STATUS QUO

Предправления "Мегабанка" Алексей Яценко - о росте онлайн-услуг, приложении todobank и социальной ответственности в Украине

Публикуем перевод интервью председателя правления АО "Мегабанк" Алексея Яценко международному изданию Global Banking and Finance. Оригинал интервью по ссылке.

Ванда Рич, редактор портала Global Banking & Finance Review, начала разговор с председателем правления "Мегабанка" с вопроса о том, как повлияла пандемия COVID-19 на деятельность банка.

- Пандемия отразилась скорее в социальных вопросах. Дабы защитить здоровье наших сотрудников и клиентов, пришлось изменить привычный ход обслуживания. Мы сделали и продолжаем делать все для того, чтобы максимально придерживаться рекомендаций по защите и безопасности клиентов и сотрудников. Пандемия оказала влияние на объём запрашиваемых клиентами онлайн-услуг. Мы ощутили, с одной стороны, спрос, а с другой - нагрузку на все наши онлайн-системы и платформы: сайт и мобильное приложение, терминалы самообслуживания, все дистанционные каналы обслуживания.

Мы подсчитали: за год пандемии в Украине (март 2020 – март 2021) количество платежей, в частности, коммунальных, в мобильном приложении банка todobank выросло на 346%, на сайте Единого расчетного центра - на 48%, в терминалах самообслуживания М-box - на 46%.

К счастью, "Мегабанк" не ощутил большого негативного влияния на финансовую составляющую. Сегмент клиентов, который в свое время был избран банком как стратегический, а это микро- и малые предприятия аграрной сферы, подвергся минимальному негативному влиянию в связи с пандемией и сумел адаптироваться к новым условиям. Представители этого сектора имели возможность, в том числе, и с нашей помощью, получить поддержку в рамках государственных программ поддержки.

Алексей Яценко подчеркнул, что банк приложил все усилия, чтобы удовлетворить потребности как сотрудников, так и клиентов в это время.

- Для банка стало ключевым отправить на удаленную работу максимально возможное количество сотрудников. Перед этим мы проанализировали, какое минимальное количество людей необходимо для обеспечения стабильной работы всех систем банка. Для таких специалистов был организован трансфер на работу и домой.

"Мегабанк" также взял на себя оплату тестов для сотрудников, у которых появлялись первые симптомы вирусного заболевания или у которых был контакт с подтвержденным заболевшим. А также банк оказывал материальную поддержку тем, кто все-таки заболел коронавирусом. Естественно, работающие отделения банка мы обеспечили средствами индивидуальной защиты, сообщениями о необходимости соблюдения дистанции, регулярной обработкой помещений и т.д.

Следующим важным шагом для обеспечения безопасности клиентов было предоставление как можно большего количества услуг онлайн. "Мегабанк" ускорил все разработки по внедрению онлайн-технологий. Например, для стимуляции социальной ответственности наших клиентов мы ввели кэшбэк за оплату коммунальных услуг в мобильном приложении банка и на веб-сайте.

Удовлетворение потребностей клиентов – это основа стратегии развития "Мегабанка". Движущая сила для создания новых продуктов в банке – это, в первую очередь, пожелания клиентов. Мы все время отслеживаем запросы наших клиентов, а также тенденции на рынке, новые технологии. Для нас важно удовлетворить потребности клиентов в запускаемых  новых продуктах.

Именно по запросам клиентов был создан todobank. Банк обрабатывает большое количество транзакций своих клиентов и, по сути, является неким транзакционным хабом. Стала очевидной необходимость создания платформы, которая бы позволила с помощью смартфона производить все эти платежи без посещения отделения банка, в любом удобном месте и в удобное время. К тому же "Мегабанк" обрабатывает большое количество коммунальных платежей, поэтому стала задача реализовать их оплату в мобильном приложении. Так и родилась идея запуска todobank.

В чем же наше отличие? Все схожие приложения в Украине запускались как инструмент, в первую очередь, эмиссии карточек с последующим их обслуживанием. Для того, чтобы стать пользователем приложения любого необанка в Украине, необходимо заказать и получить карту. Уникальной же особенностью todobank является то, что для того, чтобы стать клиентом, достаточно просто скачать мобильное приложение и начать им пользоваться, будучи обладателем любой карты любого другого банка. А при желании можно заказать в todobank одноименную кредитную карточку. Кроме того, в todobank доступна prepaid card, с помощью которой можно проводить определенные операции.

