http://stgkrf.ru/395, регулирующая вопросы ответственности при неисполнении денежных обязательств, в 2015 году претерпела значительных изменения.

Часть первая статьи устанавливает, лицо вследствие неправомерного удержания чужих финансовых средств при их использовании согласно сделке, заключённой с владельцем данных средств, несёт ответственность в виде начисления и уплаты процентов. При этом размеры процентов могут устанавливаться непосредственно договором, а если такого пункта в соглашении нет, то процент устанавливается согласно данной норме в виде ставки Банка России, установленной для каждого региона в зависимости от места проживания ответчика (должника).

Часть вторая регулирует возможность установления убытков кредитором, если проценты по обязательству полностью не покрывают причинённый ущерб.

Часть третья устанавливает общий срок взыскания процентов - до дня уплаты итоговой суммы. Вопрос тут возникает при судебном споре - по какую дату необходимо взыскивать проценты? До даты подачи иска либо до даты принятия судебного решения? Ответа на этот вопрос закон не установил.

Часть четвёртая устанавливает право сторон на включение в условия сделки пункта об установлении неустойки, которая отменяет проценты, указанные в первой части, но только если иное не установлено данной сделкой либо другими нормами законодательства.

Часть пятая устанавливает прямой запрет на начисление процентов на проценты, при этом устанавливает, что иное условие может устанавливаться только законом. Второе предложение гласит, что также запрещено установление сложных процентов при выполнении сторонами предпринимательской деятельности, но возможны исключения, если это прямо предусмотрено законом. Довольно спорный абзац статьи в том плане, в том же 2015 году были внесены изменения в ГК, среди которых была http://stgkrf.ru/317-1, дублирующая данное положение практически слово в слово. То есть ни 317.1, ни 395 статьи не могут быть общими или специальными по отношению друг к другу, поскольку ни одна из них не содержит исключений, предусмотренных другой.

В то же время, данный фактор может стать камнем преткновения в юридических спорах, поскольку непонятно, на какую именно норму необходимо ссылаться.

Часть шестая устанавливает, что судебная инстанция вправе уменьшить договорные проценты, если придёт к выводу, что установленные договором проценты явно несоразмерны условиям сделки. Также спорный пункт, поскольку не указывает, как именно суд будет определять соразмерность либо несоразмерность процентов. Указана только минимальная сумма процентов, до которой суд может снизить взыскание, равняющаяся ставке рефинансирования Банка РФ.

Источник: http://stgkrf.ru/395