - корпоративном банкинге. Что изменилось на рынке спустя 15 лет? Об этом мы спросили у специалистов корпоративного бизнеса ведущих украинских банков.

 
В Багдаде все спокойно?

В последние годы многие украинские банки в своем развитии делают акцент на розничном бизнесе, но это не снижает значимости корпоративного. Как рассказал "SQ" заместитель управляющего филиала банка "Финансы и кредит" по корпоративному банкингу Дмитрий Шевцов, юридические лица остаются основой клиентской базы любого банка.

- Практически все крупные клиенты пользуются услугами далеко не одного банка, при этом требования, предъявляемые к банкам, более чем высоки. В условиях такой жесткой конкуренции важен не факт наличия текущего счета. Гораздо важнее количество услуг, востребованных тем или иным корпоративным клиентом. Да, доходность розничного бизнеса высока. Но при этом не стоит забывать о рискованности активных операций розницы, о необходимости развивать региональную сеть, открывать новые отделения и нести расходы на их содержание, - отметил Д.Шевцов.

 Говоря о конкуренции, заместитель руководителя корпоративного бизнеса по пассивным операциям АБ "Факториал-банк" Светлана Балык отметила, что в отношении корпоративного банкинга сложилась обычная ситуация здоровой конкуренции. Банки в борьбе за корпоративных клиентов предлагают новые продукты и услуги, осуществляют более гибкую тарифную политику. Это идет на пользу клиенту, банковской системе и, как результат, экономике Украины. Как рассказала С.Балык, особое внимание украинские банки уделяют поддержке сегмента малого и среднего бизнеса. Так, 2007 г., еще не закончившись, уже побил все рекорды по количеству программ и спецпредложений для малого и среднего бизнеса.
 

Начальник управления кредитования корпоративных клиентов ОАО "Мегабанк" Алексей Яценко отметил, что банки ведут плотную борьбу за корпоративных клиентов, но эта конкуренция достаточно прозрачна, поскольку "чем прозрачнее банк работает с клиентом, тем больше у него шансов привлечь последнего".

- Несмотря на поделенность рынка корпоративных клиентов, ежегодно регистрируется достаточно большое количество новых юридических лиц, регистрируются субъекты предпринимательской деятельности, которые, несомненно, обращаются в банки. На уровне же крупных клиентов банки могут конкурировать скоростью принятия решений, стоимостью кредитных ресурсов, прозрачностью процедур и качеством обслуживания. Самый крупный бизнес поделен, но за право обслуживания представителей среднего бизнеса банки могут активно побороться, - подчеркнул А.Яценко.

 
Чего изволите?
 
Работать с корпоративным клиентом - все равно что пытаться ублажить дитя, выращенное любящей бабушкой. В отличие от розничного бизнеса, который направлен на поточное обслуживание, корпоративный всегда требует индивидуального подхода. Эксперты в один голос утверждают, что работать с корпоративными клиентами так же нелегко, как и найти специалиста по работе с ними. Они отмечают, что продукт, предлагаемый корпоративным клиентам, намного сложнее, поскольку требует творческого и подчас нестандартного подхода.
А.Яценко: "По специфике банковского рынка основные продукты, необходимые для обслуживания юридических лиц, давно придуманы. И все новое является модификацией давно забытых старых. Революционных прорывов и создания абсолютно новых продуктов не было на протяжении последних лет и, очевидно, не предвидится. Важно уметь использовать те продукты, которые есть, и предложить клиенту наиболее подходящий для него в настоящий момент, хотя не последнее место в борьбе между банками занимает и ценовая политика. Не секрет, что, учитывая жесткую конкуренцию, тарифы во всех банках идут примерно ноздря в ноздрю".
 
Д.Шевцов: "Наиболее востребованным продуктом корпоративного бизнеса продолжают оставаться кредиты. С приходом иностранного капитала в банковскую систему Украины у целого ряда банков появился дополнительный аргумент в привлечении клиентов – низкая процентная ставка по кредитам. Но как показала практика, демпинг сам по себе не может обеспечить стабильный рост ни клиентской базы, ни кредитного портфеля, ни доходов. Знание специфики украинского бизнеса, насыщенность продуктового ряда, высокая технологичность банка, правильное расположение точек продаж и, самое главное, высокопрофессиональный кадровый состав – вот основные факторы успеха любого банка.

