О проблемах во взаимоотношениях трудового коллектива ЮЖД и руководства предприятия, а также о безопасности движения на железнодорожном транспорте

Участники: председатель свободного профсоюза вагонного участка №1 ЮЖД Александр Абросимов, председатель свободного профсоюза железнодорожников Украины Харьковского вагонного участка №1 Алексей Каменев.

А.Абросимов:
 
- Здравствуйте. Вы, наверное, сейчас все следите за тем, как железная дорога готовится к Евро-2012: закупается подвижной корейский состав "Hyundai", закупаются "Skoda", почему-то изначально хотели с финнами иметь дело, но все-таки решили взять у корейцев, и сейчас первый состав плывет в Одессу. Что касается безопасности на железнодорожном транспорте. Например, как Россия вводила у себя скоростное движение? Сначала было подготовлено полотно, так делали, например, на участках Санкт-Петербург - Москва, Санкт-Петербург - Нижний Новгород, где уже запущены скоростные составы. Сначала они приготовили путь, по которому не идут грузовые составы совместно с пассажирскими. Этот путь огорожен. Туда невозможно попасть ни людям, ни даже животным - все огорожено, все переезды автоматические. А у нас сначала закупается подвижной состав, а потом мы начинаем ломать голову, что с этим делать. Конечно, руководство ответит, что они провели огромную работу - где-то они отремонтировали станции, где-то полотно заменили, - но что касается безопасности движения, остаются вопросы. Например, на участке Харьков-Кременчуг есть станция Лещиновка, и, зайдя на наш сайт, вы можете увидеть материал "Кто ответит за жизнь пассажиров?". Там написано, что эта станция была построена таким образом, что, когда на ней находится состав, машинисту видно буквально полтора-два вагона, а дальше состав стоит на изгибе, и хвостовые вагоны не видны. На перроне находятся 3-4 вагона, остальные вагоны пассажирам приходится штурмовать, а там высота вагона на уровне груди. Сами понимаете, что были случаи, когда бабушка приносила табуретку, чтобы люди забирались в вагон. То есть для того, чтобы обеспечить какие-то минимальные меры безопасности и посадки пассажиров, проводникам приходится отходить на 8-10 метров от вагона и фонарем сигнализировать машинисту о том, что люди еще не закончили посадку. И когда мы эту тему подняли на уровне ЮЖД, нас начали поливать грязью. Но потом все-таки согласились, что да, действительно все было построено в спешке, но когда-то в дальнейшем все переделается. Также сейчас вводится скоростное движение. Что при введении этого скоростного движения мы выигрываем? "Укрзалізниця" (УЗ) сама призналась, что скорость подвижного состава в Украине составляет 55 км в час, а при введении скоростного движения мы выигрываем всего лишь 0,6 км. Так насколько же нужно закупать у корейцев эти составы? Не легче было пойти другим путем, например, закупить у той же России или Италии, которые у нас под боком?

Также под вопрос безопасности движения можно подвести последние выступления генерального директора УЗ Владимира Козака, которые я прочел в интернете. Он красочно описывает всю работу, которую провела железная дорога. УЗ в своей борьбе с коррупцией не замечает того, к чему это приводит. Сейчас, когда начальник поезда не может подбирать себе команду, вся воспитательная работа, как они говорят, вешается на его плечи. То есть даже если человек халатно относится к своей работе, он все равно будет ездить на этом поезде. Начальство говорит, что таким образом они борются с коррупцией, но коррупция только процветает: участились случаи контрабанды и массовых провозов безбилетников.

А.Каменев:

- Что касается безопасности на Харьковском вагонном участке, то подвижной состав в рейс готовится некачественно, из-за чего страдает и обслуживание пассажира, и сами пассажиры. Соответственно, получается, что все это происходит от того, что на 80% подвижной пассажирский состав изношен. Закупить вагоны тверского завода выгоднее: они дешевле, в России давно эксплуатируется.

А.Абросимов:

- Нами был поднят вопрос о том, что здоровье пассажира подвергается опасности. Например, наливные шланги, которые лежат на заправке между путями, валяются прямо на снегу, головки этих шлангов здесь же лежат с выпавшими фекалиями, с оторванными фановыми трубами. Я сделал в Харькове снимки всего этого, передали в Киеве в газету "Факты". Там этот материал по непонятным причинам дважды блокировался, но все-таки его выставили. Вчера мы провели комиссию с заместителем начальника дороги Кузьменко, приняли решение, что до 15 апреля должны устранить эти неполадки. Также уже было озвучено, что некачественно проходит подготовка состава в рейс. 23 февраля я был начальником поезда Харьков-Тернополь и вызвал на состав работников санитарной службы, которые наложили запрет на отправление этого поезда в рейс. Такого еще не было, чтобы запрет наложили на весь состав. Однако, несмотря на запрет, весь состав все-таки ушел на обслуживание пассажиров и съездил два раза. Мною этот состав принят не был, я об этом заявил и сказал, что ответственности за такой состав я на себя не беру. За это на предприятие был наложен крупный штраф.

