Следующим этапом развития сотрудничества приграничных областей Украины и России и Украины может стать интенсификация взаимодействия районов, обладающих высоким потенциалом и готовых к реализации совместных проектов, сооружение т.н. "приграничного индустриального комплекса" в пределах смежных Шебекинского и Волчанского районов, структурное планирование трансграничных транспортных коридоров, увеличение числа пунктов пропуска на Белгородско-Харьковском участке границы. С такими предложениями выступил 18 сентября на собрании Совета руководителей приграничных областей в Сумах председатель Харьковской облгосадминистрации Евгений Кушнарев.
УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДИН ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ЧЛЕНЫ СОВЕТА! УВАЖАЕМЫЕ ДАМЫ И ГОСПОДА!
Подготовительный этап эксперимента по упрощению таможенного и пограничного режимов для жителей приграничных районов Харьковской и Белгородской областей подходит к завершению. До конца года планируется подписание соответствующего Соглашения между Кабинетом министров Украины и Правительством Российской Федерации.
Успех этого начинания зависит в первую очередь от нас – руководителей приграничных регионов (в том числе и тех, которые смогут присоединиться к эксперименту на последующих стадиях), от согласованности оценок его перспектив. Сегодняшнее заседание – хорошая возможность еще раз поднять эти важные вопросы.
Общая история и культурное наследие, многочисленные родственные связи сегодня дополнены и усилены на приграничных территориях экономическими интересами возрождающихся предприятий. Поэтому одной из ключевых функций эксперимента мы видим не только устранение лишних формальностей для пересекающих границу, а и оживление территорий за счет активизации хозяйственной деятельности, создания механизмов приграничной торговли и кооперации. Сборка Харьковских тракторов в Шебекино – это опыт, в развитии и распространении которого мы заинтересованы.
На первый план выходит интенсификация взаимодействия районов, обладающих высоким потенциалом сотрудничества и уже готовых к реализации совместных проектов. Считаем, что в рамках эксперимента следует поддержать их инициативы, придав тем самым соревновательный стимул развитию других сопредельных территорий.
На сегодняшний день большой интерес представляет сооружение так называемого «приграничного индустриального комплекса» в пределах смежных Шебекинского и Волчанского районов. Комплекс, обладающий высоким потенциалом инновационно-инвестиционного развития, концептуально предполагается как локальная территория с высокой концентрацией предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся на разработке и внедрении новых технологий в различных сферах производства, и в первую очередь, машиностроении.
При такой постановке вопроса актуализируется новое направление сотрудничества – создание и развитие трансграничных сетей малых и средних городов, которые увеличат взаимодополняемость хозяйственных комплексов, будут способствовать специализации предприятий и экономическому росту территорий. Понимаем, что это среднесрочная перспектива, но предпосылки для ее достижения нужно создавать и усиливать уже сегодня.
В частности, это касается формирования новой транспортно-транзитной политики, и в первую очередь, структурного планирования трансграничных транспортных коридоров.
В магистральном автомобильном пункте пропуска "Гоптовка-Нехотеевка" в летний период пропускная способность не обеспечивала быстрое прохождение транспорта. Это означает сбои в поставках комплектующих и продукции на смежные производства точно в срок.
Рабочая группа в Харьковской области выполнила детальное обследование всех пунктов пропуска на Белгородско-Харьковском участке границы. По завершению работы Белгородской рабочей группы будут проведены совместные консультации и согласование общего заключения. Но уже сейчас я могу сказать, что мы считаем целесообразным увеличить количество пунктов пропуска и провести необходимые организационные изменения на ряде уже существующих.