Директор харьковской сети кинотеатров "Киноцентр" М. Приймак: Думаю, в этом году в Харькове появится 3D-кинотеатр

Привыкли ли харьковчане смотреть в кинотеатрах фильмы на украинском языке? Как работает индустрия кинопроката? Об этом в программе "STATUS QUO" рассказал директор сети кинотеатров "Киноцентр" Михаил Приймак.

- Какой фильм пользовался наибольшей популярностью у харьковчан в прошлом и в этом году?

- Безусловно, есть один фильм, который пользовался наибольшим спросом, - это фильм "Аватар" режиссера Джеймса Кэмерона. Это было ожидаемо. Фильм побил все рекорды по посещаемости. Его начали показывать в середине декабря прошлого года, и демонстрировался он до начала февраля этого года. "Аватар" попал в разряд фильмов-рекордсменов, которые пользуются стабильным спросом на протяжении длительного времени. Если говорить о том, какой жанр пользуется у зрителей наибольшей популярностью, то безусловными лидерами являются фантастические фильмы и в жанре фэнтези. Эти фильмы позволяют человеку уйти от реальности, погрузиться в некое иное пространство и отвлечься от повседневной жизни.

- Скажите, а Вы ходите на все премьеры в кинотеатры?

- На все не получается, но в кино хожу. Шедевры стараюсь посещать.

- На каком я зыке предпочитаете смотреть фильмы?

- Я лично предпочитаю смотреть фильмы на русском языке.

- В 2008 г. Вы заявили: "Через пару месяцев многие кинотеатры закроются из-за отсутствия фильмов и зрителей. С момента вступления в силу закона, обязывающего показывать на киноэкранах страны фильмы только с украинским дубляжом или субтитрами, количество зрителей сократилось в пять раз. Кино - как магазин: ты сам можешь выбрать товар, который тебе нужен, и никогда не станешь покупать то, что тебе навязывают".

Михаил, прошло два года. Насколько Вы были правы? Закрылись ли какие-то кинотеатры в Харькове?

- Некоторые кинотеатры закрылись. Тогдашнее высказывание выражало опасение: мы наблюдали четырехкратное падение посещаемости кинотеатров. Потом ситуация изменилась. Но здесь есть один ключевой вопрос: из-за обязательного украинского дубляжа де-факто нарушаются права русскоязычных людей, де-юре - нет. В статье 14 закона о кинематографии сказано: фильмы иностранного производства обязательно должны дублироваться на украинском языке, также возможно дублирование на языках нацменьшинств. А как раз вот это "возможно" реализовать в нашей стране практически нельзя.

- На русском языке можно смотреть только фильмы русского производства?

- В кинотеатрах - да. Или еще можно увидеть копию оригинала с субтитрами на украинском языке. Тем не менее, к украинскому дубляжу люди постепенно адаптировались. Но многие мои знакомые от этого ни думать, ни говорить на украинском не стали. Безусловно, кино - сфера культурная, общественная. Но полюбить или уважать что-то по приказу нельзя.

- Возможно, новый президент изменит законодательство...

- На это есть надежды. Но тут дело даже не в законодательстве - с законодательством все в порядке. Проблема в выполнении законодательства. Дело в том, что когда дистрибьютор, у которого мы берем фильмы, доходит до Министерства культуры и говорит: "Вот несколько копий на русском языке", - то ему говорят: "До свидания!". Дистрибьютор отвечает: "Так выдайте мне, пожалуйста, бумагу о том, что вы мне отказали". В ответ снова: "До свидания!". То есть реально ставятся преграды для исполнения второй части статьи "О языке" закона о кинематографии. Поэтому если и менять законодательство, то кардинально. В российском законе о кинематографии вообще нет ни слова о том, на каком языке в Российской Федерации должны демонстрироваться фильмы иностранного производства.

- А есть ли еще какие-то проблемы с "кинематографическим" законодательством, кроме вопроса языка?

