Участники: председатель свободного профсоюза вагонного участка №1 ЮЖД Александр Абросимов, председатель свободного профсоюза железнодорожников Украины Харьковского вагонного участка №1 Алексей Каменев.
Также под вопрос безопасности движения можно подвести последние выступления генерального директора УЗ Владимира Козака, которые я прочел в интернете. Он красочно описывает всю работу, которую провела железная дорога. УЗ в своей борьбе с коррупцией не замечает того, к чему это приводит. Сейчас, когда начальник поезда не может подбирать себе команду, вся воспитательная работа, как они говорят, вешается на его плечи. То есть даже если человек халатно относится к своей работе, он все равно будет ездить на этом поезде. Начальство говорит, что таким образом они борются с коррупцией, но коррупция только процветает: участились случаи контрабанды и массовых провозов безбилетников.
- Что касается безопасности на Харьковском вагонном участке, то подвижной состав в рейс готовится некачественно, из-за чего страдает и обслуживание пассажира, и сами пассажиры. Соответственно, получается, что все это происходит от того, что на 80% подвижной пассажирский состав изношен. Закупить вагоны тверского завода выгоднее: они дешевле, в России давно эксплуатируется.
- Нами был поднят вопрос о том, что здоровье пассажира подвергается опасности. Например, наливные шланги, которые лежат на заправке между путями, валяются прямо на снегу, головки этих шлангов здесь же лежат с выпавшими фекалиями, с оторванными фановыми трубами. Я сделал в Харькове снимки всего этого, передали в Киеве в газету "Факты". Там этот материал по непонятным причинам дважды блокировался, но все-таки его выставили. Вчера мы провели комиссию с заместителем начальника дороги Кузьменко, приняли решение, что до 15 апреля должны устранить эти неполадки. Также уже было озвучено, что некачественно проходит подготовка состава в рейс. 23 февраля я был начальником поезда Харьков-Тернополь и вызвал на состав работников санитарной службы, которые наложили запрет на отправление этого поезда в рейс. Такого еще не было, чтобы запрет наложили на весь состав. Однако, несмотря на запрет, весь состав все-таки ушел на обслуживание пассажиров и съездил два раза. Мною этот состав принят не был, я об этом заявил и сказал, что ответственности за такой состав я на себя не беру. За это на предприятие был наложен крупный штраф.
- Нарушается режим труда и отдыха поездных бригад в рейсе, все это ведет, соответственно, к ухудшению безопасности, потому что проводник уставший. Это ведет к тому, что люди недополучают часы, которые они перерабатывают: у нас человек должен 15 дней работать, 15 дней отдыхать, а при закрытии часов получается, что положено 180 часов, а человек накатал 170 часов. Они берут часы с другого месяца и закрывают эти минусы.
- То есть вы хотите сказать, что нарушается трудовой договор?
- Нет, нарушаются сами графики работы. То есть, например, в вагоне работает 3 проводника, есть отдыхающая смена. Но что такое отдыхающая смена? Ведь человек все равно находится на работе. Вот вы в свой обеденный перерыв можете выйти, пойти где-то попить кофе, подышать воздухом. А проводник не может покинуть свое рабочее место. Следующее: сами условия работы. У проводников в поездке нет условий для нормального отдыха, они не могут помыться или хотя бы постирать вещи. Нет ни одной душевой или какого-то выделенного для этого помещения. Если раньше в купейных вагонах выделялись места под грязное и чистое белье, то сейчас посчитали, что это нерентабельно, и отдали эти места в продажу. Наши просьбы игнорируются. И учет рабочего времени ведется неверно: человек проводит гораздо больше времени на работе, чем ему оплачивается.
Руководство сейчас ведет борьбу с коррупцией, но никто не замечает ту коррупцию, которая существует среди ревизионного аппарата. Если вы зайдете на наш сайт свободного профсоюза ЮЖД, то увидите крики о том, что начальник поезда собирает с человека по 500 грн. в месяц на подкуп, чтобы оплачивать эту ревизионную комиссию. А она приходит и все равно составляет акты.
- У вас накопилось очень много претензий. Почему вы пришли на пресс-конференцию именно сейчас, были ли какие-то переговоры с руководством, какие были ответы, какие полномочия имеет свободный профсоюз?
- Почему на Харьковском вагонном участке появились свободные профсоюзы? Да потому что там коррупция расцвела до такой степени, что терпеть уже невозможно. У нас два свободных профсоюза. Один возглавляет Алексей, второй - я. Работаем мы совместно. Есть еще отраслевой профсоюз. Мы первые начали поздравлять женщин на 8 Марта. После нас начал поздравлять отраслевой профсоюз, и как-то он перехватил эту инициативу. Мы не нужны ни руководству УЗ, ни ЮЖД. Потому что мы стараемся отстаивать людей. Многих спасли от увольнения. Недавно мы выиграли суд по восстановлению человека на работе: уже решение на руках, но руководитель все-таки упирается.
