Харьков, екробляха, таможняПод стенами Кабмина проходят массовые выступления. На этот раз недовольными действиями правящего Кабинета Министров оказались владельцы “евроблях”. Не добившись удовлетворения своих требований в первый день протестов - 11 июля, митингующие замахнулись на всеукраинскую акцию и созывают подмогу из всех регионов страны.

SQ выяснил, кто такие владельцы “евроблях” и чего они хотят от Кабинета Министров.

Что такое “евробляха”?

Граждане Украины, приобретая за рубежом (как правило, в Польше и Литве) подержанные дешевые автомобили, предпочитают не снимать их с иностранной регистрации, чтобы не платить налоги при ввозе транспортного средства в страну. Такие автомобили в народе получили название “евробляхи”. Соответственно, владельцы таких авто неофициально называются "евробляхерами".

Термин "евробляха" происходит от польского слова " blachy", которым обозначается листовое железо, используемое при штамповке автомобильных номеров.

Самая популярная схема ввоза "евроблях" на территорию Украины выглядит следующим образом. "Бизнесмены" фиктивно оформляют гражданина Украины сотрудником литовской либо польской компании, регистрируют машину на свое предприятие и пишут доверенность на имя покупателя для въезда в Украину. Посреднические услуги за приобретение автомобиля по данной схеме составляют в среднем 1 000 долларов.

Но такая схема имеет ряд неудобств. Автомобиль формально не принадлежит фактическому владельцу. Если имущество "бизнесмена", на которого оформлена машина, арестовывается или конфисковывается, то человек, купивший транспортное средство с иностранной регистрацией, лишится автомобиля. И деньги ему, конечно же, никто не вернет.

Достаточно распространенным стал такой вид вымогательства, как похищение номеров с "бляхи" с последующим требованием выкупа. так как восстанавливать их необходимо по месту регистрации, то есть за границей. А это гораздо труднее, чем заплатить выкуп мошенникам.

Чего хотят “евробляхеры”?

Катализатором массового выступления в столице 11 июня стало принятие Кабмином постановления №475 от 20 июня, согласно которому полиция получила доступ к таможенной базе “Инспектор-2006”. Полицейские смогут получать более детальную информацию об автомобилях с иностранной регистрацией и тщательнее отслеживать различные нарушения. Протестующие предлагают отменить данный нормативный акт.

Однако это не единственное и формально не основное требование. Итак, чего же хотят, а вернее, чего не хотят "евробляхеры"?

При ввозе иномарки в страну необходимо осуществить следующие виды платежей:

1. Ввозная таможенная пошлина. Ее сумма составляет 10% от стоимости машины.

2. Акцизный сбор. В этом вопросе растаможка зависит от вида машины, ее типа, года выпуска и объема мотора.

3. Налог на добавленную стоимость. Данный налог составляет 20% от суммы таможенной стоимости авто.

Размер платежей может составлять сумму в несколько тысяч евро. Чтобы избежать этих затрат, автовладельцы не снимают машину с иностранной регистрации.

Именно эти платежи и не хотят осуществлять граждане, приобретающие за рубежом подержанные автомобили, и требуют их значительно сократить. Отдельные парламентарии рассуждали в СМИ о возможности снижения сборов при ввозе подержанных авто до 1000-1400 евро. Но до практической реализации дело так и не доходило.

А как у них?

Ориентироваться на опыт развитых стран Европы достаточно трудно, так как такое явление, как “евробляхи”, там отсутствует. В Германии или Австрии мало кому приходит в голову приобретать подержанные авто в Польше или Литве.

Но соседняя Молдова пребывает в близкой к украинской политической и социально-экономической ситуации.

Южные соседи тоже пытаются решать проблемные вопросы, связанные с "евробляхами".

В Молдове автомобили с иностранными номерами могут находиться 6 месяцев. Поэтому владельцам "евроблях" не нужно пересекать границу каждые выходные. Это служит дополнительным стимулом к тому, чтобы ввозить машины в страну без растаможки. Но необходимо приобрести так называемую "виньетку" - оплатить дорожный сбор, взимаемый с незарегистрированных в стране транспортных средств в сумме 180 евро на полгода. Машину без виньетки эвакуируют на штрафплощадку и депортируют в страну регистрации. Штраф за отсутствие виньетки – от 2,3 тыс. до 9 тыс. леев (от 3,8 тыс. до 15,3 тыс. грн.).

Сама растаможка в последние годы значительно подешевела. Например, для автомобиля с двигателем 3 тысячи кубических сантиметров - с 11 000 евро до 3 300 евро.

Глубина проблемы

Уровень автомобилизации в Украине составляет примерно 202 автомобиля на 1000 жителей. Это более 9 млн машин.

Согласно данным Государственной фискальной службы, по итогам прошлого года в стране находилось около 295 тысяч автомобилей с иностранной регистрацией. Это примерно 3,3% от общего количества авто. То есть данная проблема касается одного водителя из 30-тти.

Также, по данным ГФС, около 64 тысяч машин пребывают на территории страны с нарушениями.

Высокие платежи за растаможку на данный момент не могут рассматриваться в качестве механизма защиты отечественного производителя, так как производство автомобилей на территории Украины за последние 4 года сократилось в разы. Если в 2013-м было выпущено более 50 тысяч автомобилей, то, по данным "Укравтопрома", в 2017 году в стране было произведено 7,3 тыс. автомобилей.

Поэтому одним из основных доводов Кабмина против снижения существующих налогов является сохранение уровня поступлений в бюджет. Некоторые эксперты даже утверждают, что для компенсации потерь от снижения платажей за растаможку авто придется повышать акциз на сигареты и алкоголь. А это еще менее обрадует население страны.

Что потеряет бюджет?

Количество ввозимых подержанных иномарок стремительно растет. По итогам 2017 года на украинской таможне было оформлено 80,5 тыс. новых автомобилей, что на 27% больше, чем в 2016-м, и 72,9 тыс. подержанных иномарок (на 200% больше, чем годом ранее).

По полной таможенной ставке было ввезено только 3,4 тыс. старых иномарок. По льготному акцизу в Украину попало 69,5 тыс. подержанных авто. Сумма уплаченных налогов в госбюджет от растаможки новых авто составила 15.8 млрд грн, а от старых иномарок почти в три раза меньше - 5,5 млрд грн.

Средняя сумма поступлений в госбюджет от растаможки подержанной иномарки составляет 75,4 тыс. грн. (для сравнения одной новой иномарки - 196,3 тыс. грн.).

Если стоимость растаможки снизить до предлагаемых 1000-1400 евро (около 31-43 тысяч грн), то при прошлогоднем уровне поступления подержанных иномарок бюджет бы получил вместо 5,5 млрд грн. от 2,24 до 3,13 млрд грн. И то только в том случае, если все поголовно откажутся от "евробляхерства" и начнут растаомаживать свои авто по полной стоимости.

The Show Must Go On

12 июля акции протеста под стенами правительственного здания продолжились. Протестующие требуют от Кабмина принять законопроект о доступном растамаживании автомобилей, а также предоставить льготы участникам АТО и ветеранам войны.

Участники мероприятия заявляют, что в Киев к митингующим едут колонны из разных регионов, чтобы присоединиться к акции протеста.