- Да, есть. В Верховной Раде не так давно рассматривали два законопроекта, которыми пытались дополнить закон о кинематографии. Один из них предполагал предоставить преференции производителям украинского кино: это и отмена таможенных пошлин, и оплата коммунальных услуг. Но это все касается фирм и творческих коллективов, которые занимаются именно производством кино. Потому что не секрет, что в нашей стране не производится ни кинокамеры, ни запчасти, ни пленки. То, что были созданы дубляжные студии, - это лишь маленькая часть большого процесса. На наш взгляд, этот законопроект, в принципе, правильный. Но вторая поправка, которую двигали другие депутаты, состояла в дополнении к статье 16 закона о кинематографии и касалась правил выдачи прокатного удостоверения. В текст этой поправки внесли моменты, дублирующие закон о защите общественной морали. То есть прокатное удостоверение невозможно выдавать, если фильм содержит элементы порнографии, насилия, пропаганды табакокурения, алкоголя.

- А разве раньше такого не было?

- Все эти нормы зафиксированы в законе о защите общественной морали. Зачем все это тащить в закон о кинематографии?

Еще хочу отметить, что кинотеатры не являются субъектами, которые имеют отношения с Министерством культуры в плане получения прокатных удостоверений. Такими субъектами являются дистрибьюторы. Кроме зрителей, в круговороте кино есть три основных игрока: производитель фильма, дистрибьютор фильма и кинотеатр, то есть прокатчик.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о взаимоотношениях трех этих игроков.

- Кинотеатры берут деньги со зрителей за просмотр фильмов. Эти деньги идут потом на наши затраты и затраты, которые понесли дистрибьюторы. Есть две основные системы распределения денег. Первая система - это когда фильм дается в прокат на основании фиксированных договоренностей. Вторая система - это процентное соотношение, 50х50. Вся Украина работает по второму варианту. Кинематографический бизнес очень зависит от внешних факторов, поэтому проще, когда все делится в процентном соотношении. Для того чтобы ни у кого не возникло сомнений, какой был сбор с фильма, существует уже давно отработанная система мониторинга, и таким образом эти деньги считаются. То есть мы каждый день составляем отчеты: сколько пришло людей на тот или иной фильм, сколько было продано билетов, каких, почем и т.д. И это все отправляем дистрибьюторам, а они - в США, производителям.

- А много вообще дистрибьюторов в Украине?

- Около десяти заметных и примерно пять основных, фильмы которых собирают 99% денег. Мы работаем со всеми, у нас нет эксклюзивных отношений ни с кем. А вот у дистрибьюторов есть эксклюзивные отношения. Часто звучит такой вопрос: а почему вы сами напрямую не сотрудничаете с производителями? Потому что у нас с ними нет эксклюзивных отношений. Если мы, например, говорим о фильмах производства "Warner Brothers", то вопрос приобретения такого фильма решается только через определенную фирму. Если это "20th Century Fox Film", то это уже с другой фирмой сотрудничаем, у которой налажен прямой контакт с производителями.

- Как делятся деньги между производителями и дистрибьюторами?

- У них тоже два принципа расчета. Дело в том, что структура затрат все время меняется, например, из-за того, что постоянно меняется таможенное законодательство. Дистрибьюторы все время нам жалуются, как им плохо. Бывает, что они доходят до Минкульта, а там говорят: "Ваш фильм нарушает статью 16 закона о кинематографии, заберите его." А дистрибьютор уже завез 100 копий фильма и, таким образом, понес затраты.

- Чтобы Ваш бизнес был прибыльным, какова должна быть наполняемость залов? Сколько должно быть продано билетов?

- Большую часть кассы за год делает буквально десяток фильмов. Есть фильмы, которые делают всю кассу: например, "Аватар", "Алиса в стране чудес", очередная серия "Шрека" - это фильмы из тех, которые сделают основную часть кассы в 2010 г. А бывает, что мы стоим перед выбором - или не показывать кино вообще, потому что это убыточно, или что-то показывать.

