Исследование рынка - это целая систематическая деятельность, направленная на сбор, анализ и интерпретацию информации о рыночных процессах. Исследование рынка позволяет определить основные рыночные механизмы, такие как спрос, предложение, цены, а также поведение потребителей и конкурентная деятельность.
В настоящее время маркетинговые исследования в Украине являются основой успешного бизнеса, проведенный анализ помогает предпринимателям принимать правильные решения, инвестировать только в проекты с потенциалом и адаптировать маркетинговую стратегию к текущим требованиям рынка. Кроме того, в эпоху борьбы за максимально возможное количество клиентов использование рыночных исследований позволит компании функционировать эффективно и может дать значительное конкурентное преимущество.
Исследование рынка можно разделить на:
- направленные на понимание сути проблемы, например, поведения, потребностей или моделей потребления;
- исследование цен - определение гибкости и оптимальной цены;
- тестовое исследование - для тестирования, например, новых продуктов или услуг;
- исследование бренда - определить узнаваемость бренда и имидж;
- изучение изменений в потреблении;
- опросы удовлетворенности клиентов.
В зависимости от анализируемых данных можно выделить два типа исследования рынка.
1. Первичное - на основе данных, полученных для нужд конкретного исследования, вы можете собирать информацию самостоятельно или передавать ее на аутсорсинг, в обоих случаях вы имеете полный контроль над всем процессом сбора данных. Наиболее популярные первичные методы исследования включают в себя:
- опросы - проводимые по телефону, лично или в Интернете, темы вопросов и их детализация зависят только от вас и ваших потребностей;
- глубокие интервью - они дают возможность получить более точные и удовлетворительные ответы;
- исследовательские группы - опираются на обсуждение группы людей, которую ведет модератор;
- наблюдение - это длительный и утомительный метод, но он позволяет собирать объективную информацию о реальных чувствах покупателей в ответ на тот или иной продукт.
2. Вторичное исследование - исследование, основанное на ранее собранных данных, которые общедоступны, опубликованы в газетах, журналах или онлайн. Недостаток этого метода заключается в том, что каждый может использовать одну и ту же информацию, она может быть устаревшей, и вы не имеете никакого влияния на процесс сбора данных.
Однако это один из самых простых и дешевых способов определения текущих рыночных тенденций или прогнозирования изменений. Примеры вторичных исследований:
- финансовые отчеты;
- исследования, проводимые Центральным статистическим управлением или агентствами по исследованию рынка;
- публикации в газетах и журналах.
В зависимости от того, как вы собираете данные, исследования рынка может быть:
- Качественными - они помогают точно понять причины определенного поведения, например, что люди думают о данной теме, почему и как они принимают конкретные решения. Качественное исследование проводится на небольшом количестве людей, но благодаря им вы можете тщательно проанализировать явление. Лучшими источниками качественных данных являются групповые интервью, углубленные индивидуальные интервью и творческие группы.
- Количественными - они направлены на количественную оценку или масштабирование определенных явлений и тенденций на рынке. Они не основаны, как качественные исследования, на мнениях, но опираются на цифры. Количественные исследования проводятся на основе опросов.