Новые методы налогового администрирования начнут применяться налоговыми органами с 1 января 2005 г. Новые правила сопровождения налогоплательщиков вводятся в соответствии с приказом ГНАУ №471 от 12.08.2004 г., которым утвержден Порядок разделения плательщиков налогов по категориям внимания и их сопровождения. Об этом 14 октября сообщили "SQ" в Специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупными плательщиками налогов в г.Харькове (СГНИ). Согласно порядку, налогоплательщики будут разделены на четыре категории внимания, так называемые "коридоры" - зеленый, желтый, оранжевый и красный. К 1-й категории будут относиться добросовестные плательщики налогов (зеленый коридор), ко 2-й - плательщики налогов умеренного риска (желтый), к 3-й - плательщики налогов высокого риска (оранжевый), к 4-й - плательщики налогов высокого риска с признаками мошенничества (красный). Распределение плательщиков по категориям внимания будет осуществляться в зависимости от их "налогового поведения" (соблюдения субъектом хозяйственной деятельности (СХД) налогового и валютного законодательства). Распределение СХД на категории внимания будет осуществляться, исходя из налогового риска, под которым понимается вероятность нарушения налогового законодательства СХД, в результате которого возможна потеря поступлений в бюджеты. В режиме "опытной эксплуатации" применение новых методов налогового администрирования началось с 1 сентября, сообщили в СГНИ. Сопровождение плательщиков категории внимания (КВ) №1 налоговыми органами будет направлено на предупреждение нарушений налогового законодательства, отношения будут строиться на либеральной основе, направленной на улучшение и обновление технологии обслуживания. Плательщик категории 1 должен быть уверен, что он оценивается позитивно. Плательщики КВ №2 находятся под подозрением, которое проявляется в проведении кабинетного аудита и обязательного выездного аудита после осуществления возмещения НДС. Результат - упреждение нарушений налогового законодательства. Плательщики КВ №3 будут ощущать постоянное внимание налоговой инспекции, которая будет сопровождать их путем проведения обязательного выездного аудита (тематического, комплексного, планового, внепланового). Плательщики КВ №4 будут под жестким контролем. Задача налоговой инспекции, сопровождающей таких плательщиков, состоит в "разрушении схем минимизации налоговых обязательств и уклонения от уплаты налогов, выявлении лиц, задействованных в незаконной деятельности, документирование их деятельности, сборе доказательной базы с целью привлечения их к уголовной ответственности". Презумпция невиновности для СХД с КВ №4 действовать не будет. Таких субъектов априори подозревают в минимизации налогов, и, следовательно, в одном шаге от преступления. Целью сопровождения плательщиков КВ №4 является инициирование их ликвидации в судебном порядке. Как будет устанавливаться категория внимания. Налоговое поведение СХД, определяющее КВ, определяется комплексным показателем налогового риска, который рассчитывается как сумма факторов риска. Этот показатель сходен с показателем кредитоспособности заемщиков и оценки риска невозврата кредитов. Общий показатель риска будет устанавливаться для каждого юридичес-кого и физического лица. Распределение плательщиков по КВ будет осуществляться на основании этих показателей ежегодно до 1 апреля. Комплексный показатель налогового риска состоит из: а) показателя риска хозяйствования; б) показателя внутреннего риска. Расчет показателя риска хозяйствования. По методике ГНА Украины сам факт того, что СХД осуществляет хозяйственную деятельность, несет в себе налоговый риск, который состоит из: • отраслевых рисков; • региональных рисков; • рисков типа деятельности. Отраслевые и региональные риски рассчитываются на основании статистической информации и регистрационных данных предприятия. Принадлежность предприятия к определенной отрасли определяется по Классификатору видов экономической деятельности (КВЭД), который определен в регистрационных документах как основной. Отраслевой риск определяется на основании статистической информации как отношение количества установленных нарушений в конкретной отрасли к количеству налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность в данной отрасли. Принадлежность СХД к конкретной отрасли определяется по КВЭД, который определен в регистрационных документах как основной. Ро=Кнар : Ксхд х100, где Ро - риск деятельности в конкретной отрасли; Кнар — количество СХД, у которых установлены нарушения по неправомерной уплате налогов в конкретной отрасли; Ксхд — количество СХД в конкретной отрасли. Региональный риск определяется на основании статистической информации как отношение количества установленных нарушений