Делаешь покупку в интернет-магазине– можешь легко стать жертвой мошенников. Причем опасность грозит не только владельцам виртуальных «кошельков» и пластиковых карт, но и тем, кто расплачивается за товары с помощью обычного денежного перевода.


«Наиболее типичные аферы во всемирной сети– воровствовиртуальных денег либо непоставка товара после его оплаты покупателем», – рассказывает владелец интернет-магазина WebMoney.ua Вячеслав Черкашин. И если в первом случае хакеры придумывают сложные схемы для взлома виртуальных «кошельков», то во втором – уровень компьютерной грамотности жуликов может быть равен нулю. Достаточно лишь разместить в Интернете объявление вроде: «Всвязи с закрытием склада (или распродажей конфиската) производится распродажа товаров (ноутбуков, фотоаппаратов и прочего). Цены существенно снижены». Способ оплаты: виртуальные деньги одной из известных электронных систем, карточки или денежные переводы.


Наиболее часто в переписке с «продавцами» товара покупателю предлагают оплатить заказ посредством переводов Western Union. Дабы не возникало сомнений относительно честности намерений, пользователю предлагают, казалось бы, безупречную схему сделки: чтобы покупатель был уверен в выполнении продавцом своих обязательств, получатель денег любезно соглашается дождаться сообщения о номере перевода (MTCN– 10-значный код платежа в системе) только после получения товара.


Подразумевается, что продавец, предъявив паспорт, сможет убедиться: деньги на его имя действительно пришли, и выслать курьера или посылку с партией товара. После получения товара и проверки его работоспособности покупатель должен будет сообщить код платежа, а продавец сможет забрать свои деньги.


В реальности– все по-другому. Покупатель высылает деньги продавцу, сообщает ему об этом и ждет в оговоренное время товар. Но курьера все нет и нет. Попытки связаться с продавцом ни к чему не приводят– «телефон абонента временно недоступен», а e-mail не отвечает. Встревоженный покупатель идет в банк и справляется о состоянии своего денежного перевода. «Не беспокойтесь. Он получен»,– сообщает радостную весть работник банка. Именно в этот момент у покупателя обычно и наступает четкое осознание того, что его «кинули».


Впрочем, некоторые другие системы устанавливают более жесткие требования. Системы Interexpress, Migom, «Быстрая почта», VIPTransfer, а также некоторые банки-члены системы Western Union в Украине все же требуют от получателей сообщения секретного кода. «Номер платежа– своего рода стандарт в платежных системах, как код, обязательный реквизит, без которого невозможно однозначно идентифицировать клиента и, следовательно, выдать ему деньги»,– считает начальник Главного управления автоматизации банковских технологий ОАО «Мегабанк» Сергей Трипольский.
Если деньги по просьбе мошенника переведены за рубеж, нет смысла обращаться в правоохранительные органы Украины– уголовное дело по факту мошенничества в этом случае не возбуждают. Милиция может лишь направить запрос по линии Интерпола с просьбой проверить конкретное лицо (получателя денег). Однако, как признаются сами «силовики», это мало что дает.


Преступник может получить деньги где угодно, в том числе и в Украине, хотя переписка с покупателем велась вроде бы из-за рубежа. Слава богу, в украинских интернет-магазинах и платежных системах ситуация не столь плачевна, как в развитых странах и в России. «За семь лет работы интернет-магазина у нас ни разу не было зафиксировано случаев мошенничества. Наверное, это связано с тем, что мы работаем с банками, которые уже внедрили систему интернет-эквайринга и тщательно проверяют кредитные карты, прежде чем разрешить перевод денег. К тому же большая часть покупателей в Украине все же предпочитают оплачивать товар по старинке– наличными курьеру, что значительно снижает риски»,– отмечает коммерческий директор интернет-магазина Matrix.ua Ирина Ящук.
По словам С. Трипольского, тем, кто часто покупает товары в Интернете, нужно соблюдать меры предосторожности. Желательно узнать, проводит ли онлайн-магазин или аукцион аттестацию своих продавцов (проверяет ли он у них документы, прежде чем допустить к участию), каким еще путем обеспечивается безопасность клиентов. Если магазин сотрудничает с банками, желательно узнать, с какими и как долго. Осторожно следует отнестись к предложениям товаров с серьезными скидками и невнятными условиями доставки, которыми пестрят электронные доски. Историю хорошего интернет-магазина всегда можно увидеть на его сайте. Прежде чем отправлять продавцу деньги, стоит поискать информацию о нем. В Интернете гуляют списки сайтов интернет-мошенников, на которых они «продают» товары. Информацию о мошенниках можно найти и на форумах в сети, где пострадавшие делятся информацией о том, как их «кинули», с указанием Ф.И.О. лиц, которым отправили деньги. Ни в коем случае нельзя предоставлять продавцу данные кредитных карт или паспорта. И последнее. Нельзя рассчитывать на описанные схемы с использованием кодов систем перевода денег. В подавляющем большинстве случаев это явное мошенничество.