Для начала предлагаем немного окунуться в историю развития и становления автомобильной промышленности Китая.

Автомобилестроение в Китае имеет свою продолжительную историю. Первые автомобили появились в Китае еще в 30-х годах прошлого века, как правило это были иностранные авто – американские, японские, английские и французские. Уже тогда были созданы специальные мастерские по обслуживанию и доработки автомобилей.

Дена Сяосю

После образования Китайской Народной Республики, 1 октября 1949 года, автомобилестроение в Китае продолжительный период находилось под влиянием Советского Союза. В частности, с помощью СССР был построен первый полноценный автомобильный завод в Чанчуне, что по своей сути является отцом всей китайской автопромышленности. Первый китайский автомобиль на этом заводе (копия советского грузовика ЗиС) был выпущен в 1956 году. Также на этом заводе впоследствии производились и легковые автомобили – представительский лимузин для руководителей КНР, очень похожий на советский лимузин “Чайка”. Аналогичны завод через два года был построен также и в Пекине. К 1988 году в Китае было уже около 190 автосборочных предприятия, которые суммарно производили в год до 400 тыс. автомобилей.

По мнению бывшего генерального директора предприятия с иностранными инвестициями “Китпред” Дена Сяосю, Китай стал мировым лидером по производству автомобилей благодаря мудрой государственной политике Правительства КНР.

В частности, в 1994 году в Китае был провозглашен новый государственный курс в автомобильной промышленности, направленный на максимальное привлечение иностранных инвестиций в сферу автопроизводства. Так, автомобильный гигант “Дженерал Моторс” инвестировал более 1,2 млрд. долларов США в создание совместного производства на китайском рынке. Следом за “Дженерал Моторс” в Китай пришли практически все мировые автопроизводители – “Хонда”, “Тойота”, “Форд”, “Фольксваген”, “Митсубиши”, “Мерседес”, “БМВ”, “Пежо-Ситроен” и др. По состоянию на 2017 год в Китае произведено 29 млн. автомобилей, в то время как в странах ЕС – 18 млн., в США – 11 млн., Японии – 9 млн. Китай также является лидером и по количеству проданных авто на внутреннем рынке. Так, согласно данным консалтинговой фирмы “LMC Automtive”, на сентябрь 2018 года (9 месяцев 2018 года), в Китае продано 26 млн. новых автомобилей, а в США и Западной Европе 17 и 13 млн. соответственно.

Уверенно заняв лидирующую позицию по производству и продажам традиционных автомобилей, Китай, как считает Ден Сяосю, станет также безоговорочным лидером и по производству электромобилей исходя из следующих 3-х моментов.

как считает Ден Сяосю

В первую очередь следует учитывать, что за последние пятнадцать лет, Китай практически занял монопольное положение на рынке редкоземельных металлов, которые являются основным сырьем для производства “сердца” электромобиля – батареи. Чтобы снять зависимость от импорта этого сырья из Китая, США в последнее время пытаются совместно с Австралией создать альянс по совместной добычи редкоземельных металлов. Получиться ли таким образом решить эту проблему вопрос далекого будущего, а реальность такова, что около 90% редкоземельных металлов на данный момент в мире покупаются в Китае.

Второй важный момент, который уже сейчас выводит Китай в мировые лидеры в сфере распространения электромобилей, это опять же продуманная государственная политика Правительства Китая. Уже сейчас, Правительство КНР присвоило производству электромобилей в Китае – автомобилей новой энергетики – статус развивающейся стратегической отрасли. В эту категорию попали чистые электромобили, гибриды с возможностью подзарядки, а также другие автомобили с нулевыми выбросами (далее – электромобили). Что интересно, так это то, что обычные гибриды (без возможности подзарядки) не считаются автомобилями новой энергетики и соответственно на них не распространяются всевозможные льготы. Начиная, с 2010 года в Китае практикуется стимулирование продаж электромобилей – это субсидии китайским производителям до 60% от продажной розничной цены автомобиля, а также освобождение покупателя от уплаты 10-ти процентного налога. В регионах местные власти также предоставляют преференции для владельцев электромобилей – это может быть освобождение или уменьшение регистрационного сбора, бесплатные зарядные станции, разрешение доступа на авто в определенные дни в центр города, возможность движения по полосам для общественного транспорта и тд. Такая политика государства принесла свои плоды – в 2016 году при уровне субсидий до 4,5 млрд. долларов США, в Китае было произведено и продано более 500 тыс. электромобилей. После снижения уровня субсидий в начале 2017 года наметился некоторый спад в продажах электромобилей, однако ситуация стабилизировалась и по итогам 2017 года в Китае был зарегистрирован своеобразный рекорд – около 800 тыс. проданных электромобилей[1], что на 60% больше, чем в 2016 году. Уже сейчас можно прогнозировать, что к концу 2018 года в мире будет продано от 1,9 до 2 млн. электромобилей, и доля Китая в этом сегменте составит не менее 50%.

Правительство КНР, впрочем, как и большинство правительств в мире, делает ставку на развитие производства электромобилей. Если в странах ЕС популярно законодательное ограничение первой регистрации автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания к определенному году в будущем[2], то согласно амбициозным планам китайского правительства, производство электромобилей в КНР должно достигнуть 2-х миллионов к 2020 году и - 7-ми миллионов к 2025, и достигать это планируется с помощью внедрения квотирования продаж автомобилей.

Так, согласно законопроекту, который предполагается внедрить в ближайшее время, производители автомобилей обязуются продавать электромобили в возрастающих объемах от общего производства автомобилей. В частности, автопроизводители обязаны аккумулировать необходимую сумму баллов (в качестве образца взята система калифорнийских углеродных кредитов), эквивалентную 8% всех годовых продаж к 2018 году, 10% - к 2019 и 12% - к 2020 году. Число баллов для каждой марки автомобиля базируется на рейтинге выбросов (степени её электрификации). К 2025 году продажи электромобилей таким образом должны достигнуть не менее пятой части всех продаж автомобилей.

И третий момент, по мнению Дена Сяосю, который позитивно влияет на развитие рынка электромобилей Китае (и не только), — это предпринимательский дух китайцев. По состоянию на сегодня в Китае есть свыше сотни научных центров и компаний, которые занимаются разработкой и внедрений новейших технологий для производства электромобилей.

Как необратимость и признание лидерства Китая в производстве и продажах электромобилей следует также рассматривать желание компании “Тесла” построить свой завод в Шанхае. В 2018 году было подписано соответствующее соглашение, предусматривающее строительство завода мощностью 500 тысяч электромобилей в год.

Справочно: Ден Сяосю, бывший генеральный директор предприятия с иностранными инвестициями “Китпред”, которое занималось поставками китайских автомобилей в Украину. До финансового кризиса 2008 года, рынок китайских автомобилей занимал в Украине до 15%, из них только в 2008 году больше 25 тысяч авто было поставлено предприятием “Китпред” (бренды “Jac”, “Chery”, “Landmark” и др.).


[1] суммируя продажи пассажирских и коммерческих авто

[2] Норвегия планирует ввести такие ограничения в 2025 году, запретив регистрацию новых автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания