- Владимир Леонидович, Верховная Рада планирует рассмотреть законопроект о включении средств ряда фондов, в том числе Фонда страхования на случай безработицы, в госбюджет. Какую позицию занимает центр занятости?
- Я считаю, что принятие такого решения не целесообразно. Я провел переговоры практически со всеми народными депутатами от Харьковской области и объяснил возможные последствия включения в состав госбюджета средств фонда страхования на случай безработицы. Мы предложили депутатам подписать соответствующее обращение к Верховной Раде. Сейчас это обращение подписали Александр Бандурка, Владимир Гошовский и Алла Александровская. Остальные либо еще не решили, либо определяют свою позицию более четко, но пока их подписей под обращением нет.

- В чем же, по-Вашему, опасность включения средств фонда в госбюджет?
- Мы ведем политику, направленную на обучение безработных, создание рабочих мест, содействие развитию предпринимательства, а также на оказание материальной помощи по безработице. В 1996 году Фонд включили в бюджет, и в результате финансирование большинства форм деятельности центра занятости было полностью приостановлено. В течение пяти месяцев появилась задолженность по выплате пособий. Почти пять месяцев и мы не получали зарплату. Потом средства фонда вывели из бюджета, и ситуация выровнялась. Мы понимаем, что госбюджет нужно пополнять, но это не должно идти в ущерб тем социальным вопросам, которые сегодня не плохо решаются. Если в 2000 году за счет средств службы занятости, за счет беспроцентных ссуд было создано 0,5% рабочих мест, то в прошлом году - 10% рабочих мест. Эти места были созданы за счет одноразовой помощи для ведения предпринимательской деятельности, беспроцентных ссуд и дотаций работодателям для создания дополнительных рабочих мест. Я не говорю о таких формах занятости населения, как общественные работы. Это очень хорошее подспорье, когда нет стабильного рабочего места. Тем гражданам, которые состоят на учете в центре занятости и параллельно выполняют тот или иной вид общедоступных работ, центр платит зарплату. Если в прошлом году на общественные работы было израсходовано около миллиона гривень, то за 6 месяцев этого года - 1,5 миллиона.
Общественные работы организованы в каждом районе. Это работа нянечек в территориальных центрах, уборка территории, наведения порядка на стадионах и в парках, сельхозработы. Например, центр занятости заключает договор с терцентром, перечисляет терцентру деньги, а терцентр рассчитывается с нянечками. Такой вот механизм.
Передать средства фонда в бюджет, значит, ликвидировать эту работу и растворить в бюджете эти средства. Во всех цивилизованных странах мира существуют системы социального страхования, одним из разделов которого является страхование на случай безработицы. В прошлом году я был в Эстонии, которая является кандидатом в члены Евросоюза. Одним из условий вступления конкретно для Эстонии было создание социального страхования на случай безработицы. Раньше там не было такой системы. У них была развита система медицинского страхования, а страхования на случай безработицы не было, хотя у них бюджет в десятки раз больше украинского, и они нормально финансируют из бюджета и создание рабочих мест, и учебу работников. Было приятно отметить, что у нас система страхования на случай безработицы развивается в ногу с передовыми странами. Но если нужно сделать два шага назад, чтобы сделать шг вперед, то нужно сделать.

- А как организована служба занятости в развитых странах?
- В каждой стране есть свои особенности. То ли страна делает крен в сторону выплаты пособий по безработице, то ли она делает упор на создание рабочих мест, снижая удельный вес пособий по безработице. США уделяют огромное внимание развитию рабочих мест, предпринимательству и так далее, а пособий платят меньше. Шведская модель занятости ориентирована на социальную поддержку безработных. Но государство сталкивается с тем, что у человека нет стимула для поиска работы, переобучения, получения временной работы. На пособие по безработице в Швеции можно безбедно существовать практически всю жизнь, если, конечно, человека эта ситуация устраивает. У нас пособие платится 365 дней. И после годовой выплаты пособия возможна выплата материальной помощи. То есть, человеку дают понять, что за год он должен найти работу. Пособие уменьшается. Три месяца пособие выплачивается полностью, затем каждые три месяца размер пособия снижается на 10-15%. Это стимул активного поиска постоянного места работы или переобучения. Служба занятости считает, что человек должен работать, хочет он этого или нет. Понимаете, в нашей конституции написано, что право человека на труд - это свободное право, и он должен сам определять, нужно ему работать или нет. Демократия не принуждает к труду. Однако человек, который состоит на учете в центре занятости, должен искать работу. Но мы только посредники на рынке труда. Мы не можем гарантировать, что после переобучения человек обязательно будет трудоустроен. В идеале хотелось бы, чтобы все переобученные получили работу. Сейчас 75% окончивших учебу от службы занятости трудоустраиваются. Кстати, по мировым критериям, находить работу нужно за 3-5 месяцев, потом начинается состояние, когда человек теряет уверенность в себе. В этом случае к нему на помощь приходят специалисты - психологи службы занятости.

