ГП "Завод "Электротяжмаш" (Харьков) в ноябре планирует провести испытания системы управления силой тяги (СУСТ) тепловоза ТЭП-150. Об этом 17 ноября сообщил "SQ" главный конструктор комплекса тягового электрооборудования "Электротяжмаша" Виктор Иванов. По его словам, ожидается, что 18-19 ноября тепловоз будет доставлен в локомотивное депо "Основа" уставного территориально-отраслевого объединения "Южная железная дорога". По словам В.Иванова, на некоторых участках сцепление тягового колеса с рельсом уменьшается (например, если на рельсе масляное пятно). СУСТ позволяет проходить такие участки без существенных потерь тяги.
Как сообщил В.Иванов, ТЭП-150 – первый в Украине тепловоз с СУСТ (в России есть один тепловоз, построенный в СССР при участии "Электротяжмаша", который российские специалисты продолжают дорабатывать). Предварительные испытания СУСТ ТЭП-150 прошли в рамках динамических испытаний тепловоза, которые проводились в районе Севастополя. На 29 ноября намечена приемка тепловоза межведомственной комиссией.
Справка "SQ". "Электротяжмаш" поставил для тепловоза тяговый агрегат (А-721), вспомогательный генератор которого предназначен для питания тепловоза и отопления вагонов поезда (мощность – 700 кВт). На тепловозе установлены тяговые двигатели (ЭД-150), уникальность которых в том, что они бескорпусные (технология их изготовления на "Электротяжмаше" разработана впервые в мире). Двигатели на 300 кг легче, чем аналоги с литым или сварным корпусом, имеют более высокий КПД. На тепловозе установлено около 40 вспомогательных электрических машин, часть которых произвели партнеры "Электротяжмаша". В частности, предприятие "Энергосбережение" (Харьков) поставило управляемые выпрямительные установки (установлены на каждую ось, что позволяет применять схему поосного управления силой тяги).
ТЭП-150 (изготовитель ХК "Лугансктепловоз") - односекционный двухкабинный магистральный пассажирский тепловоз мощностью 3100 кВт (4216 л.с.) с электрической передачей переменно-постоянного тока, электрическим тормозом и энергоснабжением пассажирского поезда. Максимальная скорость тепловоза - 160 км/час, стоимость - около 7 млн.грн. Презентация тепловоза состоялась в августе 2004 г. До 2010 г. планируется создать 50 таких тепловозов. "Электротяжмаш" - производитель электрооборудования для тепловозов, электровозов и дизель-поездов. Предприятие выпускает также генераторы для электростанций. В структуру "Электротяжмаша" входит КБ тягового электрооборудования.