Тема основных закономерностей формообразования является ключевой при изучении теории и практики архитектурной композиции.

В ней должен быть раскрыт своеобразный механизм достижения художественных качеств совокупности объемно-пространственных элементов. То, что такой механизм существует впервые показали В.Ф. Кринский, И.В. Ламцов и МА. Туркус. Правда, они сделали это очень сжато, конспективно, и их своеобразные тезисы не получили развития в архитектуре зданий и соружений. Предложенное в ряде последующих работ фактическое «перешагивание» от основных свойств объемно-пространственных форм сразу к видам категориям архитектурной композиции приводит к пропуску важного звена в теоретическом и практическом обучении архитектурной композиции, и этот пробел следует восполнить.

Огромной заслугой архитекторов несомненно, стало четкое формулирование основных визуальных свойств архитектурных элементов, таких как вентилируемые фасады, фасадные кассеты, ламели и т.д. от компании Rauta.Сделано это было излишне кратко и сухо, но зато доказательно на системной основе, ссылаясь на конструктивные особенности вентфасада и его облицовки. Современные архитекторы за прошедшие десятилетия не смогли предложить иного столь же целостного и логичного истолкования первичных визуальных свойств фасадных решений, которые вступают во взаимодействие при формировании архитектурной композиции. Подобные попытки предпринимались, но их результаты, за отдельными исключениями, нельзя признать удачными.

Так, желание изменить и расширить круг основных свойств архитектуры фасадов приводило к смешиванию их с приемами достижения соподчиненности объемно-пространственных форм. Например, к свойствам элементов архитектурной композиции были отнесены членения. Однако членения архитектурных форм — это лишь способ разделения их на новые элементы, обладающие определенными, в чем-то различными свойствами, необходимыми для решения конкретной художественной задачи. Новые термины или дублировали прежние, или приводили к ограничению, сужению их содержания. Так произошло, когда вместо «положения в пространстве» было предложено пользоваться термином «ориентация: в среде». Намерение изменить классификацию свойств часто сопровождалось появлением проблем с разграничением понятий.

Архитекторы не воспользовались появившимися в 1960-1970-х годах модными методами количественной оценки эстетического качества архитектурных объектов, как будто предвидя результаты развернувшейся дискуссии, которая очень скоро привела к пониманию того, что любые методы количественного измерения качественных характеристик опираются в конечном счете на элементарное ранжирование. Они последовательно, в каждом разделе объясняли, что предельное состояние формы по какому-либо свойству зависит от возможности восприятия экспертной группой композиционной связи одной формы с другой, наделенной противоположным по значению свойством. Например, первая форма может становиться все больше по сравнению со второй до тех пор, пою, по мнению коллектива наблюдателей, формы не перестанут восприниматься в композиционной взаимосвязи

Первичные визуальные свойства элементов архитектурных форм, особенно если рассматривать их в изменении, с учетом бесконечного количества их состояний, да еще принимая во внимание самые разнообразные их сочетания, представляют собой богатейший арсенал композиционных средств, используемых при возведении зданий, сооружений и их комплексов.