А.Каменев:

- Нарушается режим труда и отдыха поездных бригад в рейсе, все это ведет, соответственно, к ухудшению безопасности, потому что проводник уставший. Это ведет к тому, что люди недополучают часы, которые они перерабатывают: у нас человек должен 15 дней работать, 15 дней отдыхать, а при закрытии часов получается, что положено 180 часов, а человек накатал 170 часов. Они берут часы с другого месяца и закрывают эти минусы.

- То есть вы хотите сказать, что нарушается трудовой договор?

А.Абросимов:

- Нет, нарушаются сами графики работы. То есть, например, в вагоне работает 3 проводника, есть отдыхающая смена. Но что такое отдыхающая смена? Ведь человек все равно находится на работе. Вот вы в свой обеденный перерыв можете выйти, пойти где-то попить кофе, подышать воздухом. А проводник не может покинуть свое рабочее место. Следующее: сами условия работы. У проводников в поездке нет условий для нормального отдыха, они не могут помыться или хотя бы постирать вещи. Нет ни одной душевой или какого-то выделенного для этого помещения. Если раньше в купейных вагонах выделялись места под грязное и чистое белье, то сейчас посчитали, что это нерентабельно, и отдали эти места в продажу. Наши просьбы игнорируются. И учет рабочего времени ведется неверно: человек проводит гораздо больше времени на работе, чем ему оплачивается.

Руководство сейчас ведет борьбу с коррупцией, но никто не замечает ту коррупцию, которая существует среди ревизионного аппарата. Если вы зайдете на наш сайт свободного профсоюза ЮЖД, то увидите крики о том, что начальник поезда собирает с человека по 500 грн. в месяц на подкуп, чтобы оплачивать эту ревизионную комиссию. А она приходит и все равно составляет акты.

- У вас накопилось очень много претензий. Почему вы пришли на пресс-конференцию именно сейчас, были ли какие-то переговоры с руководством, какие были ответы, какие полномочия имеет свободный профсоюз?

А.Абросимов:

- Почему на Харьковском вагонном участке появились свободные профсоюзы? Да потому что там коррупция расцвела до такой степени, что терпеть уже невозможно. У нас два свободных профсоюза. Один возглавляет Алексей, второй - я. Работаем мы совместно. Есть еще отраслевой профсоюз. Мы первые начали поздравлять женщин на 8 Марта. После нас начал поздравлять отраслевой профсоюз, и как-то он перехватил эту инициативу. Мы не нужны ни руководству УЗ, ни ЮЖД. Потому что мы стараемся отстаивать людей. Многих спасли от увольнения. Недавно мы выиграли суд по восстановлению человека на работе: уже решение на руках, но руководитель все-таки упирается.

Сейчас отраслевые профсоюзы получают какое-то финансовые вливания от руководства дороги на борьбу с нами, потому что к нам стали массово уходить люди. Что нас побудило прийти сюда и дать пресс-конференцию? Сейчас все идет к приватизации дороги. И единственные, кто может противостоять всему этому, - свободные профсоюзы. Мы им просто не нужны. Сейчас руководство вместе с отраслевым профсоюзом путем запугивания, угроз ведут целенаправленную борьбу против нас.

- Сколько у вас на вагонном участке работает людей?

- Около трех тысяч человек.

- Сколько таких вагонных участков на ЮЖД?

- Три участка.

- Каким образом вы пытались донести свою точку зрения до руководства? Как оно реагирует на ваши претензии и недовольство?

