субботин, объединение электротяжмаша и турбоатомаКабинет министров Украины в конце августа согласовал присоединение АО "Завод "Электротяжмаш" к АО "Турбоатом". О том, как появилась эта идея и как проходит объединение, рассказал генеральный директор АО "Турбоатом" Виктор Субботин в эфире программы "Сегодня. Главное".

- Кто возглавит новое объединенное предприятие?

- Это будет решение Кабинета министров. Я думаю, это будет человек, разбирающийся в вопросах рынка турбогенераторов, турбин, энергетического машиностроения. Понимаю, что это будет человек с наших двух предприятий.

- После объединения это будет единое предприятие или два разных завода, только с одним менеджментом?

- Такого объединения в Украине еще не было. Это сложный процесс, который мы прописываем, что называется, с колес. Будет одно юридическое лицо, которое возникнет путем присоединения "Электротяжмаша" к "Турбоатому". При этом останутся две промышленные площадки, на которых будут сохранены все технологические процессы обоих предприятий.

- В проекте решения собрания акционеров "Турбоатома" от 27 августа сказано, что акционерное общество "Турбоатом" меняет название на акционерное общество "Украинские энергетические машины". Зачем новое название?

- Безусловно, это связано со слиянием, так как вновь созданное предприятие будет производить не только турбины, но и генераторы и другую продукцию, которая есть в номенклатуре "Электротяжмаша". Такое название - это общее предложение обоих заводов; оно объединяет весь спектр продукции, которая будет отгружена уже от украинского энергетического машиностроительного холдинга.

- По информации официального сайта "Турбоатома", предприятие поставляет продукцию в 44 страны мира. Ваши клиенты знают вас по имени "Турбоатом". Не боитесь потерять клиентов?

- Конечно, определенные неудобства будут. Мы их уже сейчас ощущаем, когда даем нашим постоянным заказчикам информацию о том, будет изменение названия. Но это не критично. И "Турбоатом", и "Электротяжмаш" изготавливают штучную продукцию под конкретного заказчика. Цикл изготовления наших турбин и генераторов - месяцы, а иногда и годы. Мы знаем каждого действующего и потенциального заказчика, он знает нас. С нами работают не потому, что у нас красивое название, а потому, что мы - серьезные производители, и наша продукция удовлетворяет потребности заказчиков.

- Какие сейчас долги у "Электротяжмаша" по заработной плате? В каком состоянии вы принимаете предприятие?

- Насколько мне известно, сейчас на "Электротяжмаше" есть долг по зарплате за июль. На "Турбоатоме" зарплатных долгов нет. По итогам первого полугодия кредиторская задолженность на "Электротяжмаше" больше дебиторской приблизительно на 1,3 – 1,4 миллиарда гривен. Это серьезные долги, которые придется отдавать уже объединённому предприятию.

По балансу "Турбоатома" немного наоборот. У "Турбоатома" дебиторская задолженность выше кредиторской приблизительно на 1,3 миллиарда гривен. Это тот потенциал, который есть у нашего завода. Он позволит сбалансировать ситуацию в объединенном предприятии.

- Существуют ли другие риски для объединения заводов?

- Мы сейчас плодотворно работаем по общей структуре производства, планирования, снабжения, продажи продукции. На мой взгляд, определенный перекос у коллег есть в части большого количества инженерно-технических работников и малого количества промышленников. Я вижу, что там есть большие резервы по оптимизации управленческой вертикали. Мы дали свои предложения, и коллеги их в целом одобрили. Мы дали предложения по примеру "Турбоатома". У нас вертикаль экономической службы, как планирование, так и управление, централизованные технологические службы и службы контроля - все подчинены члену дирекции, заместителю генерального директора, который отвечает за это направление. В цехах нет дубляжа этих функций, и это уменьшает количество людей, которые занимаются бумагами. Это надо сокращать на "Электротяжмаше". Это первая составляющая.

Далее. У нас турбины продают конструкторы. Это сложная техника, и заказчик должен понимать, что ему предложат именно тот продукт, который ему нужен. Уже потом экономисты и маркетологи облекут это предложение в форму договора. Мы больше 10 лет назад объединили конструкторов и маркетологов в одну службу. На "Электротяжмаше" конструкторы подчинены главному инженеру, потому что это более технично, на их взгляд.

- По вашим предложениям, сколько нужно на "Электротяжмаш" сократить людей?

- Это социальный вопрос. Я понимаю, что нас будут смотреть и работники "Электротяжмаша". Я бы так хотел сказать: прежде всего, нужно запустить производство. Для этого нужны контракты, и они должны быть рентабельны. А это значит, что и зарплата, и другие расходы должны быть заложены в цене контракта. Если у нас раздутый штат, то мы никак не впишемся в ценообразование. Поэтому я прошу, чтобы работники "Электротяжмаша" были спокойны. Запустим предприятие, загрузим станки, тогда уже будет работа и экономистам. Я понимаю, какая это цифра. Инженерно-технических работников можно и вдвое сокращать. А производственных работников надо возвращать на завод.

- Какая сейчас средняя зарплата рабочего на "Турбоатоме" и чего ожидать работникам "Электротяжмаша" в вопросе оплаты труда?

- У нас 16 000 гривен, на "Электротяжмаше" меньше где-то вполовину. Но там ситуация другая. Большинство людей, которым нужно выплачивать заработную плату, - это неработающие, и им надо платить две трети оклада. Мы платим за работу, а на "Электротяжмаше" это пока простой. Безусловно, после слияния зарплаты вырастут до уровня "Турбоатома", ведь это единый коллектив, единая команда, единая ответственность.

- Какой сейчас портфель заказов у "Турбоатома"?

У нас портфель заказов в этом году - более 2 млрд грн. В следующем году планируем его не уменьшать по нашей продукции. У "Электротяжмаша" портфель заказов, скажем так, меньше. Я думаю, где-то вполовину меньше.

- Какие сроки и какие этапы объединения?

Уже прошли собрания акционеров на "Турбоатоме" и "Электротяжмаше". Затем по результатам девяти месяцев, по балансовым показателям, произойдет объединение балансов. Затем подпишут два директора передаточный акт от "Электротяжмаша" -"Турбоатому". И все - это уже момент отсчета объединенной компании - будет подписан договор о слиянии, в котором будут урегулированы номинал и стоимость акций, части двух акционерных обществ. Октябрь, середина ноября – в эти сроки фактическая процедура объединения произойдет.