в конкретном регионе к количеству налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность в дан-ном регионе. Ррег =Кнар : Ксхд х 100, где Ррег— риск деятельности в конкретном регионе; Кнар — количество СХД, у которых установлены нарушения по неправомерной уплате налогов в конкретном регионе; Ксхд — количество СХД в конкретном регионе. Значения этих рисков теоретически могут колебаться от 0 до 100. При сложившейся практике проведения налоговых проверок практически нет предприятий (по отраслям и в регионах), на которых не было бы выявлено налоговых нару-шений. На практике оба показателя рисков будут близки к 100%. Риск типа деятельност определяется отношением суммы доходов, полученных от посреднической деятельности, к общей сумме доходов СХД. Показатель внутреннего риска рассчитывается делением суммы трех показателей - отраслевого, регионального риска и риск типа деятельности на три. Этот показатель не единственный критерий для определения категории внимания плательщика налогов. Среди факторов, определяющих риск уклонения от налогообложения, которые будут учитываться налоговым органом при распределении налогоплательщиков на категории внимания, такие факторы риска: - в результате проверки по базе данных установлено, что учредители СХД имеют один из следующих признаков: физические лица – умерли, недееспособны, потеряли паспорт (касается резидентов); - при выходе на местонахождение, указанное в регистрационном заявлении (юридический адрес) , и / или на указанное в анкете место проведения хозяйственной деятельности устанавливается, что по указанным адресам заявитель не выявлен; - по указанному в регистрационных документах адресу при проверке по базе данных установлено, что по данному адресу зарегистрирован хотя бы один СХД с фиктивными признаками; - предприятие работает через оффшорные зоны; - предприятие отчитывается об отсутствии деятельности или декларирует нулевые налоги, но осуществляет экспортно-импортные операции; - предприятие имело контакты с "фиктивными" фирмами; - превышение налогового кредита над налоговыми обязательствами (отрицательное значение НДС) на сумму более 1 млн грн.; - уменьшение заявленной суммы к возмещению НДС более 1 млн.грн.(по актам проверок); - предприятие имело связи по ВЭД с "сомнительной" фирмой-нерезидентом (виртуальные нерезиденты); - предприятие проводит экспортно-импортные операции, в которых отправитель не является лицом, отвечающим за финансовое урегулирование; - предприятие проводит экспортные операции с "сомнительными" видами товаров. Вышеперечисленные факторы будут больше влиять на категорию внимания плательщика, чем формальные показатели налогового риска. При наличии хотя бы одного фактора, перечисленного выше, предприятию будет присвоена категория внимания 4 –"мошенники". Порядок изменения категории внимания. Плательщикам, которые только начали свою деятельность, ни при каких усло-виях не может быть присвоена категория внимания 1. СХД с категорией внимания 2 может перейти в категорию внимания 1 только при условии необнаружения нарушений налогового законодательства, полной и своевременной уплаты налогов, отсутствия налогового долга на протяжении последних 12 месяцев. СХД с категорией внимания 3 может перейти в категорию внимания 2 только при условии необнаружения нарушений налогового законодательства, полной и своевременной уплаты налогов, отсутствия налогового долга на протяжении последних 24 месяцев. СХД с категорией внимания 4 может перейти в категорию внимания, менее рискованную только при условии отсутствия на протяжении 3 лет возникновения новых факторов риска и утрачивании актуальности действующих факторов для плательщика. СХД, который не проверяется более 3-х лет, автоматически переводятся в категорию внимания, более рискованной группы. Решение о переводе СХД в менее рискованную группу принимается только по результатам планового выездного аудита. При выявлении риска, не присущего СХД, осуществляется перерасчет категории внимания в месяце выявления риска. Категория внимания меняется при условии установления нарушения по результатам отработки налогового риска. Аналогично будет определяться категория внимания для предприятий, ведущих нерегу-лярную деятельность. Наибольшее количество налоговых нарушений и злоупотреблений про-исходит именно в течение первого года работы СХД, поэтому окончательное определение категории плательщика будет осуществляться после 4-х кварталов непрерывной деятельности по результатам планового выездного аудита. Определение категории внимания к Декларации по НДС Оценка деклараций Администрирование НДС будет осуществляться путем оценки каждой декларации и уточненного расчета относительно правильности задекларированных сумм. Как часто будут проводить оценку