С каждым годом вопросы, с которыми клиенты обращаются в корпоративный бизнес, становятся сложнее, и решать их приходится, использовав не один-два, а целый ряд продуктов, адаптированных к запросам конкретного клиента. И, как показывает практика, именно профессиональное решение проблемы, а не низкая процентная ставка, позволяет клиенту принять правильное решение при выборе обслуживающего банка".

 
А что вы можете?
 
В харьковском филиале банка "Финансы и кредит" обслуживается более 2 тыс. корпоративных клиентов. Им предложен полный спектр банковских услуг: расчетно-кассовое обслуживание, проведение валютных, вексельных, депозитных, документарных операций, все виды кредитных операций, включая международное финансирование.

Одним из наиболее интересных проектов харьковского филиала, осуществленных в последнее время, является кредит, выданный КП "Харьковские тепловые сети". Как сообщил "SQ" Д.Шевцов, "из всех банков, участвовавших в тендере, объявленном КП "Харьковские тепловые сети", мы смогли предложить наиболее интересные условия. В результате, благодаря слаженной работе нашей команды, в течение трех дней выдан кредит на сумму 12 млн.грн. За счет этих средств был оплачен газ, приобретаемый у НАК "Нефтегаз Украины", столь необходимый Харькову в новом отопительном сезоне".

В "Мегабанке" обслуживается более 6 тыс. юридических лиц. В настоящий момент совместно с Международным банком реконструкции и развития "Мегабанк" реализует второй проект развития экспорта, в рамках которого предприятия-экспортеры могут получить кредит на обновление основных фондов, модернизацию производства или просто на пополнение оборотных средств на более выгодных условиях. Недавно "Мегабанк" подписал с Европейским банком реконструкции и развития договор о предоставлении кредитов в размере 20 млн.долл. для кредитования предприятий микро-, малого и среднего бизнеса.
 
АБ "Факториал" обслуживает более 10 тыс. юридических лиц. Как рассказала С.Балык, основную часть клиентов составляют представители среднего и малого бизнеса. Постоянно увеличивается клиентская база в сегменте крупных корпоративных и VIP-клиентов. Банк предлагает на рынке наиболее полный ряд банковских продуктов и услуг, потребность в которых зависит от потребностей бизнеса клиентов на каждом этапе их развития:

Если предприятие располагает временно свободными денежными средствами, банк может предложить широкий спектр депозитных программ на срок от 1 дня.

Если предприятию необходимы дополнительные финансовые ресурсы для развития бизнеса, банк предлагает спектр различных кредитных продуктов от овердрафта до кредита, кредитной линии, факторинга, операций с векселями и другими ценными бумагами.

Если предприятие ведет внешнеэкономическую деятельность, возможности и опыт банка "Факториал" в этой сфере деятельности позволят клиенту максимально выгодно и удобно произвести операции по покупке (продаже) иностранной валюты, провести расчеты по внешнеэкономическим контрактам, произвести расчеты с помощью документарных инструментов и т.д.

С начала года с целью повышения уровня обслуживания и привлечения новых клиентов Банк улучшил условия таких классических продуктов, как кредит, кредитная линия, овердрафт, факторинг, внедрил программу "Авто в кредит", а также программы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса "Коммерческая ипотека", "Приобретение оборудования", "Приобретение автотранспорта".

Кроме этого, Банк предлагает корпоративным клиентам услуги "Клиент-банка", "Internet-Banking". В ближайшем времени корпоративные клиенты "Факториал-банка" смогут воспользоваться услугой "GSM-банкинга". Для клиентов, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, разработана система финансового моделирования, которая включает в себя комплекс консалтинговых услуг по ВЭД.