Доступность для клиентов всегда находится в центре внимания "Мегабанка", поэтому процесс подачи заявки на получение карты todobank максимально упростили.

- Вам необходимо заполнить небольшую анкету, сфотографировать документ, удостоверяющий личность, и курьер принесет вашу карту в удобное время и место. Вы также можете получить ее в любом отделении банка.

Алексей Яценко также рассказал о цифровых решениях, предлагаемых "Мегабанком", включая куникальный сервис Единого расчетного центра.

- Он является уникальной особенностью банка и позволяет клиенту оплатить одним платежом все виды коммунальных услуг. В этом году мы планируем запустить возможность оплаты единым платежом всех видов коммунальных услуг по всем адресам, которые находятся во владении клиента. Кроме того, система позволяет в режиме онлайн видеть состояние задолженности по всем видам коммунальных услуг - отопление, газ, электроэнергия, водоснабжение, домофон, кабельное телевидение, интернет и т.д. Этот сервис "Мегабанка" с прошлого года позволяет в том числе передать показания счетчиков. Это можно сделать в мобильном приложении банка: не нужно отдельно связываться с каждым поставщиком услуги. Это существенно экономит время наших клиентов.

"Мегабанк", как и Украина в целом, находится в лидерах в сфере цифровой идентификации.

- В этом году Украина стала первой в мире страной, которая на законодательном уровне приняла решение о равнозначности электронной версии паспорта и его бумажного аналога. "Мегабанк" полностью к этому готов. Сегодня наши клиенты могут пройти идентификацию с помощью megabank/todobank и получить доступ в приложении "Дія". Там собраны цифровые версии документов клиентов - паспорта, водительского удостоверения, карточки плательщика налогов и т.д. Помимо этого, нашим клиентам достаточно предъявить цифровую версию паспорта для обслуживания в отделении в приложении "Дія" и не нужно носить с собой бумажную версию документов. Это большой шаг в продвижении политики paperless, которой придерживается наш банк.

Агробизнес остается важным вектором работы банка.

- У "Мегабанка" есть большое количество продуктов для этого сегмента клиентов. Мы ежегодно адаптируем эти продукты, чтобы они оставались актуальными и востребованными. Банк предлагает агроскоринг, который позволяет в течение 48 часов принять решение по выдаче кредита предприятиям микро- и малого агробизнеса, частным фермерским хозяйствам. Также предоставляется широкий спектр кредитов без залога фермерским хозяйствам на пополнение оборотных средств между сезонами. Банк участвует в государственных программах поддержки этого сегмента украинской экономики, а также совместно с иностранными партнерами финансироует кредиты на развитие агробизнеса, энергосбережение, зеленую энергетику.

Яценко также объяснил, насколько важны сейчас корпоративная и социальная ответственность.

- В 2019-м "Мегабанк" стал первым в Украине ассоциированным членом международной независимой сети банков Global Alliance for Banking on Values. Мы целенаправленно вступили в ассоциацию, ведь ее ценности предполагают ответственное ведение банковского бизнеса, что предусматривает использование финансов для обеспечения устойчивого экономического, социального и экологического развития. И это также сегодня является ценностями "Мегабанка".

В рамках политики социальной ответственности приоритетными областями финансирования для нас являются: мероприятия по энергоэффективности, модернизации оборудования и техники, в том числе мощностей коммунальных предприятий, что влечет за собой сокращение выбросов углекислого газа; переход на электромобили; энергосберегающие технологии в строительстве; альтернативная энергетика. Мы также считаем зоной своей социальной ответственности участие в инициативах местных властей по доступу населения к цифровым услугам.

В период пандемии мы не смогли остаться в стороне: "Мегабанк" оказал финансовую поддержку медицинским учреждениям, закупив для них необходимое оборудование.

Яценко также выразил уверенность, что текущий год будет успешным для банка.

- 2020-й год для "Мегабанка" был годом вызовов и возможностей. 2021-й уверенно станет годом развития, успеха и роста.