Участники общественных слушаний, на которых обсуждались подходы к формированию прогнозных показателей проекта бюджета Харькова на 2003 г., обратились к Верховной Раде и Кабинету министров с просьбой предусмотреть в полном объеме бюджетное финансирование государственных социальных гарантий. Соответствующее обращение было направлено по итогам слушаний, которые прошли 15 ноября в большом зале здания мэрии. Также в обращении содержится просьба погасить задолженность государственного бюджета перед городским по субвенциям на погашение льгот ветеранам войны, предоставления субсидий по квартплате, услугам связи, помощи семьям с детьми. Сумма невыделенных субвенцие превышает 30 млн. грн. Как отметил первый заместитель Харьковского городского головы Владимир Бабаев, в ходе формирования проекта бюджета на 2003 г. усилиями харьковских властей удалось не допустить завышения расчетных объемов закрепленных доходов на 13,1 млн. грн. и снизить сумму изымаемых средств на 3,6 млн. грн. По словам начальника главного управления бюджета и финансов Харьковского горсовета Татьяны Таукешевой, предварительные расчеты свидетельствуют о том, что в 2003 г. объемы местных бюджетов с учетом субвенций на компенсацию льгот и субсидий населению, межбюджетных трансфертов и специальных фондов должны быть больше, чем в 2002 г. В целом по Украине – это 28 млн. грн. или 45,8% сводного бюджета государства (в 2002 г. – 40,4%). Общий фонд бюджетов органов местного самоуправления при этом состоит из средств, направляемых на выполнение государственных и собственных полномочий. Доходы, закрепленные за органами местного самоуправления и учитываемые при определении межбюджетных трансфертов, складываются из подоходного налога с граждан, платы за госрегистрацию субъектов предпринимательской деятельности, платы за торговый патент, единого налога, госпошлины, админштрафов. Прогнозный объем этих поступлений в городской бюджет составил 422,3 млн. грн. (в 2002 г. был утвержден план в размере 352,5 млн. грн. – рост 19,8%). Основной доходный источник (361,3 млн. грн.) – подоходный налог с граждан, 75% которого направляется в городской бюджет, а 25% - в областной. Размер расходов определен в сумме 291,1 млн. грн., а изъятие в государственный бюджет – 131,3 млн. грн. Доходы на финансирование собственных полномочий составляются из налога на прибыль, платы за землю, налога на промысел, местных налогов и сборов, платы за аренду, прочих поступлений. При этом прогнозные показатели доходов на выполнение собственных полномочий не увеличиваются в сравнении с 2002 г. Объем собственных доходов по Харькову рассчитан минфином в сумме 101 млн. грн. (на 2002 г. было определено 111 млн. грн.). Это средства для содержания жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, местной пожарной охраны, приемника-распределителя, отдельного батальона патрульно-постовой службы, прессы, на местные программы. Доходы общего фонда бюджета Харькова прогнозируются в сумме 523,3 млн. грн. (рост 12,9% в сравнении с планом 2002 г.). Расходы (помимо изъятий в госбюджет) – 392,1 млн. грн. (в 2002 г. – 370,5 млн. грн.). Прогноз по специальному фонду бюджета остается на прежнем уровне – 47,9 млн. грн. Субвенция Харькову из госбюджета предусмотрена (в размере 26,3 млн. грн.) на ликвидацию последствий аварии на Диканевских очистных сооружениях. Субвенции на социальные программы (льготы и субсидии населению) Харькову не предусмотрены, их распределение предполагается проводить через областной бюджет. Участники слушаний отметили недостаточность бюджетного финансирования на нужды здравоохранения, образования, культуры, физкультуры, спорта, молодежные программы. Начальник Управления по труду и социальной защите населения Светлана Горубнова-Рубан отметила, что на содержание терцентров в проекте бюджета заложена лишь половина необходимой суммы. Начальник управления жилищного хозяйства Николай Кушнир подчеркнул, что расчетная стоимость квартплаты должна составлять 76 коп. вместо существующих 43 коп., и нужно найти источник покрытия недостающей суммы. Директор музыкальной школы № 12 Наталья Бабич предложила решать проблемы нехватки бюджетных средств за счет тех, кто "раскрутился в свое время за счет бюджетных средств". А депутат Киевского райсовета Владимир Сорокин сказал, что нехватку средств в местных бюджетах на выполнение делегированных государством полномочий местные органы власти могли бы решать в судебном порядке, подав исковое заявление на органы государственной власти.