Количество подвижного состава предприятия "Горэлектротранс" за последние несколько лет сократилось почти вдвое. Как сообщил 4 июня на заседании пресс-клуба рыночных реформ заместитель начальника Главного управления жилищно-коммунального хозяйства исполкома Харьковского горсовета Алексей Метелин, для осуществления перевозок в Харькове требуется 950 трамваев и троллейбусов. Если в 1999 г. на линию выпускалось 830 единиц, а в 2001 г. – 639, то в первом квартале 2002 г. – 540. Основная проблема – отсутствие средств на обновление подвижного состава и его ремонт. Одна из главных причин дефицита средств – отсутствие компенсации за перевозку льготного контингента пассажиров. По расчетам специалистов, как сказал А.Метелин, ежегодные потери "Горэлектротранса" от перевозок льготного контингента пассажиров составляют 44 млн. грн., а метрополитена – 42 млн. грн. Фактически на счета "Горэлектртранса" и метрополитена поступило 11 млн. грн. Автоперевозчики получили компенсацию в размере 3,2 млн. грн. Доходы от работы трамваев и троллейбусов составили за 2001 г. 36 млн. грн. Для ремонта и обновления подвижного состава требуется 150 млн. грн. На городских маршрутах работает 350 автобусов и 230 микроавтобусов. По словам президента ассоциации собственников коммерческих транспортных средств "Трансприват" Николая Шевченко, если микроавтобусы обновляются, то автобусный парк в нашем городе полностью устарел. Средний срок эксплуатации автобуса - 6-7 лет. Но они используются, в основном, более 10 лет. Причина в том, что не нашлось инвесторов, заинтересованных в автобусных перевозках. Средняя стоимость автобуса – 300 тыс. грн., микроавтобуса "Газель" – 38 тыс. грн. Срок окупаемости микроавтобуса гораздо короче, чем автобуса. Слабая рентабельность и отсутствие финансовых компенсаций, как сказал Н.Шевченко, вынуждает автоперевозчиков ограничивать количество перевозок льготного контингента. Именно с этой проблемой связано большинство поступающих в горисполком жалоб горожан на работу транспорта. На автотранспорте, согласно существующей договоренности с горисполкомом, перевозятся только 5 категорий льготников. Как сказал Н.Шевченко, проблемы с перевозкой льготного контингента будут возникать до тех пор, пока не начнет поступать компенсация. По словам А.Метелина, все автотранспортные маршруты дублируются электротранспортом, которым перевозится 28 категорий "льготников". Там же, где нет такого дублирования, автобусы перевозят льготные категории без ограничений, а затраты компенсируются из городской казны. Таких автобусов насчитывается 30. Справка "SQ". Около 1 млн. 800 тыс. пассажиров ежесуточно пользуется городским транспортом. Основные перевозки осуществляет электротранспорт. Метро, трамваями и троллейбусами пользуется 90% пассажиров, автотранспортом – 10%.