"Мы считаем, что Банк становится успешным только с осознанием своей заинтересованности в развитии бизнеса своих клиентов. Мы всегда строим партнерские отношения с клиентами в свете долгосрочной перспективы. Мы считаем, что не клиент должен приходить к нам за продуктом или услугой, а мы сами должны предлагать клиенту продукты, исходя из специфики его бизнеса", - рассказывает С.Балык.

 
В будущее краем глаза
 
Говоря о перспективах развития корпоративного банкинга, А.Яценко отметил, что этот сегмент бизнеса находится в периоде поступательного развития, поскольку более консервативен, чем рынок банковских услуг для физических лиц. В этом сегменте реже появляются новые революционные продукты. Динамично растут потребности клиента в дополнительных ресурсах.
 

В АБ "Факториал-банк" считают, что Харьковская область по сравнению с другими регионами Украины занимает одно из ведущих мест в экономике страны, поскольку исторически сложилось так, что Харьков является крупным промышленным центром Украины.

С.Балык: "Харьковский регион, имеющий такие предприятия-гиганты, как ОАО "Турбоатом", ОАО "Харьковский подшипниковый завод", ОАО "Харьковский тракторный завод", ГП "Завод им.Малышева", предприятия пищевой промышленности, здравоохранения, крупные торговые сети, предприятия других сфер деятельности, имеет огромные перспективы в развитии такого сегмента банковского бизнеса, как корпоративный. На многие предприятия пришли новые инвесторы, в планах которых - развитие данных заводов и расширение бизнеса, многие предприятия осваивают новые технологии и расширяют ассортимент производимой продукции, и банковский сектор в связи с этим будет оказывать поддержку в развитии бизнеса таких клиентов".

Она отметила, что Банк планирует внедрить программы проектного торгового финансирования и финансового лизинга. Понимая социальную ответственность бизнеса, специально для неприбыльных организаций Банк разработал партнерскую программу "Социальные инициативы". Благодаря программе, клиент сокращает свои расходы и может максимально удобно распорядиться временно свободными средствами, поместив их на депозитном счету под 9% годовых. Кроме того, клиент имеет возможность снимать деньги со счета или докладывать их в любое удобное время.

Делясь планами на будущее, Д.Шевцов рассказал, что вопросы кредитования корпоративных клиентов в настоящее время выходят на новый уровень. Все чаще в банк обращаются клиенты с очень перспективными проектами, требующими многомиллионного финансирования с нуля. Однозначно, в корпоративном секторе можно оставаться, кредитуя малый и средний бизнес, но мировые тенденции дают все основания предположить, что будущее за крупными инвестиционными проектами. В связи с этим банк уже подписал соглашения с рядом европейских банков, которые и будут инвестировать подобные проекты. Соответственно и требования к заемщикам будут предъявляться очень высокие:

Обязательное прохождение процедуры международного аудита (IPO).

Минимальная сумма кредита - 1,5-2 млн.долл. (меньше просто неинтересно!).

Как подчеркнул Д.Шевцов, "наш банк не забывает о среднем и малом бизнесе. Сейчас, расширяя региональную сеть, открывая новые отделения, мы активно изучаем перспективы развития корпоративного сектора по всей Харьковской области".

Справка "SQ". ОАО "МЕГАБАНК" (в 1990-1995 гг. – банк "Добродий") основано в 1990 г. Сегодня банк входит в Ассоциацию украинских банков (АУБ), ассоциацию "Южно-украинская торгово-информационная система", ассоциацию "Украинский кредитно-банковский союз" (УКБС), Харьковский банковский союз, Профессиональную ассоциацию регистраторов и депозитариев (ПАРД), ОАО "Межрегиональный фондовый союз" (МФС), Первую фондовую торговую систему (ПТФС), Фонд гарантирования вкладов физических лиц, Украинскую межбанковскую валютную биржу, Систему MasterСard International, также банк является партнером компании Western Union. Сегодня банк предоставляет полный спектр классических банковских услуг, которыми пользуются более чем 257 тыс. клиентов. "Мегабанк" имеет 10-ю по размеру в Украине региональную сеть – 179 филиалов и отделений в 19 регионах страны. К концу 2007 г. планируется открыть представительства банка во всех регионах Украины.