Сейчас отраслевые профсоюзы получают какое-то финансовые вливания от руководства дороги на борьбу с нами, потому что к нам стали массово уходить люди. Что нас побудило прийти сюда и дать пресс-конференцию? Сейчас все идет к приватизации дороги. И единственные, кто может противостоять всему этому, - свободные профсоюзы. Мы им просто не нужны. Сейчас руководство вместе с отраслевым профсоюзом путем запугивания, угроз ведут целенаправленную борьбу против нас.
- Сколько у вас на вагонном участке работает людей?
- Сколько таких вагонных участков на ЮЖД?
- Каким образом вы пытались донести свою точку зрения до руководства? Как оно реагирует на ваши претензии и недовольство?
- Я за ноябрь, декабрь и февраль дважды встречался с гендиректором УЗ Козаком, четыре раза - с начальником главка Иванько. Они красиво говорят, что им безразлично, кто в каких профсоюзах, даже хорошо, что мы есть, потому что появилась хоть какая-то конкурентоспособность. Что они прислушиваются к нашему мнению и ценят то, что мы вскрываем недостатки, и что готовы вести с нами диалог. Но после того как мы возвращаемся на свои места, проходит какое-то время, и мы видим, что диалога нет, что все красивые слова остались лишь словами, и никакого сдвига нет. А если копнуть еще глубже, то вспомнится, что когда вводили 185 приказ о борьбе с коррупцией, все 6 дорог встали против этого. Если вы зайдете на сайт, то увидите наше видео об этом. Тогда в Киеве собралось где-то 1200 проводников, начальников поездов, которые протестовали против этого. Как можно вести диалог с властью? Меня 14 июня пригласил на встречу замминистра инфраструктуры Ефименко. Я поехал туда, мы встретились: я, Козак, Ефименко. Диалога не состоялось. Люди, которые сейчас пришли к власти, - хулиганы. Он просто спросил, чем я недоволен. Я начал рассказывать. Через 2 - 3 предложения меня перебили, и пошли сплошные угрозы, что если состоится вот эта акция протеста, о которой я рассказывал, то я буду его (Ефименко) личным рабом. Что он сделает все для того, что меня на 5 лет посадить в тюрьму, и что он знает, как это сделать. Что он пришлет людей, которые прижмут моих проводников, и они напишут на меня все, что надо. А потом сказал - иди и думай, я тебя жду с решением, что акции не будет. Мы все-таки акцию провели, пока со мной все нормально.
- Вас поддерживает коллектив?
- Не только он. Есть люди в Министерстве инфраструктуры, которые также нас поддерживают. Есть те, кто нам симпатизирует, - и на вагонном участке, и на ЮЖД. Но люди об этом не могут заявить открыто, потому что на них сразу будет оказано давление.
- Да, после введения приказа нивелировалась роль начальника поезда. Сразу же в коллективе ухудшился микроклимат. Что касается реорганизации, то там не прописан механизм, и это приведет к сокращению работников, потому что 60% работников ЮЖД живет в пригороде. Если будут сокращения, то большая финансовая нагрузка пойдет на областные центры занятости, областной бюджет. Еще есть проблема, что на дороге не хватает кадров рабочих специальностей. На УЧД-6 перевели работников со сменного рабочего дня на ежедневку. Это было 2 месяца назад, и 60 человек уволилось. Соответственно, объем работ остался тот же, а людей меньше. Вот, например, если поезд заработал в год 100 млн.грн., то 60 млн.грн. пошло на подготовку, зарплату, поезд не может быть убыточным. А начальник главка Иванько говорит, что поезда убыточные. Был поезд Хмельницкий - Дебальцево, где одно место в плацкарте продавалось 4 раза, но Донецкая дорога сказала, что этот поезд убыточный. Но он не может быть убыточным, потому что он соединяет Донбасс с Западной Украиной.
- Самое страшное, что мы потеряем графики. Что такое графики? Вот ездит сейчас поезд Харьков - Санкт-Петербург, он ездит по четным числам. По нечетным ездил поезд Мариуполь - Санк-Петербург. Мариуполь допустил оплошность и пустил свой поезд через Белоруссию, чтобы посмотреть, насколько это будет хорошо. И когда они запустили, освободилось окно, и его моментально заняли россияне. И когда окно появляется, график сбивается, и мы его уже не вернем. Россия забрала этот поезд себе, для нее он оказался неубыточным. Для украинских дорог он был убыточным. Так же, как Владивосток: если мы считаем, что он убыточный, то Россия так не считает. Это же касается поездов Уфа-Харьков, Харьков-Калининград, Харьков-Мурманск. Хотя я предлагал Козаку оставить эти графики. Сейчас руководство говорит, что, возможно, летом искоренит все ночные поезда. Козак говорит, что пока не будет их убирать, но повысит цену на 14,3%. Если люди платят за гостиницу, значит, пусть они тогда оплачивают и ночной поезд, как будто это может приравниваться к гостинице.
- Если отменят ночные поезда, не потеряет ли УЗ пассажиропоток?
- Да, действительно, если сделают только дневные поезда, то мы моментально потеряем пассажиропотоки. Маршрутные автоперевозчики это сразу же перехватят. Но почему-то УЗ этого не понимает. Кроме того, уже сейчас сокращено 1 тыс. 776 остановок. Но людям-то об этом не сообщают. Как человек может узнать, где он не сможет выйти или не сможет сесть?