- Как представлена в правлении Фонда страхования на случай безработицы Харьковская область?
- Год назад в составе правления фонда от Харьковской области не было ни одного человека. В основном там работали киевляне. Сейчас от области входят Леонид Рубаненко (от работодателей) и Жанна Васильева (от профсоюзов). Кроме правления есть наблюдательный совет. Правление состоит из 45 человек: по 15 от правительства, от профсоюзов и работодателей. Правление решает, как лучше использовать средства, имеющиеся у фонда. Если средства будут в бюджете, то функции этих организаций потеряют необходимость. А ведь это очень эффективное управление на трехсторонней паритетной основе с участием всех социальных партнеров.

- Сколько выделено средств на область в этом году?
- В этом году для области выделено около 100 млн. грн. В бюджете фонда есть обязательная статья расходов - выплата пособий по безработице, которая занимает примерно 70% всей сметы Харьковской области. Остальные статьи расходов мы должны обосновать.

- По данным КРУ, на одного трудоустроенного, который был обучен за счет центра занятости, тратиться около 780 грн. Много это или мало?
- Для того чтобы говорить, много это или мало, можно сравнить с переобучением на производстве. На производстве переобучение происходит раз в десять-двенадцать лет. А по некоторым направлениям - в 15 или даже 20 лет. А во всем мире считается, что человек должен повышать свою квалификацию каждые два года.
На производстве практически ни копейки не выделяется на повышение квалификации работников. В последнее время ситуация немного улучшилась, но денег все равно не хватает. Безработные становятся на учет в центр занятости. По мнению предприятий, пусть людей кто-то обучает. Вот этим кем-то и оказывается наш фонд. Фонд страхования - это способ заставить работодателей тратить деньги на переобучение сотрудников. Я не хочу сказать, что это делается принудительно - есть предприятия, которые заинтересованы в том, чтобы уровень их работников - профессиональный и интеллектуальный - повышался. Сегодня на рынке труда нужны работники, есть вакансии. И есть люди, которые хотели бы иметь работу. Но их знания и квалификация не соответствует требованиям. Поэтому это очень перспективное направление нашей работы - переобучение, переквалификация, повышение квалификации. Новое направление в этой сфере - стажировка, прямо на предприятии. Если после того, как мы переобучили человека, он работает по специальности, то, я считаю, это очень хорошо. А что касается нарушений… Да, мы тоже выявляли нарушения в работе сотрудников службы занятости и наказывали тех, кого выявили сотрудники КРУ в процессе контрольной проверки по целевому использованию средств. Если ничего не делать, то нарушений вообще никаких не будет.

- Что нового предлагает центр занятости в этом году?
- Именно в этом году центр занятости начал практиковать учебу на конкретном рабочем месте - стажировку. Допустим, есть вакансии по определенной специальности. Центр заключает договор с работодателем, и человек обучается на рабочем месте. Безработные проходили обучение в Харьковской дирекции "Укртелекома" (кабельщики, спайщики), на заводе Малышева, в "Автрамате" и "Горэлектротрансе" (водитель троллейбуса, трамвая), на Великобурлукском сырзаводе. Для работодателя это выгодно. Он дает нам заказ на специалистов, и если такие люди у нас есть на учете, мы сразу их направляем, если же нет, готовим и обучаем, а потом еще предлагаем работодателю трудоустроить его за счет нашей дотации.

- Как известно, существует система резервирования рабочих мест для лиц, социально незащищенных, инвалидов, сирот. Выгодно ли работодателю брать их на работу?
- Раньше была система бронирования по соответствующему предприятию согласно решению исполкома. Руководитель знал, что он должен взять столько-то лиц. Сейчас на каждом предприятии для социально незащищенных лиц резервируется 5% рабочих мест. Такая система, по-моему, устаревает. Это пережиток административных времен. Работодателя нужно заинтересовать экономически. Мы это делаем с помощью дотаций. Мы предлагаем работодателю взять квотника, и год компенсируем зарплату. Причем квотника можно взять на дотационное рабочее место после того, как он не менее трех месяцев состоял на учете в центре занятости, а неквотника - после 6-ти месяцев. Считается, что конкурентоспособность на рынке труда теряется после трех месяцев безработицы.