деклараций? Эта периодичность будет определяться периодичностью представления декларации, предусмотренной нормативными документами, то есть - либо за месяц, либо за квартал подвергаться оценке будут все без исключения сданные декларации. Оценке будут подлежать Декларации по НДС, введенные в единую ин-формационную базу данных ГНА Украины. Оценка деклараций юридических и физических лиц будет осуществляться отдельно. Каждая декларация сразу же попадет в поле деятельности ГНА Украины, и только тщательная проверка даст окончательный ответ о правомерности возмещения НДС. В Декларациях по НДС возможны четыре варианта, в соответствии с которыми и будут распределяться декларации по группам: 1) в декларации заявлено положительное значение к уплате; 2) в декларации заявлена сумма, причитающаяся к уплате, 0 грн. или сумма, которая может быть возмещенной налогоплательщику без проверки; 3) в декларации заявлена сумма к возмещению из бюджета в счет буду-щих платежей; 4) в декларации заявлена сумма к возмещению из бюджета на текущий счет. Наиболее фискальный риск с точки зрения потерь бюджета имеют 3 и 4 группы. Интегральный показатель отнесения деклараций к категории внимания формируется на основе факторов по формуле: I = Кв1Ф1 + Кв2Ф2 + • • • + Кв nФn, где I — интегральный показатель оценки деклараций; Ф — фактор риска деклараций; Кв — коэффициенты влияния, которые характеризуют важность фактора и определяются на основе экспертной оценки согласно Инструкции; п - количество факторов. Определение категории декларации будет сравниваться с КВ налогоплательщика. Если декларация будет отнесена к КВ, которая ниже КВ плательщика, её категория повышается. Категория внимания декларации не может быть ниже более чем на один уровень КВ налогоплательщика, представляющего такую декларацию. Сопровождение деклараций по категориям внимания. В зависимости от КВ декларации определяется её дальнейший путь следования: -передача декларации для отражения по лицевому счету налогоплательщика (подтверждение); -назначение кабинетного аудита; -назначение выездного аудита; -назначение дополнительного расследования деятельности СХД (передача в подразделения налоговой милиции). Выездной аудит может быть назначен в случаях негативного вывода, полученного по результатам кабинетного аудита. Основания для выездного аудита, подлежащие немедленной проверке, должны соответствовать требованиям Ука-за Президента Украины от 23.07.1998 г. №817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности". Проверки должны проводиться в сроки, обеспечивающие своевременное возмещение НДС. Предприятия КВ 1 и КВ 2, которые на протяжении года постоянно заявляли суммы к возмещению НДС, и предприятия КВ 3, декларации которых были предоставлены для доработки, но не проверены во время выездного аудита, будут включаться в план проверок на следующий квартал. Таким образом, во время составления планов проверок будет соблюдаться принцип, согласно которому проведение выездного аудита предприятий, получивших возмещение без выездного аудита, будет осуществляться не реже 1 раза в год. Новая модель администрирования имеет рациональное зерно, так как она призвана свести к минимуму злоупотребления с НДС, что в свою очередь очень выгодно для добросовестных налогоплательщиков, так как им не придется беспокоиться за полученные налоговые накладные и налоговый кредит, включенный в декларацию по НДС. Кроме того, для налогоплательщиков внедрение новых методов администрирования даст возможность сэкономить рабочее время и гарантию оперативно, своевременно и законно, без лишнего вмешательства налоговых органов получить возмещение из бюджета сумм НДС. На 50 процентов эффективность этой модели администрирования зависит от наличия единой информационной системы. Именно поэтому ко всем руководителям и бухгалтерам предприятий обращались налоговые инспекции с настоятельной просьбой подать заявление о том, что плательщик не возражает против использования налоговым органом представленной органам статистики финансовой и статистической отчетности, а также предоставлять в электронном виде не только налоговую отчетность, но и книги приобретения/продажи товаров, работ, услуг, налоговые накладные по НДС. Это - необходимая подготовка для внедрения новой модели в "промышленную эксплуатацию". В случае выявления новых аспектов мониторинга налоговых рисков и администрирования НДС система администрирования будет постоянно совершенствоваться. Учитывая вышеизложенное, всё - в руках налогоплательщиков. Налогоплательщики, которые получили КВ 1, будут получать надлежащее обслуживание, которое стимулирует добровольную полную и своевременную уплату платежей в бюджет. Желаем всем плательщикам оказаться в категории внимания 1 - в "зеленом коридоре"!