25 октября в 20.22 председатель Счетной парламентской комиссии Владимир Заяц обнародовал результаты голосования бюллетенями по проекту Земельного Кодекса Украины, - сообщил 25 октября бизнес-портал "Лига". Верховная Рад приняла Земельный Кодекс во втором чтении в целом.
Первоочередным заданием нового земельного законодательства является регулирование земельных отношений путем обеспечения прав на землю, использование и сохранение земельных ресурсов на длительную перспективу (ст. 1 проекта Кодекса). Расширяется по сравнению с действующим Земельным кодексом (ст. 1) сфера регулирования, в которую попадают отношения природопользования в части, которая касается земельных отношений.
Первый раздел "Общие положения" направлен на формирование и законодательное закрепление основных категорий земельных правоотношений. Определяется, что объектами земельных правоотношений являются земля в пределах территории Украины, земельные участки, земельные части (паи) (ст. 4 проекта Кодекса). Земля рассматривается в законодательстве как территориальный базис, природный ресурс и основное средство производства.
Согласно ст. 8 проекта Кодекса собственность на землю в Украине имеет следующие три формы: частную, коммунальную и государственную. Все формы собственности на землю являются равными. Объектом права собственности на землю признается земельный участок (ст. 9). Права на земельный участок не являются абсолютными - в проекте Кодекса вводятся ограничения относительно назначения, разрешенного использования, пользования, отягчения. Субъектами земельных правоотношений, кроме граждан и государства, выступают также юридические лица (ст. 12 проекта Кодекса) и территориальные общины сел, поселков и городов (ст. 13). Проектом Кодекса отменяется право коллективной собственности на землю, закрепленное действующим земельным законодательством.
Согласно ст. 11 лицам без гражданства земельные участки в собственность не передаются. В соответствии с этой же статьей проекта Закона иностранные граждане, а по статье 12 - иностранные юридические лица могут приобретать право собственности только на земельные участки несельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство нерезидентами (по этим же статьям - 11 и 12), в течение года подлежат отчуждению. Права постоянного пользования земельными участками, которые находятся в государственной и коммунальной собственности, приобретают, согласно проекту Кодекса, только государственные и коммунальные предприятия и организации. Все другие субъекты землепользования должны пользоваться землями на условиях аренды или приобрести их в собственность.
Проектом Кодекса (статья 129) также четко определены основания прекращения права собственности на земельный участок. Статьей 132 проекта Кодекса определяются основания для принудительного прекращения прав на земельный участок, к которым авторы законопроекта относят использование земельного участка не по назначению, неустранение допущенных нарушений законодательства, конфискацию земельного участка, выкуп (изъятие) земельного участка для общественных потребностей (если владелец не дает согласия на это), принудительное обращение взысканий на земельный участок по обязательствам владельца этого земельного участка.