Сергей Сароян – известный в Украине и Европе эксперт в области предпринимательской деятельности. Сергей является автором ряда образовательных курсов по бизнесу, организовывает мастер-классы для предпринимателей. Является автором двух успешных проектов: Board и Performance management.

Board – сообщество предпринимателей. Представляет собой закрытый клуб, участниками которого являются крупные и начинающие бизнесмены, стремящиеся добиться успеха. На встречах предприниматели обсуждают последние новости делового мира, делятся планами и идеями, обговаривают новые перспективные направления и объекты инвестиций, учатся на историях коллег по цеху.

Performance management – проект, позволяющий вывести предприятие из кризисного положения. Сергей Сароян выводит бизнес из кризиса с помощью системы эффективного управления работниками, автоматизации процессов, выявления и ликвидации слабых сторон. Методы Сарояна позволяют не только вывести бизнес из кризиса, но в перспективе увеличить его доходность.

В феврале 2021 года основатель вышеуказанных проектов дал прекрасное интервью информационному интернет-издания wikibaza.com, где поделился с читателями основными секретами ведения бизнеса.

В интервью Сергей Сароян заявил: «Меня обычно привлекают, когда у компании возникает кризис роста». Но нам отлично известно, что эксперт неоднократно помогал различным компаниям, оказавшимся в кризисном положении по различным причинам.

Редакция нашего сайта решила расспросить эксперта, как можно вывести бизнес из кризисного положения и, что самое главное, как не допустить, чтобы оно в нем оказалось. Эксперт любезно поделился секретами.

Действуйте сразу

Сергей Сароян не советует откладывать решение в долгий ящик. Справляться даже с мелкими трудностями необходимо по мере их поступления. Тогда они не смогут перерасти в серьезные неприятности, способные принести существенный ущерб.

Чем больше фирма, тем сложнее отслеживать различные направления деятельности. Соответственно, руководитель или собственник легко может пропустить судьбоносное событие, способное закончиться кризисом.

Чтобы не дождаться печальных последствий, необходимо грамотно составить штат сотрудников, распределить полномочия и автоматизировать процессы.

Как правильно составить штат?

Сергей Сароян рекомендует задуматься о штате еще на этапе создания компании и пересматривать раз в год. Период, длиной в год – отчетная точка. За это время фирма может открыть филиалы или принять участие в покорении новых отраслей экономики. Понятно, понадобятся сотрудники, способные качественно справляться с появившимися задачами.

Штат следует формировать, учитывая два фактора:

  • сотрудники должны качественно выполнять работу;
  • работодатель должен справедливо платить заработную плату.

Естественно, сотрудники будут качественно работать тогда, когда будут получать хорошие деньги. В большинстве случаев работник с хорошей зарплатой ценит работу и боится ее потерять.

Но заработная плата – не единственная вещь, необходимая, чтобы человек выкладывался на работе на 100%. В задачи работодателя входит создание безопасного и комфортного рабочего места, грамотное распределение нагрузок.

Часто наблюдаешь две ситуации:

  1. Сотрудников не хватает. Те, что есть, перегружены, перерабатывают. В итоге у них начинается повышенная утомляемость. Как следствие, проблемы со здоровьем. Человек уходит с работы даже с высокой заработной платой, так как в определенный момент понимает, что больше работать в данном ритме он не может.
  2. Работников много. Работой, с которой мог бы справляться один человек, выполняет 2-3. Работодатель переплачивает. Эффективнее было бы уволить этих людей и дать прибавку лучшему спецу, чтобы побудить дополнительную мотивацию.

Работодатель должен стремиться, чтобы не переплачивать, но в то же время не скупиться на зарплату специалистам. Для этого, собственно, и необходимо грамотно организовать штат. Это не делается за один день. Требуется до недели времени, чтобы подумать, учесть все факторы и качественно распределить обязанности.

С сильной командой и правильно распределенными функциями предприятие имеет крайне низкие шансы оказаться в кризисном положении. А, если окажется, то быстро из него выйдет.

Сергей Сароян: «Автоматизация рабочих процессов – это не так сложно, как многие думают»

Автоматизация рабочих процессов позволяет объективно оценить, насколько подчиненные справляются с задачами. Команда Сарояна позволяет сделать это путем внедрения компьютерной программы – CRM. Она предоставляет возможность увидеть, насколько эффективно менеджеры осуществляют продажи, общаются с клиентами, выполняют иные задачи.

Приложение позволяет оценивать работу сотрудников самого разного формата. К примеру, начальников отделов или директоров. Собственник бизнеса получает возможность контролировать не только непосредственных исполнителей, но и сотрудников, которым доверены важные функции.

Внедрить CRM на предприятии без опыта внедрения подобных программ сложно. Часто бизнесмены обращаются за помощью к профессионалам. В частности, профессионалом в области внедрения CRM является команда Performance management.

Специалисты под началом Сергея настроят и запустят CRM на любой фирме буквально за несколько дней, что позволит владельцу сразу отслеживать эффективность работы подчиненных.

Преимущество CRM еще и в том, что программа позволяет ставить перед исполнителями задачи удаленно, разбивать их на несколько этапов и контролировать ход исполнения. Руководителю не нужно постоянно проводить совещания, встречаться с подчиненными, чтобы поставить задачи. Это можно делать, используя интернет, что экономит время.

Контролируя работу сотрудников с помощью CRM, владелец, директор или начальник отдела сможет вовремя заметить опасную ситуацию, способную привести к кризису, и сможет принять меры по ее устранению.

Сергей Сароян говорит, что часто Performance management приходится запускать CRM на фирме, уже находящейся в кризисном положении. В данном случае программа позволяет за наиболее короткий промежуток времени выявить истинную причину кризиса и ее ликвидировать.

