дети, помощьДля развития ребенка с аутизмом, гиперактивностью, дефицитом внимания, сенсомоторной или моторной алалией (задержкой развития) нужна группа специалистов.

Советует Наталья Стручек, директор специализированного сада для детей с ментальными особенностями "Дитина з майбутнім".

Первое и самое главное: ребенком надо заниматься с детства, а не ждать, пока он подрастет.

Тогда благодаря раннему вмешательству и коррекции он может даже не попасть в категорию детей с особенностями.

Ведь есть дети с легкой степенью, которым требуется только социальная помощь, и они хорошо развиваются.

Поэтому цивилизованный мир использует "дорожную карту". Когда семья с ребенком в раннем возрасте обращается к специалистам, им сразу ее выдают: что нужно сделать, чтобы адекватно оценить состояние ребенка, дать объяснения и качественные рекомендации на будущее.

Коррекция состоит из трех частей: медицинской, социальной (семья) и педагогической.

В Украине скептически относятся к необходимости обследования детей раннего возраста, и поэтому теряется время. На ранних стадиях можно понять, что с ребенком, и предложить семье самую раннюю коррекцию. Это нужно, чтобы как можно выше поднять уровень развития малыша и бороться за его возможности в будущем.

Yes

Ведь когда коррекция начинается в четыре года, это совсем другой путь развития ребенка, рассказывает Стручек:

Ибо тогда ребенка не учат "с нуля", а уже переучивают. Ребенку тогда сложнее, чем в полтора года. Труднее навязывать ему новые правила.

К каким специалистам следует пойти на обследование и консультации?

Сначала – к неврологу. Ищите такого, который сталкивается в работе с детьми с особенностями развития. Можете пойти к двум неврологам, чтобы иметь различные точки зрения и потом их сравнить.

Если пошли к неврологу, сделайте энцефалограмму. Ведь даже осмотр невролога часто не может объективно и полностью оценить состояние ребенка.

Врач не может просканировать мозг и сказать, есть ли там какие-то незрелости; может, это чисто поведенческие проблемы или педагогическая запущенность.

Если у ребенка есть особенности развития, энцефалограмму надо делать как минимум раз в полгода, чтобы отслеживать динамику развития мозга: какие зоны недоразвитые, какие хорошо развиты и т.д. Это помогает разрабатывать правильную программу развития ребенка.

Обязательно нужно посетить гастроэнтеролога. Дети с особенностями развития часто имеют проблемы с избирательностью в еде, в текстурах пищи, запахах и т. д. Может быть непереносимость каких-то продуктов, аллергии.

Если зацепки есть, далее в программе обследований – иммунолог. Там другой скрининг, другие анализы. Ребенка обязательно должны посмотреть генетики. Если у ребенка аутизм, нужно сходить к психиатру. Все имеет значение.

Если ребенку уже пять лет, нельзя идти только к одному-двум специалистам, а к другим – нет.

Если малышу полтора-два года, главную функцию может взять на себя психолог, мама может помогать как социальный педагог, папа будет физическим реабилитологом. Это может быть хорошим стартом.

А если родители прошли всех этих врачей и получили результаты, к кому идти с этой папкой? Это самый больной вопрос, объясняет эксперт. Потому что центра, который поможет, обычно нет.

Поэтому на анализы родителей должен направить врач, к которому они потом вернутся с результатами и составят вместе с ним план работы. И такой план нужно составить с каждым специалистом.

Аутизм, алалия, гиперактивность ребенка – комплексные расстройства, и преодолевать их надо комплексно.

Здесь нужныи физическая реабилитация, и психолог, и дефектолог, и логопед, и социальный педагог. Это гвардия специалистов, каждый из которых работает в своей зоне. Один психолог не справится с таким объемом.

Два года назад мы запустили уникальную программу дистанционной коррекции "Наша дитина" для детей, не имеющих возможности учиться у нас в Киеве. В течение нескольких дней мы тестируем ребенка, с ним работает целая команда педагогов и формируем индивидуальную программу развития на 6 месяцев. Этой программой могут пользоваться самостоятельно как родители, так и отдельные специалисты, которые уже работают с ребенком, - рассказывает Наталья Стручек. - Родители довольны, и количество семей, которые пользуются программой, растет с каждым днем. А мы рады, что имеем возможность поделиться своим почти 10-летним опытом ежедневной работы с особыми детьми с каждой семьей по всей Украине.

Каждый специалист в рамках Программы или сам по себе  должен объяснить родителям, что происходит с ребенком по его направлению, что развито слабее, что – сильнее. Надо выводить ребенка на такой уровень, чтобы все зоны выравнивались и начинали одинаково расти.

Yes

Нельзя рвать ребенка на части: специалисты должны работать вместе, обмениваться информацией. Тестирование рекомендуют проводить раз в три месяца (если с малышом работает команда специалистов) или раз в полгода (если мама занимается сама).

 

050 352 90 97

struchek@cwf.com.ua 

https://childfuture.kiev.ua/uk/poslugi/