Конференция "Состояние судебной реформы В Украине. Проблемы и перспективы" открылась 18 апреля в Национальной юридической академии им. Я.Мудрого (НЮА). Спонсор конференции - Харьковский центр (ХЦ) по изучению организованной преступности совместно с Американским Университетом в Вашингтоне. В конференции приняли участие 47 докладчиков из Харькова и 31 докладчик из других городов Украины, сообщил, открывая конференцию, первый проректор НЮА, директор ХЦ Владимир Сташис Среди докладчиков - первый заместитель главы Верховного Суда Украины Владимир Стефанюк, заместитель генерального прокурора Украины Виктор Кудрявцев, заместитель государственного секретаря Министерства юстиции Украины Александр Пасенюк. В.Стефанюк, выступая с научным докладом напомнил, что принятый 7 февраля 2002 г. закон "О судоустройстве Украины" определил систему судов общей юрисдикции - местные, апелляционные, Кассационный суд, высшие специализированные суды, Верховный суд и Военная судебная коллегия. При апелляционных судах будут действовать суды присяжных. Закон будет исполнятся поэтапно. В этом году планируется создать Высший административный суд. В нем будут работать 65 судей и 125 служащих. В следующем году планируется создать 7 апелляционных административных судов. В них будут работать 243 судьи и 720 служащих. Местные суды планируются создать в 2004 г. В их составе будут работать 595 судей и 850 служащих. На создание этой системы потребуется около 1 млрд. грн. В административных судах граждане смогут оспорить решения исполнительной власти, распоряжения президента, акты органов местного самоуправления, бездеятельность исполнительной власти, если таким образом нарушаются права личности. Ориентировочно административные суды будут рассматривать 150 тыс. дел в год - отметил В.Стефанюк. Докладчик по теме "Доступность правосудия и проблемы ее реализации" заведующий кафедрой организации судовых и правоохранительных органов НЮА Иван Марочкин отметил, что доступность правосудия в Украине не вполне соответствует общеевропейским стандартам. В Великобритании на одного судью приходится 3 тыс. населения, в Германии - 4, в Украине - 10. Нагрузка на судью в Украине - 50 дел в месяц, в Харьковской области - 91 дело, в Московском районе Харькова - 270 дел в месяц. Такая чрезмерная нагрузка затрудняет населению доступ к правосудию, так как нарушаются разумные сроки ведения дела. Не каждому доступно оплатить услуги адвоката: консультация стоит - 20 грн., составление документа - от 80 грн., посещение адвокатом арестованного - от 110 грн., один день работы в суде по уголовному делу - от 270 грн. И.Марочкин видит выход в разработке и принятии закона "О гарантиях правовой помощи по судебным и юридическим делам малоимущим гражданам". Подобный закон есть, например, в ФРГ. Он предусматривает оказание юридический помощи за счет государства. В 1999 г. германское правительство выделило на эти цели 600 млн. марок. Любой закон, которым упразднено обращение к помощи судьи будет неконституционным. Между тем ч.4 ст.243-15 ГПК устанавливает, что решение суда по жалобе на решение, действие или бездействие, которые касаются выборов в Народные депутаты Украины, окончательно и обжалованию не подлежит. Часть 2 ст.287 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает, что постановление районного суда о наложении административного взыскания окончательно и обжалованию не подлежит. Не предусмотрена такая процедура и в Гражданско - процессуальном кодексе. А ведь возможность апелляционного и кассационного пересмотра решений это гарантия физических и юридических лиц на доступность судебной защиты. Актуальна для украинского правосудия и проблема неисполнения судебных решений. Все эти факторы приводят к тому, что наша страна приобретает негативный международный имидж в сфере обеспечения прав человека, считает И.Марочкин.