светличная, балаклеяО причинах катастрофы в Балаклее, ее последствиях, а также о том, как в Балаклею возвращается жизнь, рассказала председатель Харьковской облгосадминистрации Юлия Светличная в интервью изданию "Обозреватель".

- Юлия Александровна, когда появилась первая информация о взрывах в Балаклее, сразу подумалось – неужели опять? Ведь похожее ЧП уже случалось на Харьковщине – в Лозовой.

- Взрывы в Лозовой произошли еще в 2008 году. Я возглавила Харьковщину в 2016-м, поэтому могу давать оценку только по ситуации в Балаклее. Мне кажется, что стоит говорить не столько о Харьковщине, сколько о всех схожих ситуациях в Украине. Можно вспомнить происшествия в других регионах: Бахмуте, Новобогдановке, Сватово. Причины, как и последствия, в этих случаях были разными. Но ключевое отличие нынешнего ЧП от остальных – в его причинах. Если раньше говорили о халатности или о попытках скрыть какие-то недостачи, то сегодня на первый план выходит вопрос целенаправленных диверсионных действий.

- То есть, вы хотите сказать, это был теракт?

- Основная предварительная версия была озвучена военной прокуратурой и СБУ: это диверсия, которую реализовали с помощью беспилотника. В 2015 году такая попытка уже предпринималась: точно также на склады 65-го арсенала сбросили зажигательные гранаты. Однако тогда личный состав воинской части смог вовремя локализовать возгорание.

- Хорошо, если допустить, что это диверсия, то почему именно в Харьковской области?

- Отвечу вам вопросом на вопрос: а почему в последнее время мы неоднократно получали сообщения о минировании здания облгосадминистрации? Почему я получаю угрозы с российских телефонных номеров?

Идут постоянные попытки давления и дестабилизации ситуации. Противник постоянно ищет возможности для расшатывания ситуации и продолжения агрессии против нашей страны. А Харьковщина – это особый, стратегический регион – прифронтовой, приграничный, промышленный.

Давайте проанализируем тот же Балаклейский район. Он дает более 25% промышленной продукции всей области. А по объемам ее реализации опережает 10 областей Украины. Посмотрите количество предприятий в этом регионе и, более того, обратите внимание на карту газотранспортной системы.

Совсем рядом с местом аварии – в зоне потенциального поражения – находится Шебелинский газовый хаб, проходит мощный газопровод. Мы сразу учитывали это: после начала взрывов пресекли все возможные угрозы негативного развития ситуации в этом направлении.

- Как сообщалось, рядом со складом расположен молокозавод, где находились емкости с хлором и аммиаком…

- Да, это правда. И это усложняло ситуацию. Взорвись они, последствия катастрофы были бы гораздо серьезнее. Это также была одной из причин, почему я моментально приняла решение об эвакуации людей. Все государственные службы сработали на высоком уровне – это была очень масштабная эвакуация, более 20 тысяч человек. Особо выделю работу ГосЧС и руководства Балаклейского района.

- Когда вы узнали о начале взрывов?

- В 2:58. Буквально через пару минут с момента начала взрывов я уже была в курсе событий. Стало очевидным, что необходимо срочно спасать людей. И я приняла решение о начале срочной эвакуации жителей района. В 3:03 сообщила о принятом решении президенту Украины. Я благодарна президенту за полную поддержку моего решения и помощь в его реализации.

- Все равно жертв не удалось избежать – погиб один человек, 78-летняя женщина.

- К большому сожалению, это так. Мы задействовали максимум ресурсов, чтобы количество пострадавших было минимальным.

- Как была организована эвакуация?

- Главное, что все знали, как действовать. У нас в области опытная команда, а опыт, как говорится, не последнее дело. Как и положено для любой административно-территориальной единицы, на случай чрезвычайной ситуации в районе был разработан и утвержден план эвакуации. Автобусы, точки сбора и приема людей, специалисты, службы, кто куда движется, кто кого встречает, кто что обеспечивает – все знали, что и как делать. Ведь речь шла о тысячах жизней. Я думаю, что авторы диверсии не рассчитывали на сплоченность и скоординированность действий власти и общества.

Спасатели, органы власти, военнослужащие, соцслужбы, полицейские – все справились со своими задачами. Отдельное спасибо волонтерам, общественникам, местным жителям.

В процесс включились все! Одни отвозили людей, другие – собирали помощь эвакуированным, третьи – принимали у себя пострадавших, четвертые – помогали патрулировать город и разбирать разрушения.

- Какова помощь представителей центральной власти? Местные жители говорят, что до сих пор в Балаклее не было министра обороны и руководителя Генерального штаба.

- В тот же день в область прибыла правительственная делегация во главе с премьер-министром. Приняли ряд решений, пообщались с людьми, успокоили. Важно было не допустить паники и вселить в людей уверенность – власть рядом, знает, что делать, и, несмотря на масштабность катастрофы, справится с ее локализацией. С министром обороны Степаном Полтораком мы были в тот день на постоянной связи, как и во все последующие дни. Непосредственно на месте, в Балаклее, работу личного состава ВСУ координировал заместитель министра обороны.

- Какая сейчас ситуация в Балаклее? Как проходит восстановление?

- Сейчас на месте работает около 500 строителей. Ремонтируем кровли и окна, после будет выполнен более сложный капитальный ремонт зданий жилого фонда и социально-гуманитарной сферы. Первый этап работ уже обеспечен финансированием. На эти цели из бюджетов разных уровней уже направлено 112 миллионов гривен. Потребность выше, и у нас есть договоренность с Кабминм о выделении дополнительного финансирования. На сегодня уже полностью возобновлено газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение. В обычном рабочем графике работают магазины. Возобновили учебный процесс школы. Балаклея возвращается к нормальной жизни.

- Кстати, катастрофа не повлияла на международные события, где Харьковщина презентует всю Украину? 

- Европа доверяет Харьковщине. У нас в регионе открыт ряд представительств авторитетных европейских организаций: Консультативная Миссия Европейского Союза (КМЕС), офисы ЕБРР и GIZ. 29 марта (уже после диверсии в Балаклее) Советом Европы на заседании в Страсбурге было принято решение о проведении Мониторингового комитета Конгресса региональных и местных властей именно в Харькове. Это четкий сигнал доверия к нашему региону со стороны международных партнеров. Это четкий сигнал с нашей стороны всем врагам: мы никому не позволим нарушить мир на нашей родной земле.