- Николай Ильич, как Вы оцениваете положение ХОЭ в регионе, в частности активы предприятия, возможности увеличения его прибыли?
- Если бы у компании не было активов, то не было бы и товарной продукции. Только в июне объем продукции составил более 60 млн. грн. Стоимость основных активов около 1 млрд. грн. Прибыль компании растет, что связано со снижением коммерческих потерь с 30% до 16%. У компании в регионе стабильные позиции. Все 8 тысяч сотрудников своевременно получают зарплату, которая, все же, пока маловата.

- Насколько реальны планы дальнейшего снижения коммерческих потерь?
- Харьковская область - это клондайк для нашей компании. Уже сейчас в регионе разработаны прикладные программы, которые полностью не используются. На 1 июля почти оформлен биллинг по бытовым потребителям. К большому сожалению, вопрос решен только в области, хотя 70% потребления электроэнергии приходится на Харьков. Коммерческие потери зависят и от работы коллектива. Как говорится, "в семье не без урода". Если получаем сведения о сотрудниках, которые способствуют потерям, то немедленно с ними расстаемся. По каждому такому факту работаем с силовыми структурами, и потихоньку нечистые на руку люди "сдают" друг друга. Только за последнее время уволили 15 руководителей, среди которых начальник финансового отдела, главный бухгалтер, заместитель исполнительного директора, 5 директоров районных структур, остальные - директора районных отделов энергосбыта.

- Прокомментируйте финансовое положение предприятий отрасли. Почему по областям показатели хозяйственно-финансовой деятельности настолько разные: кто-то закончил 2002 г. с прибылью, а некоторые, в том числе и ХОЭ, - с убытком?
- Тяжело говорить об этом, не будучи работником Минтопэнерго. Если быть откровенным до конца, то нужно признать, что я еще не полностью разобрался с делами компании. Но уже можно точно сказать, что те, кто хочет показать прибыль, работают по одному сценарию, а законопослушные компании несут убытки. Сейчас все акционерные общества отрасли убыточны, так как работу облэнерго регулирует государство. Мы работаем по регулируемому тарифу. Например, мне предлагают купить киловатт/час по 12 коп. при покупном тарифе 15,9 коп. Из тарифа нужно оплатить 20% НДС. В этом случае перепродающей компании почти ничего не остается, так как нужно не просто получить прибыль, а окупить себестоимость продукции. Формирование себестоимости происходит на основе налоговой амортизации, финансовых результатов компании, бухгалтерской амортизации. Тариф и себестоимость - два несоизмеримых в арифметическом выражении числа, и только после манипулирования ими можно говорить о прибыли или убытке. Это однозначно определяет и убыточность ХОЭ. Специалисты компании сейчас работают над этой проблемой. Нужно еще около двух месяцев, чтобы внести определенные изменения. А пока убытки компании в первом квартале составили 82 млн. грн., убытки за апрель - июнь тоже есть, но не такие значительные.

- Николай Ильич, а как быть с модернизацией оборудования компании? Получается, что у ХОЭ нет прибыли, и реконструкция не проводится?
- Конечно, возможность проводить реконструкцию непосредственно зависит от прибыльности предприятия. Но отсутствие значительной прибыли не привело к полной остановке работ. Сейчас, правда, ситуация усложнилась - около трех месяцев назад 20 поставщиков забрали 150 киловатт/часов, что в тарифных ценах составляет где-то 30 млн. грн.
Вообще затраты на модернизацию рассчитывают специальным способом, который учитывает доходы компании, размер прибыли и процент от купленной электроэнергии. В этом году уже установлен трансформатор мощностью 40 МВ на заводе "Свет шахтера", планируем провести тендер и через два-три месяца запустить трансформатор на Ивановке. Общая стоимость работ - более 3 млн. грн. Уже модернизирована линия-110 от завода "Свет шахтера" до завода им.Шевченко - поставили 4 железобетонных опоры, реконструировали саму линию, проварили 37 опор. Осталось их покрасить. Конечно, маловато средств. Но если согласуем все вопросы с теми, кто обещал компании кредит, то вскоре начнем и реконструкцию подстанций в Харькове.

- Каковы взаимоотношения "Харьковоблэнерго" с банками? Будет ли компания привлекать кредитные средства для погашения задолженностей?
- Долги у предприятия есть. Кредиторская задолженность - 711 млн. грн., дебиторская - 594 млн. грн. и растет: 33 млн. грн. за январь - март, в остальные месяцы роста почти не было. Однако если потребители будут продолжать платить так же, как в последние месяцы, то кредитов брать не будем, чтобы не ухудшать положения компании. Основным банком, обслуживающим все облэнерго, кабмин своим распоряжением признал "Проминвестбанк". Кроме него ХОЭ работает с "УкрСибБанком" и "Грантом". Есть у компании счета и в киевских банках, но с ними мы почти не работаем.

