В старинном здании в самом сердце Харькова, на Сумской, 55, расположен "Харьковский специальный учебно-воспитательный комплекс имени В. Г. Короленко" Харьковского областного совета - одно из старейших заведений для незрячих детей в Украине. Здесь детей с нарушениями зрения учат, воспитывают, социализируют. И это заведение могут навсегда закрыть уже в ближайшее время. 12 февраля глава Харьковской областной организации партии "Слуга Народа" Павел Сушко вместе с народными депутатами Украины посетил школу, встретился с ее учениками и выпускниками – и рассказал, какие меры предпринимаются для сохранения как этого заведения, так и других специальных школ в Украине.

"Дело в том, что, согласно Национальной стратегии реформирования системы институционального ухода и воспитания детей, инициированной Минсоцполитики, специальные школы должны прекратить свое существование к 2026 году, - объяснил Андрей Орлов, заместитель директора по воспитательной работе. – Мы хотим уберечь школу, хотим добиться того, чтобы нас исключили из этой стратегии. Та система инклюзии, которая на данный момент есть в стране, не готова для таких детей. Эти дети видят мир прикосновениями. Надо, чтобы у родителей был выбор – или инклюзивный класс, или специальная школа".

1

В харьковской спецшколе им. Короленко – больше 180 учеников, около 60 из них живут тут, остальные – приходят на занятия. Вообще подобных школ в стране всего шесть.

"Школе - 135 лет, ее в свое время построили силами и средствами громады Харькова, а наши чиновники решили такие школы закрыть, - отметил Павел Сушко. – Посмотрите, какой тут потенциал, какие специалисты. Все учителя, кроме своей специальности, имеют также специальность дефектолога или тифлопедагога. 100% выпускников поступают в вузы! Ребенок получает тут базу, чтобы быть таким, как все. В каждой школе Украины невозможно сделать такой класс, поэтому специальные школы есть во всем мире. У нас же под предлогом того, что необходимо закрыть интернаты, потому что у детей есть право на семью, по-настоящему лишают детей права на образование. В этой школе дети и преподаватели – тоже одна семья. А у родителей должен быть выбор".

2

"Я сначала училась в обычной школе, но тут мне нравится гораздо больше, - рассказала одна из учениц младших классов. – В обычной школе я почти не виделась с классом, потому что у меня были свои занятия, а тут я научилась читать, нашла друзей".

Среди выпускников Харьковского специального учебно-воспитательного комплекса имени В. Г. Короленко – журналисты, экономисты, юристы, студенты консерватории, даже богословы. Многие, получив специальность, возвращаются сюда, чтобы учить детей.

"Такие школы должны существовать, - убежден Павел Сушко. – Поэтому мы создали межфракционное депутатское объединение "За права детей с особыми образовательными потребностями» и временную следственную комиссию в Верховной Раде, чтобы она расследовала, почему специальные школы решили ликвидировать. Что касается интернатов, то вопрос: почему наши властьимущие отправляют своих детей за границу, видят их дважды в год, а подобные школы хотят закрыть под предлогом того, что ребенок должен быть в семье?"

По словам главы Харьковской областной организации партии "Слуга Народа", когда Кабмин принимал Национальную стратегии реформирования институционального ухода и воспитания, на обсуждение не пригласили ни родителей детей с особыми потребностями, ни педагогов-специалистов.

"Мы будем добиваться, чтобы подобные спецшколы исключили из стратегии", - подчеркнул Сушко.

3

Кроме того, как отметил Павел Сушко и руководитель политической партии "Слуга Народа" Александр Корниенко, будет решаться и вопрос с общежитием предприятия УТОС (Украинского общества слепых), которое находится в аварийном состоянии. В двухэтажном небольшом доме на "задворках" Космической – трещины в стенах, черная плесень и грибок.

"Это ужасно, что мы сейчас увидели, и, к сожалению, такое есть не только в Харькове, - сказал Александр Корниенко. – Кроме того, жители жалуются, что их обманывают, ими манипулируют, что тут прописывают каких-то неизвестных людей. Город согласился взять на баланс общежитие, но выставил определенные условия – в частности, проектная документация и так далее на сумму в два миллиона гривен. Мы будем достигать взаимопонимания с городскими властями, можно ли взять общежитие у предприятия на баланс без дополнительных условий. А также направим обращение и в правоохранительные органы, чтобы они проверили те подозрения, которые сегодня высказали жители".