- Сколько безработных трудоустроено на дотационные рабочие места в этом году?
- Около полутора тысяч человек. А за весь прошлый год - 1,6 тыс. чел. Мы стали больше информировать работодателей. Работаем также с райгосадминистрациями. Я встречался с председателями всех райадминистраций и объяснял, в чем выгода использования дотаций на создание рабочих мест. Это конкретные инвестиции в предприятия, в район и область. Их нужно максимально использовать, так как на сегодняшний день ситуация в сфере занятости довольно-таки непростая. Существует и скрытая безработица, и неполный рабочий день, и административные отпуска. Этих явлений становится меньше, они все равно существуют. Тем не менее, количество уволенных с предприятий и учреждений превышает количество поступивших на работу. Эта тенденция остается стабильной.

- В чем причина такого явления?
- По существу у предприятий нет другого пути увеличения заработной плиты (минимальной, средней), кроме уменьшения числа работников, повышая при этом производительность и продуктивность труда. С теми, кто оказался за воротами, служба занятости работает. Мы пытаемся активней содействовать развитию предпринимательства. Кстати, численность работников, занятых в малом бизнесе, в области увеличивается. Однако, хотя количество занятых в предпринимательских структурах растет, их рост не поглощает количества работников, которых увольняют в других сферах.

- Известны ли случаи, когда, получив дотацию на создание рабочего места, работодатели тратили полученные деньги не по назначению?
- Есть такие случаи. Мы их не скрываем. Мы предупреждаем предпринимателя, что это деньги государства и законность их использования будет проверяться государственными структурами, например КРУ. Тем не менее, в прошлом году стали известны два случая. Работник не получал зарплату, а его подписи в тех документах, которые предоставляются в центр занятости, были подделаны. По этим фактам заведены уголовные дела. Кстати, по этой причине многие предприниматели не хотят с нами сотрудничать.

- Какова ситуация с безработицей на селе?
- Сельская безработица растет быстрыми темпами. Дело в том, что селянин может иметь трактор, несколько гектаров земли и не относиться к занятому населению. В июне 2003 г. принят закон о селянском хозяйстве, в котором определено, что занятым человеком является тот, кто имеет доход больше минимальной заработной платы. Порядок определения дохода селянина разрабатывает Кабинет министров. Но я считаю, что этот закон не решит проблему. Все равно все будут показывать меньший доход.

- Может быть, службе занятости нужно иметь свою милицию (существует же у нас ветеринарная, экологическая, налоговая), сотрудники которой ходили бы по дворам и проверяли, кто сколько заработал?
- Лучше иметь законодательное решение. Я считаю, что если у человека есть земля, к примеру 3 гектара, то он уже занят. Он с утра до вечера будет работать, а за сезон заработает достаточно средств, чтобы хватило на весь год. Сезонная занятость существует во всем мире. Простым решением было бы определять статус безработного селянина по размеру его участка земли.

- Сотрудничает ли центр занятости с Белгородской областью?
- Мы работаем с Белгородской областью по лини службы занятости - обмениваемся базами данных по вакансиям. Правда, сейчас уровень зарплат у нас и в Белгородской области практически одинаков, и нашим гражданам не очень интересно ехать на работу в Белгород, а их - ехать к нам. За исключением тех, у кого там живут родственники, или тех, кто сюда приезжает на постоянное жительство. Сейчас многие едут работать в Киев, где большая потребность в строительных специальностях.

- В газетах можно увидеть объявления, в которых предлагается работа по вахтовому методу в России с зарплатой 500-1000 долл. в месяц. Как их можно оценить?
- Я думаю, что и у нас, в Харьковской области такую работу предлагают, но сколько платят, это уже другой вопрос. Я хочу предупредить, что у фирмы, услугами которой вы планируете воспользоваться, обязательно должна быть лицензия на трудоустройство за границей. Если фирма предлагает работу, не имея лицензии, она нарушает закон. Лицензии выдает только государственная служба занятости. В нашу структуру входит инспекция по труду, и если мы получаем жалобы, проводится проверка.