- Я за ноябрь, декабрь и февраль дважды встречался с гендиректором УЗ Козаком, четыре раза - с начальником главка Иванько. Они красиво говорят, что им безразлично, кто в каких профсоюзах, даже хорошо, что мы есть, потому что появилась хоть какая-то конкурентоспособность. Что они прислушиваются к нашему мнению и ценят то, что мы вскрываем недостатки, и что готовы вести с нами диалог. Но после того как мы возвращаемся на свои места, проходит какое-то время, и мы видим, что диалога нет, что все красивые слова остались лишь словами, и никакого сдвига нет. А если копнуть еще глубже, то вспомнится, что когда вводили 185 приказ о борьбе с коррупцией, все 6 дорог встали против этого. Если вы зайдете на сайт, то увидите наше видео об этом. Тогда в Киеве собралось где-то 1200 проводников, начальников поездов, которые протестовали против этого. Как можно вести диалог с властью? Меня 14 июня пригласил на встречу замминистра инфраструктуры Ефименко. Я поехал туда, мы встретились: я, Козак, Ефименко. Диалога не состоялось. Люди, которые сейчас пришли к власти, - хулиганы. Он просто спросил, чем я недоволен. Я начал рассказывать. Через 2 - 3 предложения меня перебили, и пошли сплошные угрозы, что если состоится вот эта акция протеста, о которой я рассказывал, то я буду его (Ефименко) личным рабом. Что он сделает все для того, что меня на 5 лет посадить в тюрьму, и что он знает, как это сделать. Что он пришлет людей, которые прижмут моих проводников, и они напишут на меня все, что надо. А потом сказал - иди и думай, я тебя жду с решением, что акции не будет. Мы все-таки акцию провели, пока со мной все нормально.

- Вас поддерживает коллектив?

- Не только он. Есть люди в Министерстве инфраструктуры, которые также нас поддерживают. Есть те, кто нам симпатизирует, - и на вагонном участке, и на ЮЖД. Но люди об этом не могут заявить открыто, потому что на них сразу будет оказано давление.

А.Каменев:

- Да, после введения приказа нивелировалась роль начальника поезда. Сразу же в коллективе ухудшился микроклимат. Что касается реорганизации, то там не прописан механизм, и это приведет к сокращению работников, потому что 60% работников ЮЖД живет в пригороде. Если будут сокращения, то большая финансовая нагрузка пойдет на областные центры занятости, областной бюджет. Еще есть проблема, что на дороге не хватает кадров рабочих специальностей. На УЧД-6 перевели работников со сменного рабочего дня на ежедневку. Это было 2 месяца назад, и 60 человек уволилось. Соответственно, объем работ остался тот же, а людей меньше. Вот, например, если поезд заработал в год 100 млн.грн., то 60 млн.грн. пошло на подготовку, зарплату, поезд не может быть убыточным. А начальник главка Иванько говорит, что поезда убыточные. Был поезд Хмельницкий - Дебальцево, где одно место в плацкарте продавалось 4 раза, но Донецкая дорога сказала, что этот поезд убыточный. Но он не может быть убыточным, потому что он соединяет Донбасс с Западной Украиной.

А.Абросимов:

- Самое страшное, что мы потеряем графики. Что такое графики? Вот ездит сейчас поезд Харьков - Санкт-Петербург, он ездит по четным числам. По нечетным ездил поезд Мариуполь - Санк-Петербург. Мариуполь допустил оплошность и пустил свой поезд через Белоруссию, чтобы посмотреть, насколько это будет хорошо. И когда они запустили, освободилось окно, и его моментально заняли россияне. И когда окно появляется, график сбивается, и мы его уже не вернем. Россия забрала этот поезд себе, для нее он оказался неубыточным. Для украинских дорог он был убыточным. Так же, как Владивосток: если мы считаем, что он убыточный, то Россия так не считает. Это же касается поездов Уфа-Харьков, Харьков-Калининград, Харьков-Мурманск. Хотя я предлагал Козаку оставить эти графики. Сейчас руководство говорит, что, возможно, летом искоренит все ночные поезда. Козак говорит, что пока не будет их убирать, но повысит цену на 14,3%. Если люди платят за гостиницу, значит, пусть они тогда оплачивают и ночной поезд, как будто это может приравниваться к гостинице.

- Если отменят ночные поезда, не потеряет ли УЗ пассажиропоток?

- Да, действительно, если сделают только дневные поезда, то мы моментально потеряем пассажиропотоки. Маршрутные автоперевозчики это сразу же перехватят. Но почему-то УЗ этого не понимает. Кроме того, уже сейчас сокращено 1 тыс. 776 остановок. Но людям-то об этом не сообщают. Как человек может узнать, где он не сможет выйти или не сможет сесть?

О проблемах во взаимоотношениях трудового коллектива ЮЖД и руководства предприятия, а также о безопасности движения на железнодорожном транспорте О проблемах во взаимоотношениях трудового коллектива ЮЖД и руководства предприятия, а также о безопасности движения на железнодорожном транспорте
О проблемах во взаимоотношениях трудового коллектива ЮЖД и руководства предприятия, а также о безопасности движения на железнодорожном транспорте О проблемах во взаимоотношениях трудового коллектива ЮЖД и руководства предприятия, а также о безопасности движения на железнодорожном транспорте