Управляющий партнер ЮФ «АНК», Александр Кифак http://www.ank.odessa.ua/site/about.php рассказал об актуальных вопросах эксплуатация причалов в портах.

Во время своего выступления на инвестиционном форуме «Ильичевский порт. Государственно-частное партнерство. Инвестиции, стратегия, развитие» адвокат Александр Кифак осветил вопрос практической эксплуатации причалов в портах.

Юрист напомнил, что универсальным платежом за эксплуатацию причалов в большинстве морских держав является причальный сбор, который взимается и в украинских портах с судовладельцев. Действующие ставки причального сбора не позволяют Администрации морских портов покрывать расходы на содержание причалов, что вынуждает искать дополнительные источники средств такого целевого назначения.

При этом, он отметил, что во многих портах (Одесса, Ильичёвск, Южный, Октябрьск) таким средством стал сервитут на причалы, плата за который взимается с портовых операторов. Сервитутные платежи включаются в себестоимость услуг по перевалке, то есть в итоге тоже компенсируются за счёт судовладельцев.

«Само по себе двойное взимание платы (портовые сборы плюс сервитут) удорожает судозаход, а значит, снижает конкурентную способность украинских портов по сравнению с портами Грузии и Румынии. Экономически правильный вектор в условиях сниженного грузопотока - наоборот, уменьшать стоимость судозахода.

Кроме того, сам сервитут - далёкая от совершенства форма эксплуатации причала. По своей правовой природе договор сервитута (как механизм для эпизодического использования чужой территории) не предполагает ведения хозяйственной деятельности в портах и, кроме того, подлежит государственной регистрации (а такая регистрация часто технически невозможна из-за отсутствия регистрации причалов, земли под причалами). Как следствие, сервитут порождает споры с налоговыми органами, а также создаёт потенциальные риски отмены его в судебном порядке (например, по искам прокуратуры), как неприемлемой формы для эксплуатации причалов.

Из-за указанных недостатков сервитут не может восприниматься как надёжный источник средств для Администрации морских портов, а равно и как достаточное основание для инвестирования в порты.

Таким образом, проблема поиска средств для поддержания причалов в рабочем состоянии остаётся открытой», - считает А.Н. Кифак.