Проведите оценку кадров

Если предприятие оказалось в кризисном положении, Сергей Сароян советует провести переаттестацию. Вероятно, обнаружится, что часть конкретные сотрудники или может целый отдел регулярно совершает ошибки или некачественно выполняет работу, что тянет фирму на дно.

Конечно, в данном случае лучший вариант – это увольнение. Но иногда фирма уже оказалась в настолько печальном положении, что сейчас не до этого. Как правило, сотрудника, некачественно выполнявшего работу, временно отстраняют от должности, к примеру, принудительно отправляют в отпуск, а его место занимает член Performance management или Сергей Сароян.

Большой опыт работы Сергея в сфере предпринимательства и кризис-менеджмента позволяет ему лично принимать участие в работе фирмы и вытаскивать ее из кризиса.

Предварительно Сергей проводит несколько встреч с руководителем или собственником бизнеса, чтобы оценить масштабы ситуации. Далее, если есть время, он может сделать 10-15 визитов на фирму, чтобы понять все бизнес-процессы и выявить, в чем конкретно кроется проблема. Иногда на это просто нет времени, нужно срочно предпринимать активные действия, и Сароян немедленно приступает к работе.

Обычно эксперт на время занимает руководящую должность в проблемой области. Это может быть должность коммерческого директора, заместителя генерального директора, начальника отдела продаж.

Сергей Сароян лично берет ответственность за деятельность доверенного направления, подбирает квалифицированный персонал методом проведения переаттестации. Если Сергей видит, что сотрудник отдела или часть работников не справляются с поставленными задачами, он прямо говорит об этом руководителю и они совместно принимают решение: дать работникам время исправиться или срочно искать замену.

Сергей Сароян проводит переаттестацию сотрудников в несколько этапов:

  1. Анализ предыдущей деятельности работников.
  2. Оценка теоретических знаний.
  3. Оценка практических аспектов деятельности.

На основании полученных данных, делается вывод о профессиональной пригодности работников.

В зависимости от запущенности ситуации на фирме, Сергей Сароян выводит ее и кризиса в течение нескольких недель или месяцев.

После того как Сергей успешно справляется с поставленной задачей, он плавно уходит с компании, помогая руководителю подобрать адекватную замену и оставляя ему прибыльный и хорошо функционирующий бизнес.

Урежьте расходы

Сергей Сароян рекомендует урезать расходы. Это поможет не допустить развития кризиса.

Урезая расходы, нельзя экономить на зарплатах рядовых сотрудников, так как это может привести к череде увольнений или отсутствии мотивации работать. Желательно меньше распространятся перед работниками, что предприятие находится в кризисном положении.

Если придется урезать заработные платы, то лучше начинать с верхушки. Руководитель может понизить заработную плату себе, директорам и начальникам отделов. Данные лица слишком ценят работу и положение. Они согласятся потерпеть месяц-второй, пока ситуация не наладится. В частности, кризис ведь случился и по их вине. Но задерживать или снижать заработную плату – крайняя мера.

Можно урезать премии, постараться сэкономить на банальных вещах, как электричество, вода и прочие коммунальные услуги. Ввести запрет на использование служебного транспорта без прямой надобности. Подобные меры позволят сэкономить достаточное количество денег, что позволит фирме быстрее выйти из кризисного положения.

Ищите новые направления

Сергей Сароян считает, что предприятие могло оказаться в кризисе просто по той причине, что его направление исчерпало себя. К примеру, раньше на каждом шагу стояли телефонные будки, откуда можно было позвонить, используя специальную карточку. Понятно, что продавцы и производители карточек на тот момент зарабатывали хорошие деньги.

Но прошло время и сегодня практически у каждого человека есть мобильный телефон. Аппаратов на улице практически не осталось, а если и есть, то ими практически никто не пользуется.

Естественно, продавцы карточек, успевшие вовремя продать неликвидный товар и освоившие новою отрасль бизнеса, к примеру продажу смартфонов, смогли успешно избежать кризиса.

Продавцы, затянувшие с переходом на новое направление деятельности, скорее всего, оказались в кризисном положении. Но если они вовремя сориентировались, то, вероятно, успели достаточно быстро выйти из кризиса.

А вот люди, набравшие неликвидный товар в надежде, что смартфоны не завоюют рынок, очутились в серьезном кризисном положении, с которого не всем удалось выбраться.

Поэтому если в данный момент ваше предприятие переживает кризис из-за невостребованности товара или услуги, ищите новые направления деятельности.

К примеру, накупили неликвидных автозапчастей? Переключитесь на ремонт автомобилей. Вероятно, вы сможете как-нибудь использовать данный товар при ремонте авто. Открыли спортивный зал, а его никто не посещает? Попробуйте открыть вместо него школу танцев или боевых искусств. Возможно, данный бизнес пойдет лучше.

В любом случае Сергей Сароян советует предпринимателям не сдаваться и искать различные способы, как вывести предприятие из кризиса. Если бизнесмен будет настойчивым и не станет отступать перед трудностями, все получится.

Естественно, бывают ситуации настолько запущенного кризиса, что предприниматель не может справиться в одиночку, каким бы опытным он ни был. В данной ситуации рационально обратиться к профессионалам – компании Performance management, способной в кратчайшие сроки вывести предприятие из кризисной ситуации любой сложности.

Команда Performance management состоит из профессионалов в области предпринимательства и кризис-менеджмента. Руководит ими известный в Украине и Европе эксперт в области ведения бизнеса Сергей Сароян, помогший уже сотням предпринимателей по всему миру построить успешный бизнес.

Если ваше предприятие оказалось в трудном положении, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Данное решение, принятое своевременно, поможет вам сэкономить время и деньги.