Харьковский городской голова Владимир Шумилкин принял участие в совещании по вопросам формирования бюджета на 2003 г., которое провел председатель Верховной Рады (ВР) Владимир Литвин. Как сообщил В.Шумилкин "SQ" 24 сентября, в совещании приняли участие вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам Владимир Семиноженко, министр финансов Игорь Юшко, председатель комитета ВР по вопросам бюджета Петр Порошенко, председатель комитета ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Анатолий Матвиенко, а также мэры некоторых городов Украины. В.Шумилкин передал В.Литвину письмо от Харьковского городского совета, в котором содержатся критические замечания по отдельным позициям бюджетного процесса. Эти замечания В.Шумилкин озвучил и в своем выступлении. В частности он отметил, что существует неправильное соотношение региональной составляющей государственного бюджета в сводном бюджете. Считается, что сейчас она равна 45,2%. При расчете региональной составляющей, по словам В.Шумилкина, учитываются изъятия из местных бюджетов, и если вычесть эти изъятия, то она не превысит 40%. Это приводит к тому, что продолжают оставаться нерешенными многие проблемы. Во-первых, делегированные от имени государства функции (образование и здравоохранение) финансируются на 50%. Следовательно, органы местного самоуправления не могут качественно и в полном объеме выполнять эти функции. Во-вторых, льготы и дотации (жилищно-коммунальные, транспортные, социальные виды помощи), которые заложены в государственном бюджете, не полностью профинансированы. В частности, городу Харькову не перечислено 28 млн. грн. В.Шумилкин отметил также, что остаются неурегулированными и противоречивыми некоторые законодательные акты. К примеру, выполнение отдельных законов (о гражданской обороне, о всеобщей воинской обязанности, о милиции) возложено на органы местного самоуправления, но их финансирование производится не из городского бюджета. Бюджетный кодекс запретил финансировать из двух источников одни и те же направления. Таким образом, не понятно, как финансировать проведение медкомиссий во время призыва (что обычно финансировалось из местных бюджетов). Остались открытыми вопросы об ограничении прав местных советов распоряжаться собственными средствами (в частности, средствами, полученными сверх плана, свободного остатка). В.Шумилкин отметил, что необходимо установить минимальную сумму бюджетных средств для проведения тендеров, а также – авансирование выполнения работ по заказам бюджетных организаций, которое сейчас не имеет законных оснований. Недопустимым В.Шумилкин назвал также и то, что на законодательном уровне фактически ни одна из государственных структур не отвечает за выполнение государственной части бюджета, которую утверждает Верховная Рада, а минфин доводит до местных органов власти. То есть если что-то не выполняется, то за точность расчетов никто не несет ответственности - ни финансовые органы, ни налоговая служба. Среди вопросов, также предложенных В.Шумилкиным для обсуждения, – вопрос о необходимости доработки Земельного кодекса, в котором большое количество неточностей, препятствующих качественному выполнению доходной части бюджета.