STATUS QUO

Необслуживаемый аккумулятор

Аккумуляторные батареи, устанавливаемые на легковые машины в последнее десятилетие, представляют собой, как правило, необслуживаемые изделий. Такие химические источники электроэнергии обладают массой преимуществ. О видах таких АКБ, а также об особенностях правильной эксплуатации будет подробно изложено в этой статье.

Что такое необслуживаемый аккумулятор

Необслуживаемый аккумулятор – это перезаряжаемый источник электроэнергии, в корпусе которого полностью отсутствуют какие-либо отверстия для доступа к внутренним элементам батареи. Возможность изготовить такую АКБ появилась после появления новых материалов, благодаря которым во время работы аккумулятора практически полностью отсутствует расход воды.

В итоге, образование газов также сведено к минимуму. В такие устройства не требуется доливать дистиллированную воду, поэтому нет необходимости в пробках.

Его устройство и особенности

Необслуживаемый двенадцативольтовый аккумулятор, также как и изделие с пробками, состоит из 6 банок, в которых находятся свинцовые пластины с сепаратором. Свободное пространство каждой такой секции практически полностью заполнено электролитом. В зависимости от технологии изготовления токопроводящая жидкость может быть сгущена до состояния геля либо адсорбирована в специальном ватоподобном материале.

Если по тем или иным причинам АКБ этого типа начинает работать в нестандартном режиме, то для предотвращения разрыва корпуса от скопившихся газов, в конструкции изделия предусмотрен производителем предохранительный клапан.

Разновидности

При изготовлении необслуживаемых аккумуляторов устаревшая технология, при которой для изготовления решеток использовался свинец легированный сурьмой, как правило, не применяется. Современные АКБ без пробок производятся следующих типов:

  • Ca/Ca – кальциевые аккумуляторы служат в полтора раза дольше обычных батарей, практически не выделяют газов во время зарядки, и имеют незначительные показатели саморазряда.
  • AGM – внутри таких АКБ электролитом пропитывается специальное волокнистое вещество, которым заполняется все свободное пространство банок. Благодаря такой «подушке» свинцовые пластины длительное время сохраняют прочность и не покрываются оксидным слоем.
  • EFB – в батареях этого типа также используется стекловолоконный наполнитель, но он заполняет не всю внутреннюю полость, а только окутывает пластины, что позволяет уменьшить интенсивность образования сульфатации и существенно продлить срок службы изделий.
  • GEL – в гелевых батареях вместо жидкого электролита используется токопроводящая киселеподобная масса. Благодаря этой особенности удалось добиться снижения образования газов и сделать АКБ полностью герметичным.

Перечисленные устройства могут отличаться по емкости, а также иметь различные значения разрядного тока, но без исключения все необслуживаемые аккумуляторы обладают значительно большим ресурсом в сравнении с изделиями, оснащенными пробками.

Преимущества и недостатки

Основным достоинством необслуживаемой батареи является возможность использования изделия начинающими водителями. Достаточно приобрести, зарядить и установить АКБ, и потребуется в дальнейшем только поддерживать корпус изделия в чистоте, чтобы в течение всего срока эксплуатации изделие работало в стандартном режиме.

Недостатком необслуживаемого АКБ является более высокая цена. Иногда, в сравнении с самыми дешевыми экземплярами, цена может отличаться в 3 – 5 раз в большую сторону.

Особенности правильной эксплуатации

В необслуживаемый аккумулятор не требуется доливать электролит в процессе эксплуатации, тем не менее, изделие нуждается в элементарном уходе. В процессе эксплуатации батарея может покрываться слоем пыли, кроме того, на нее может попасть топливо или моторное масло. Подобные загрязнения могут привести к возгоранию перезаряжаемого элемента питания. По этой причине, следует постоянно следить за чистотой корпуса изделий.

Время от времени потребуется чистить и клеммы, ведь в процессе эксплуатации контакты могут покрываться диэлектрическим слоем «накипи», который будет препятствовать нормальному протеканию тока по проводнику.

Как заряжать и можно ли обслужить

Если появилась необходимость восполнить потери электроэнергии не от генератора машины (в зимнее время либо при подключении большого количества потребителей электрического тока батарея может сильно разрядиться), то для этой цели идеально подойдут автоматические зарядные устройства.

Такие приборы достаточно подключить к АКБ и включить в сеть, чтобы аккумулятор полностью восстановил энергопотери. Если используются неавтоматические ЗУ, то заряжать необслуживаемые АКБ рекомендуется в течение 10 часов током, равным 10% от ее емкости.

Когда батарея отслужит свой срок ее необходимо сдать в утиль. Если есть желание поэкспериментировать, то можно попытаться долить электролит (при необходимости) аккуратно проделав небольшие отверстия в каждой банке и с помощью медицинского шприца ввести недостающее количество жидкости.

Подробнее об источниках питания читайте на сайте: https://istochnikipitaniy.ru/