- Количество состоящих на учете в центре занятости достигает 150 тыс. человек. Ежемесячно рассматривается около 10 тыс. вакансий. Как удается коллективу службы занятости справляться с потоком информации?
- Мы внедрили единую технологию обслуживания населения - ЕТОН. Технология существует в каждом центре занятости и основана на компьютеризации учета. Эта система унифицирует предоставление наших услуг, делает их доступными двум нашим клиентам: ищущему работу и работодателю. На стадии внедрения единая информационно-аналитическая система - ЕИАС. Это система баз данных центров занятости всей Украины. На районном уровне сейчас она работает на базе Купянского районного центра занятости. В Украине эта система внедрена пока в 10 центрах занятости. С ее внедрением по всей Украине гражданам станет доступна информация о вакансиях в любом населенном пункте. Кому-то нужно в Ивано-Франковскую области поехать поработать, кого-то интересует работа в Киеве… Система упростит получение статистической информации и позволит быстрее обрабатывать данные. Но опять-таки, мы не выдумываем ничего самостоятельно - так работают во всех странах. Безработным Германии, например, пособия начисляются в Нюрнберге за счет распределенных баз данных, за счет компьютерной системы.


- Предполагается ли связь системы с базами данных пенсионного фонда, налоговой, чтобы исключить возможность мошенничества (работать, получать пособие и социальную помощь)?
- Система разрабатывается в рамках единой информатизации Украины по указу президента. Вопросами связи с базами данных других структур занимается государственный центр занятости в Киеве. Связи с Пенсионным фондом и налоговой службой существуют и развиваются. Главная проблема - это каналы связи, ведь порой по телефону не дозваниваешься. А программное обеспечение не проблема - разработано уникальное унифицированное программное обеспечение.

- Председатель экспертного совета при центре занятости Юрий Лернер предложил Вашей организации принять участие в реанимации предприятий, например Купянского машиностроительного завода, для чего от центра занятости потребуется около 4 тыс. грн. Как центр относится к таким предложениям?
- Мы выделяем средства по четким статьям. Если идет речь о создании рабочих мест на дотационной основе на этом предприятии, то почему бы и нет? Мы готовы рассмотреть это предложение, если оно поступит к нам от предприятия. Но служба сориентирована на отслеживание и регулирование потоков рабочей силы на рынке труда, а заниматься восстановлением и развитием экономики - дело других структур. Раньше фонд занятости предоставлял кредиты на создание рабочих мест. Это была негативная практика. Кредитование должно быть под контролем тех структур, которые этим занимаются профессионально.

- Владимир Леонидович, чем Вы занимаетесь в свободное время?
- Раньше занимался биатлоном. Мастер спорта. Сейчас ничем не занимаюсь - на работе с утра до вечера, в субботу, в воскресенье... Иногда играю в футбол. В прошлом году провели турнир по волейболу между сборными командами центров занятости. Переходящего знамени не было - просто поиграли. Приз был общим - в один из выходных пообщались, хорошо провели время всем коллективом. Зарядились бодростью, энергией, для того, чтобы решать насущные проблемы.

Справка "SQ". В первом полугодии 2003 г. услугами ХОЦЗ воспользовались 103,4 тыс. жителей области (столько же в первом полугодии 2002 г.). Уровень зарегистрированной безработицы составил 3,13%. При содействии службы занятости трудоустроено 24,8 тыс. чел. (2,3 тыс. чел. за аналогичный период 2002 г.). Предприятия области в первом полугодии 2003 г. уплатили в Фонд страхования на случай безработицы около 50 млн. грн. взносов. Фонд в первом полугодии 2003 г. профинансировал работу службы на 51,5 млн. грн. В том числе на выплату пособий по безработице - 29,6 млн. грн., информирование клиентов службы - 1,8 млн. грн., на компенсацию досрочного выхода безработных на пенсию - 3,3 млн. грн. На дотационные рабочие места трудоустроено 1,5 тыс. человек (1,6 тыс. чел. за весь 2002 г.). На их зарплату перечислено 2,3 млн. грн. (3,2 млн. грн. за 2002 г.). Одноразовую помощь по безработице на 3,1 млн. грн получили 1,8 тыс. чел. На организацию общественных работ затрачено 1,3 млн. грн. (за 2002 г. - 1,2 млн. грн.). На сезонные работы направлено 4,3 тыс. чел. 1,8 млн. грн. затрачено на профобучение 6,2 тыс. безработных.