Автомобиль сконструирован таким образом, что без особого ухода невозможно надлежащее использование техники. Важно следить за ведущими узлами транспорта, к числу которых относится система охлаждения. Правильный выбор и своевременная замена ОЖ позволяют свести к минимуму проблемы, которые связаны с перегревом мотора или замерзанием автомобильной жидкости при минусовой температуре. Поэтому данному вопросу следует уделить особое внимание, чтобы научиться выбирать соответствующее средство без посторонней помощи. В данной статье мы расскажем, какие бывают охлаждающие жидкости для автомобиля и в чем их особенность. А ведь когда-то для поддержания надлежащей работы использовалась простая вода.

Почему начали использовать ОЖ

Жидкость, находящаяся в системе охлаждения, играла простую роль переносчика тепла. Когда-то вода достаточно эффективно выполняла свои функции. Однако по причине наличия ряда отрицательных факторов от такой жидкости отказались, заменив ее специальной продукцией.

Первым негативным качеством воды является порог замерзания, наступающий при 0 °С. Если температура воздуха достигает данной отметки или падает ниже, то капельки кристаллизуются, а объем расширяется. Это приводит к разрыву рубашки блока цилиндров, повреждению трубопровода и разрушению радиаторной трубки.

Вторым минусом воды выступает вероятность отложения накипи в цилиндрах. В результате происходит снижение теплообмена и падение эффективности охлаждения. Также вода способна вступать в реакцию с элементами, выполненными из металла. При этом возникает коррозия, разрушающая детали.

Что собой представляет ОЖ

Охлаждающая жидкость — это состав, который выступает в роли теплоносителя, расположенного в системе машин. Является важным веществом, способным поддерживать работу автомобиля в надлежащем состоянии. В основу всех ОЖ входят:

  • спиртовая база;
  • чистая дистиллированная вода;
  • различные присадки, которые составляют 3–7% от всего объема.

Благодаря такому составу удается добиться необходимых качеств, которых лишена обычная вода. Например, охлаждающая жидкость имеет антикоррозионные свойства. Также характеризуется невысокой степенью образования пены при взбалтывании и достаточной работоспособностью при низких температурах воздуха.

Основные разновидности

Существует два известных типа циркулирующих составов, к которым относятся тосол и антифриз. Эти разновидности охлаждающей жидкости отличаются по составным компонентам и общим характеристикам.

Тосол обрел популярность порядка 20 лет назад. Однако он не смог гарантировать эффективное охлаждение в условиях экстремальных ситуаций и активной работы мотора. В состав входят такие компоненты, как силикатные соединения, нитриты, нитраты, фосфаты и особые добавки. Тосол эффективен в двигателях с чугунными или медными конструктивными элементами.

Антифриз является более современной охлаждающей жидкостью. Создается путем применения карбоксилатной технологии, в основе которой лежит цель исключить из состава нитраты, фосфаты и пр. Вместо них главным компонентом стал моноэтиленгликоль.

К положительным характеристикам антифриза относится широкий температурный диапазон, при котором сохраняются эксплуатационные свойства. Также отмечают хорошую смазывающую способность, возможность защиты от коррозии и довольно высокую скорость теплообмена. При этом стоимость антифриза невысокая, а использование более длительное, чем у тосола.