***

Национальный банк обязал коммерческие банки получить до 29 декабря включительно подкрепление наличными средствами в связи с последующими праздничными и выходными днями.
Об этом говорится в сообщении пресс-службы НБУ.
«С целью обеспечения бесперебойной деятельности банковской системы и своевременной выплаты пенсий, денежных доплат, других платежей социального характера следует до 29 декабря 2006 года включительно... банкам получить в территориальных управлениях Национального банка наличность для подкрепления операционных касс», – говорится в сообщении.
НБУ также поручил банкам обеспечить в период с 29 декабря до 8 января бесперебойную работу банкоматов и подкрепление их наличными различных номиналов для обслуживания клиентов.
Кроме того, Национальный банк установил выходными для банков 31 декабря-2 января и 6-8 января.
По данным НБУ, банки в случае необходимости могут осуществлять кассовые операции в период с 31 декабря по 3 января и с 6 по 8 января, а с 29 декабря по 8 января – осуществлять валютообменные операции в пунктах обмена.
29 декабря Нацбанк устанавливает официальный курс гривни к иностранным валютам на период с 30 декабря по 5 января.

***

Президент Украины Виктор Ющенко вернул в Верховную Раду Закон «О внесении изменений в статью 7 Закона Украины «О банках и банковской деятельности».
По мнению главы государства, некоторые нормы этого документа не соответствуют Конституции Украины и закону об основах национальной безопасности.
Как сообщили УНИАН в пресс-службе президента, Виктор Ющенко вернул документ со своими предложениями для повторного рассмотрения Верховной Радой в соответствии с ч.2 ст. 94 Конституции Украины.
Президент считает, что закон, принятый ВР 2 ноября 2006 года, не может быть подписан, так как этим документом в корне изменяется существующий порядок осуществления государством полномочий собственника государственного банка. Кроме того, в соответствии с новой редакцией статьи 7 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (части 11–13) сокращается количество членов наблюдательных советов, которые назначаются президентом и Верховной Радой Украины (с 7 до 5). Вместо этого Кабинету Министров Украины предоставляется право назначать 5 членов наблюдательного совета государственного банка.
«В связи с этим необходимо отметить, что и действующей, и новой редакцией ч.9 ст. 7 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» наблюдательный совет определен высшим органом управления государственного банка, осуществляющим контроль за деятельностью правления банка с целью, в частности, сохранения привлеченных во вклады денежных средств, обеспечения их возвращения вкладчикам и защиты интересов государства как акционера государственного банка», – отмечается в замечаниях президента.
«По Закону Украины «Об основах национальной безопасности Украины» национальная безопасность – это защищенность жизненно важных интересов государства (ст. 1), а защита интересов вкладчиков – одно из основных направлений государственной политики по вопросам национальной безопасности (ст. 8). Общее же руководство в сферах национальной безопасности и обороны Украины возложено данным законом на Президента Украины (ст. 9). Таким образом, отмеченное положение закона, который поступил на подпись, нарушает конституционные полномочия Президента Украины по обеспечению национальной безопасности государства (п. 1 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины)», – говорится в замечаниях главы государства.
В них также отмечается, что по действующим 16 и 17 статьям ст. 7 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (в новой редакции – ч. 17 и 18) заседания наблюдательного совета государственного банка являются правомочными, если присутствуют не меньше десять ее членов, а решения принимаются простым большинством голосов от общего количества присутствующих на заседании членов наблюдательного совета. «Следовательно, предусмотренный законом, который поступил на подпись, принцип формирования состава наблюдательных советов государственных банков может на практике привести к принятию необходимого решения при отсутствии и без учета позиций членов наблюдательного совета, назначенных, например, парламентом.
Исходя из перечисленного, а также важности вопросов, которые Законом Украины «О банках и банковской деятельности» отнесены к компетенции наблюдательных советов государственных банков (определение основных направлений деятельности банка, утверждение годовых результатов его деятельности, деление прибыли, принятия решения относительно покрытия убытков, относительно создания, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий, филиалов и представительств банка – ст. 38 и 39),  с порядком назначения членов наблюдательных советов государственных банков, который устанавливается законом, согласиться нельзя», – говорится в замечаниях президента.
Кроме того, в них отмечается, что поступившим на подпись законом Кабинету Министров предоставляется также право осуществлять управление государственным банком в случаях, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности»,  другими законами и уставом государственного банка (в действующей редакции ч. 6 ст. 7 государство осуществляет и реализует полномочия владельца через органы управления госбанка). «По этому поводу следует заметить, что в соответствии с ч.4 ст. 7 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» устав государственного банка утверждается постановлением Кабинета Министров Украины. Таким образом, законом, предложенным к рассмотрению, для Кабинета Министров Украины создается возможность устанавливать для себя в уставе государственного банка неограниченные полномочия по управлению государственным банком, что является недопустимым», – отмечается в замечаниях президента.