Специалисты "Мегабанка" разработали и внедрили в 9 городах Украины уникальный банковский продукт – Единый расчетный центр по оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2006 г. центр стал победителем всеукраинского конкурса-выставки "Лучший отечественный товар 2006 г." в номинации "Банковские, страховые, финансовые услуги", а также получил диплом межгосударственной выставки "15 лет СНГ. Сотрудничество и интеграция". В 2006 г. банк получил одну из высоких комплексных рейтинговых оценок по системе CAMELS, выполнил все экономические нормативы Национального банка Украины. Банк занимает 9-е место среди наиболее посещаемых банков и 11-е место среди наиболее привлекательных банковских учреждений страны, согласно исследованиям компании Gfk. На 1 сентября 2007 г. уставный фонд "Мегабанка" составил 200 млн.грн., собственный капитал - 315 млн.грн. Чистые активы - 1,55 млрд.грн., кредитный портфель - 1,17 млрд.грн., депозитный - 896 млн.грн.

Акционерный банк "ФАКТОРИАЛ-БАНК" зарегистрирован НБУ 1 декабря 1992 г. Является постоянным участником Фонда гарантирования вкладов физических лиц. По состоянию на 1 октября 2007 г. чистые активы Банка составили 1 млрд. 100,172 млн.грн., в т.ч. кредиты физическим лицам – 310,642 млн.грн., юридическим – 376,920 млн.грн. Обязательства Банка составили 960,604 млн.грн., в т.ч. средства юридических лиц – 432,911 млн.грн., физических – 435,158 млн.грн. Уставный капитал Банка - 102,112 млн.грн. 3-й квартал 2007 г. Банк закончил с прибылью 1732 тыс.грн.

В структуре Банка насчитывается 63 структурных подразделения. Среди клиентов Банка - ООО "Концерн Стирол", ООО "МКС", ООО "Аэрокоптер Трейд", ООО "Азот-Транс ЛТД", КП ПТП "Вода", ТПК "Укринвест" в форме ООО, ПФ "Кибела", АО "Харьковский станкостроительный завод им.С.Косиора", СК "Европейский страховой союз", Ясиноватский хлебозавод, "Спецвузавтоматика", ТС "Электроленд", АО "Лозовской кузнечно-механический завод", ОАО "Харьковский подшипниковый завод".

Банк "ФИНАНСЫ И КРЕДИТ" зарегистрирован НБУ 30 октября 1991 г. как Украинский коммерческий банк делового сотрудничества, с 13 октября 1995 г. перерегистрирован как коммерческий банк "Финансы и кредит". В декабре 2002 г. в соответствии с законом "О банках и банковской деятельности" был зарегистрирован как ООО "Банк "Финансы и кредит". В 2007 г. преобразован из общества с ограниченной ответственностью в открытое акционерное общество (ОАО). Аудитор банка- KPMG.

По всей Украине банк "Финансы и Кредит" насчитывает 16 филиалов, региональная сеть превысила 350 отделений. На данное время в Харькове и области насчитывается 23 отделения. Банк является участником Фонда гарантирования вкладов физических лиц, а так же членом В Банке "Финансы и Кредит" работает международная система денежных переводов "AVERS", банк является прямым агентом компании "Western Union" и работает по агентским соглашениям с 38 банками. Банк "Финансы и Кредит" также является прямым агентом систем денежных переводов "Money Gram" (487 точек обслуживания), и "Анелик" (290 точек обслуживания).

Филиал Банка "Слобожанское региональное управление" был открыт в мае 1999 г. По состоянию на 01.11.2007 г. чистые активы филиала составили более 333 млн. грн. Размер кредитного портфеля превысил 244 млн. грн, где кредиты юридическим лицам составляют более 91 млн. грн., кредиты физическим лицам – более 153 млн. грн. Депозитный портфель физических лиц – более 120 млн. грн, депозитный портфель юридических лиц – более 60 млн. грн. Одним из приоритетных направлений деятельности является работа с малым бизнесом. По состоянию на начало августа 2007 года, кредитный портфель по программам для малого бизнеса составляет более 50 млн. грн.