вилкулСнизив размер портовых сборов только для транзитных грузов, Мининфраструктуры снизило конкурентоспособность украинских производителей. Об этом заявил сопредседатель фракции Оппозиционного блока в парламенте, народный депутат Александр Вилкул. По его словам, единственным способом сохранить конкурентоспособность украинской продукции на мировых рынках является уменьшение себестоимости и логистических затрат.

"Но последние два года вместо того, чтобы поддержать украинскую промышленность и увеличить экспортную выручку, власть последовательно уничтожает отрасль", - заявил Вилкул.

По его словам, пример этому - решение Кабмина о предоставлении 50%-й скидки на услуги украинских портов для транзитных грузов (приказ Мининфраструктуры №310). Согласно приказу, эта скидка не распространяется на отечественных производителей промышленной, сельскохозяйственной и др. продукции.

"Своим решением Мининфраструктуры дискриминирует украинских экспортеров и импортеров, которые обязаны платить 100% сборов. Это делает продукцию украинского ГМК и АПК менее конкурентоспособной на мировых рынках по сравнению с конкурентами, которые получили скидки. Такая политика правительства приводит к сокращению объемов производства, уменьшению налоговых выплат в бюджет и сокращению рабочих мест, – сказал Вилкул. - Портовые ставки должны быть снижены и для украинских производителей хотя бы до уровня транзитеров. Ведь снижение выручки украинских экспортеров приведет к дальнейшему снижению курса национальной валюты. В частности, металлурги дают около 30% валютной выручки страны".

Нардеп отметил, что Мининфраструктуры допустил ряд нарушений при утверждении приказа. В частности, формально приказ принят 16 сентября 2016 года, а по факту скидки начали действовать с 29 июня 2016 года, что ставит украинских экспортеров в невыгодное положение даже не с момента его принятия, а еще с более раннего периода.

Кроме того, приказ не был согласован с Госрегуляторной службой. При чем, обсуждая вопрос в публичной плоскости, Мининфраструктуры предлагает украинским предприятиям подождать с формированием новой методики начисления портовых тарифов, которые надо подготовить вместе с Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком.

По информации Центра транспортных стратегий, портовые сборы в Украине являются одними  из самых высоких в мире – их услуги в 4 раза дороже китайских, бразильских и даже румынской Констанцы. Стоимость судозахода одного судна класса Capesize (огромные грузовые суда, которые могут принять только крупнейшие терминалы) в порт "Южный" составляет 408 тыс.долларов, из которых почти 300 тыс. долларов (или 70%) составляют корабельный и канальный сборы. Если сравнивать с аналогичными мировыми портами, то "Южный" существенно проигрывает своим конкурентам. Для сравнения в Хей Поинт (Австралия) цена судозахода – 123,1 тыс. долл., в Констанце - 112 тыс. долл., в турецком Эрдемире - 64,5 тыс.