"Хартрон-Аркос" принял участие в стендовых испытаниях спутника "МС-1", проводимых специалистами "Хартрон-Консата" в Днепропетровске. Об этом 14 апреля сообщил "SQ" начальник теоретического отдела разработки систем управления движением космических аппаратов НПП "Хартрон-Аркос" Виталий Ржемовский. По его словам, проведенные испытания являются заключительным этапом отработки спутника. "Хартрон-Консат" разработал систему ориентации спутника и систему управления бортовым комплексом, а специалисты "Хартрон-Аркоса" оказали консультационные услуги. Спутник создается в рамках проекта, предусмотренного программой развития ракетно-космической отрасли Украины, и может применяться для дистанционного зондирования земли в диапазоне различных частот. В рамках программы запланировано создание микроспутника второй серии "МС-2-8", систему управления бортовым комплексом для которого разработает "Хартрон-Аркос". Пуск этого спутника намечен на конец 2005г. По словам В.Ржемовского, базой для разработок предприятия "Хартрон-Аркос" является опыт, приобретенный в ходе работ над рядом проектов, в числе которых - создание систем управления модулями станций "Мир" и "Заря" МКС "Альфа". Системы управления искусственными спутниками Земли практически не дают отказов (космические аппараты выходят из строя из-за разгерметизации или частичного отказа смежных систем). Одна из задач системы управления – направить объектив спутника (если требуется фотография земной поверхности) на определенную точку земли, ориентируясь, например, по звездам. Учитывая возможную поломку датчика или двигателя, их резервируют, включая в систему управления алгоритмы контроля и парирования неисправностей. Стабилизацию спутника могут обеспечить двигатели, работающие на компонентах топлива, или электромеханические двигатели - те же гироскопы, поворот которых сообщает управляющий момент. Предусмотрена даже возможность управлять положением аппарата при помощи движения солнечных батарей. "Никогда системы управления, разработанные "Хартрон-Аркос", по крайней мере, за то время, когда я руковожу отделом (с 90-го года), не становились причиной отказа космического аппарата", - отметил В.Ржемовский. Справка "SQ". "Хартрон-Аркос" занимается разработкой методов управления движением и навигацией (в том числе с использованием спутниковой навигации), синтезом алгоритмов наведения, навигации, угловой стабилизации и управления агрегатами ракеты, математическим моделированием процессов управления. Предприятие разрабатывает также бортовое и технологическое программное обеспечение, бортовые цифровые вычислительные машины. "Хартрон-Аркос" занимается созданием вычислительных средств для танковых систем управления, систем диагностики оборудования атомных электростанций, систем автоматизации управления на железнодорожном транспорте и системным интегрированием технических и программных средств для всех видов создаваемых систем.