То, что мы наблюдаем в киноиндустрии в последнее время, я бы назвал регрессом. В Украину стало ввозиться намного меньше иностранных фильмов, а под нож попали фильмы, которые требуют затрат на дубляж. Вот сидит дистрибьютор и думает: "Сстоит ли брать, например, фильм "Сафо"? Я на нем заработаю 50 тыс. долл., и затраты будут, плюс еще дубляж 20 тысяч"... В результате отказывается брать. А Министерство культуры даже постеснялось на своем сайте опубликовать статистику ввезенных с 2009 г. фильмов, там вся статистика за 2008 г.

Из позитивных моментов последнего времени - открылись новые кинотеатры, в Харькове - "Кронверк". Хотя были планы открыть гораздо большее количество залов. Но и политическая, и языковая ситуация привела к тому, что мы перестали развиваться. Все время предпринимаются попытки зарегулировать все законодательно. В мире есть примеры того, что отраслью кинематографии руководят независимые организации. Например, в США существует организация "Movie pictures american associated". Это некоммерческая структура, созданная самими производителями для регулирования всех вопросов в отрасли кинематографии. Они опираются на законодательство, но государство не насаждает никаких регуляторных механизмов. У нас же такого нет, у нас все по-другому.

- Периодически в Украине запрещают к показу какой-либо фильм. По каким причинам это делается?

- Да, такое бывает. Тот же "Блэйд" в свое время запретили к показу вообще, хотя могли присвоить возрастной рейтинг - до 21 года. Вообще, считаю, что возрастной ценз нужно снизить, тем более что человек может прийти домой, включить интернет и посмотреть фильм, на который его не пустили.

К этому еще хочется добавить, что интернет с нами очень конкурирует: можно скачать что угодно, даже недомонтированные версии. Также весь город забит лотками, на которых продаются "пиратские" диски. Конечно, если перед кинотеатром стоит лоток, на котором продается диск с фильмом, демонстрируемом в кино, да еще и стоит этот диск раза в два дешевле билета в кино, то человек задумается, как ему поступить.

- Что нового сегодня предлагают кинотеатры? Будет ли в Харькове открыт 3D-кинотеатр?

- Безусловно. Думаю, что в этом году в Харькове появится 3D-кинотеатр. Это система, увлекающая зрителей. Просто 3D-кинотеатр - это дорого: необходимо понести сразу много затрат, в частности, на оборудование. Те же очки: если у вас зал на 600 мест, то нужно два комплекта очков, а стоимость одной пары очков - 300 гривен. Я уже не говорю о другом цифровом оборудовании. Все кинотеатры в Харькове показывают фильмы с пленки. Но думаю, что 3D-кинотеатр в этом году у нас появится.

- Насколько подорожают билеты в такой кинотеатр?

- Думаю, что подорожают. Я приведу примеры цен в других городах, где есть 3D. Цена билета в такой кинотеатр - от 40 до 70 грн. Посещаемость в таких залах выросла от двух до четырех раз. Есть города, которые меньше Харькова, но в них уже даже по два 3D-кинотеатра.

- Михаил, есть устойчивое представление об американской культуре посещения кинотеатров: попкорн, места для поцелуев и т.д. Существует ли у нас какая-то культура посещения кинотеатров?

- Один из моих собеседников как-то сказал: культура - это отражение состояния, в котором находится общество. Кино не относится к тем сферам, которые можно взять с американской почвы или европейской и целиком перенести в нашу страну. В Украине мы демонстрируем фильмы как раз под нашего зрителя: например, фильмы, снятые по комиксам, лет пять назад были совершенно не интересны нашим зрителям, как и фильмы на спортивную тематику. Тот же фильм о бейсболе в Америке пользуется фантастическим успехом, у нас же спросом практически не пользуется. Культура потребления попкорна нам привнесена извне. Это не наше.