- Вы неоднократно заявляли о реорганизации руководства и сокращении работников компании. Начаты ли сокращения заместителей и директоров по направлениям и пенсионеров? Кем заменяете людей, должности которых не сокращаются?
- Я ответственно заявляю, что реорганизация уже произведена. Выделены сбытовые и районные структуры, у них есть положения, печати, закончена регистрация. Все подразделения предоставляют ежемесячный отчет, по которому можно узнать реальный результат работы. За 3 месяца численность работников компании сократилась на 294 человека. Упразнены должности 12 директоров, сейчас у ХОЭ 5 функциональных директоров (вместе с председателем правления) и 6 заместителей директоров. Уволены 64 пенсионера, из них 60 - по коллективному договору, с выплатой выходного пособия. То есть я выполнил то, что обещал. На предприятии появляются новые управленцы, в том числе иногородние - из Кировограда, Полтавы, Сум. Это люди с опытом работы в приватизированных облэнерго. Все они молодые, самому старшему из вновь принятых на работу 35 лет.

- Прокуратура возбуждала уголовные дела в отношении сотрудников компании за злоупотребление служебным положением. На какой стадии находится расследование и как Вы намерены бороться с нарушителями среди потребителей и сотрудников?
- Против сотрудников компании есть только одно возбужденное уголовное дело. Сейчас мы вместе с работниками правоохранительных органов выясняем все подробности. Пока стараемся ничего не разглашать. Лишняя огласка может навредить.

- Николай Ильич, есть ли рациональное зерно в жалобах потребителей на персонал компании?
- Жалоб поступает много, на большинство отвечают заместители. Но это не умаляет значения, которое мы придаем жалобам. Рациональное зерно есть в каждой из них. Я однозначно признаю правоту потребителей в жалобах на непунктуальность или грубость работников. Однако необходимо немного времени, чтобы весь персонал понял сущность и необходимость новых стандартов обслуживания. Хочу попросить потребителей, особенно льготных категорий: если не можете прийти в районное отделение и предъявить документы на льготы, то удостоверения можно передать через контролеров. Если контролер не берет документы, запишите имя и проинформируйте нас. Если же можете прийти в отделение компании, сделайте это. Мы не собираемся отбирать льготы. Своевременно информируйте об их наличии и все будет возвращено в соответствии с законом.

- Найден ли компромиссный вариант обеспечения электроэнергией солодовни, строящейся в Рогани французской компанией "Малтюроп"?
- Да, ко мне обращался представитель французской фирмы. Но в соответствии с правилами пользования электроэнергией потребитель, желающий ее получать, должен обеспечить технические условия. Нужно исключить возможность неправильного понимания нашей позиции, будто бы мы предвзято относимся к представителям иностранной компании. Для получения консультации я посоветовал бы обратиться в институт "Энергосетьпроект". Сотрудники института сказали то же самое, что было написано в предоставленной нами справке. Общий смысл заключается в том, что энергоструктура Харькова сформирована, сделать что-либо новое невозможно, можно только реконструировать. Например, мы писали о том, что если в солодовне хотят обеспечить мощность электроэнергии в 7,5 МВт, то нужно с двух сторон поменять линии 110 КВ и увеличить сечение до 240 мм квадратных, провести реконструкцию подстанции, чтобы обеспечить категорию надежности. Наше заключение было полностью подтверждено "Энергосетьпроектом". После ответа из института встреч не было. Так что говорить о компромиссном решении нельзя.

- К какому решению пришло руководство компании по поводу требований "Украинского алюминия" о снижении тарифов на электроэнергию при строительстве Первомайского алюминиевого завода?
- ХОЭ работает по регулируемому тарифу, нижний и верхний предел которого устанавливает государство. Только снижение государственного тарифа может изменить покупную цену и цену в рознице. Пока со стороны национальной комиссии регулирования электроэнергетики такой вопрос не ставился.

- Есть договоренность компании с "Харьковкоммунпромводом" о расчетах после окончания моратория? Соблюдает ли Ваш должник условия этого моратория?
- Вообще то, как такового, моратория не было. Есть взгляды двух руководителей на определенные предметы и товары. Обвинять руководителя "Харьковкоммунпромвода" я не собираюсь, просто хочу получить деньги за отпущенный товар от потребителя, который не получает денег за свои услуги. "Харьковкоммунпромводу" мы о долгах напоминаем часто, периодически отключаем, на что есть соответствующее распоряжение. Но ведь одновременно без света остаются и бытовые потребители, а значит, им ни на кухню сходить, ни в туалет. В середине мая мы встретились с Валерием Петросовым и договорились, что "Коммунпромвод" заплатит 51% долга. Возможно, это общение будет исполнено, за последние дни предприятие перечислило 1,3 млн. грн. и 1,2 млн. грн. зачета оформлено в счет погашения долгов. Хотя долги очень большие - 174 млн. грн. по товарной продукции, а на все - про все - более 200 млн. грн. Похоже, что на уровне местной власти, без государственного вмешательства, мы эту проблему не решим.

- Среди должников ХОЭ и "вышка" - передающий центр. Раньше периодически появлялись сообщения об отключении этого потребителя. Изменилась ли ситуация в последнее время?
- Харьковский областной радио- теле- передающий центр (ХОРТПЦ) проводит текущие проплаты. Но долги есть (1,2 млн. грн.). В соответствии с нормативными документами должна быть проведена реструктуризация долгов, однако специалисты ХОРТПЦ этого не делают.

- К каким последствиям, по Вашему мнению, могут привести отключения должников и ведомственных домов?
- Хотелось бы отметить, что финансовое состояние промышленных предприятий во многом зависит от объектов социальной сферы, которые были для них непосильным бременем в самое трудное время, когда надо было срочно решать производственные проблемы. Спасибо органам власти, переводящим ведомственное жилье под свою ответственность, однако надо просчитать и последствия таких действий. Забрать дом без определения обслуживающих и эксплуатирующих предприятий нерезонно. Например, переданы в собственность райисполкома ведомственные дома завода им. Малышева. Но ведь расчеты с энергоснабжающей организацией не перевели, вопрос по общежитиям не решен, нет ни общества потребителей, ни кондоминиума, договорные отношения не оформлены. Жильцы заявляют, что они оплачивают счета, но куда они платят и кто получает эти деньги?
Жильцы бывших ведомственных домов, которые хотят пользоваться благами энергетики, должны срочно решить все проблемные вопросы. Если это жилой дом и есть счетчики в квартирах, то нужно сходить в отделение энергосбыта и заключить договоры. Если счетчики есть на площадках, то теребите ЖКО, чтобы они входили с ХОЭ в договорные отношения. Я с каждым заключу договор, потому что бесплатное пользование электроэнергией более трех месяцев запрещено, отсутствие приборов учета в течение трех месяцев также запрещает дальнейший отпуск электроэнергии. В ведомственных домах кто-то должен отвечать за прием напряжения, за отпуск и расход энергии потребителями. Естественно, что за это полагается компенсация затрат и они будут возмещаться компанией. Я направил в горисполком письмо, что-то вроде ультиматума, но проблему ведомственного жилья нельзя решить "наскоком". Понятно, что ни за день, ни за неделю, ни даже за месяц-два все проблемы решить нельзя. Если руководители, сбросившие с себя груз ведомственного жилья, не помогут людям, то люди будут продолжать страдать так же, как и сейчас.

- Николай Ильич, по Вашему мнению, почему именно Вы заняли пост председателя правления компании?
- Во-первых, я не занял пост, я был избран решением собрания акционеров. Я им могу сказать спасибо, но если кто-то мне завидует, приглашаю попробовать мой хлеб. Во-вторых, о результате перестановки судить должен не я, а потребители. За три месяца моей работы компания смогла решить проблему расчетов с рынком. Зимой, я думаю, проблем не будет. Если уровень проплат сохранится, то отключать потребителей не будем. Снижены коммерческие потери, на 300 человек уменьшили численность сотрудников, хотя и теперешний состав велик. Там, где я работал раньше, были линии длиной в 37 тыс. км и 3700 сотрудников, здесь - 42 тыс. км и 8022 работников. То есть, величины не соразмерные. Я не хочу, чтобы в компании сидели нахлебники. Я хочу, чтобы в ней работали люди, которые приносят благо и пользу.

Справка "SQ". КРИВОЙ Николай Ильич 1950 г.р. Образование высшее (закончил Украинский заочный политехнический институт в 1977 г., специальность - автоматизация и комплексная механизация химико-технологических процессов, инженер-электромеханик по автоматизации).
В 1967-1972 гг. работал слесарем в ТЭЦ Шосткинского химзавода. В 1972-1975 гг. - электромонтер предприятия "Сумские электросети", в 1978-1998 гг. работал на Шостскинском предприятии электросетей (от дежурного инженера до директора). В 1998 г. - заместитель директора - председателя правления ГАЭК "Сумыоблэнерго", в 1998-2002 гг. - финансовый директор ОАО "Сумыоблэнерго". С июня 2002 г. по март 2003 г. - председатель правления ОАО "Сумыоблэнерго". С 3 марта 2003 г. - и.о. председателя правления ОАО "Харьковоблэнерго", с 17 марта - председатель правления.