- Галина Григорьевна, сейчас много говорят о том, что одной из наиболее существенных причин экономических проблем в Украине стал развал ВПК, на который, в основном, было сориентировано производство. Ваше предприятие - исключение?
- Наше предприятие в доперестроечные времена тоже работало на ВПК, оно было головным конструкторским бюро объединения "Кристалл", выпускавшего холодильное оборудование. В объединение входило около 30 предприятий, которые потом практически распались. Наше было для них главным разработчиком. Проектировали холодильные агрегаты для того же "Холодмаша", других предприятий Харькова, различных городов Украины, России, Прибалтики. Тогда мы разрабатывали продукцию и для "общепрома", и для "военки". Специализировались, в основном, на транспортных кондиционерах. Эта специализация, кстати, сохранилась до сих пор. У нас было опытное производство, на котором лет по 5-10 "обкатывались" все эти изделия. Ведь запас прочности в военном производстве закладывался в 15 раз больший, чем на общепромовские изделия. Потом разработанная на этом предприятии конструкторская документация передавалась на другие предприятия. В КБ есть производственные цеха. Это то, что досталось нам в наследство. В следующем году, 1 июня, будем отмечать 50-летие создания предприятия. Сейчас готовимся. Хотелось бы сделать солидную выставку, но исходя из большой стоимости наших изделий, все же это будут планшеты, макеты. Опытные образцы вряд ли удастся выставить. Это очень дорого.

- Кстати, а что вы выпускаете теперь, и сколько стоит ваша продукция?
- Что делали, то и делаем. Предприятие занимается разработкой и изготовлением холодильной техники специального назначения. Причем ориентация на оснащение военного транспорта сохраняется, хотя и в новом виде. Например, раньше мало уделялось внимания оснащению, скажем, танков кондиционерами. Кто думал о тех, кто находился в танке где-нибудь в стране с жарким климатом? Тогда это считалась роскошью. Теперь у нас есть пакистанский заказ на оснащение БТРов. Мы выиграли тендер, почти год назад заключили контракт. Вот недавно отгрузили очередную партию - 50 кондиционеров. Всего контракт рассчитан на 3 года. Что же касается ценовой политики, то цены у нас обоснованы. Могу только сказать, что двигатель стоит примерно 1 тыс. долл., а на кондиционере стоит от 3 до 5 таких двигателей. Есть интерес различных стран. Сейчас поставляем машины в страны третьего мира. Там требуется проведение модернизации, а основной вид модернизации - установка кондиционеров.

- Каковы объемы вашего производства? Сколько человек у вас работает?
- В принципе это коммерческая тайна. Могу только сказать, что ежемесячно по пакистанскому заказу мы отгружаем примерно 30 кондиционеров. Еще примерно 50 штук отправляем ежемесячно другим заказчикам. Если считать с предприятием в России, выходит, у нас работает примерно 1 тыс. человек.

- У вас есть предприятие в России?
- Да, у нас есть филиал в Шебекино Белгородской области, наше предприятие является его учредителем. Здесь, в Харькове, в основном идет разработка и "обкатка", а там, собственно, производство. Здесь не хватает производственных площадей. Да и к тому же с Украиной заказчики не хотят связываться. Ведь это масса проблем при пересечении таможенных границ! Несмотря на то, что декларируется стремление украинских и российских руководителей упрощать таможенные барьеры, фактически с каждым годом процедура таможенного оформления грузов все больше усложняется. Это происходит после каждой встречи украинских и российских лидеров. Если мне раньше нужно было полдня, чтобы груз пересек границу, то теперь дней 10. У нас целый штат декларантов, людей, сопровождающих грузы. С их помощью наши опытные образцы перевозятся на наше же производственное предприятие. Что же говорить о крупных поставках? Мы поняли, что надо покупать производственные площади в России сразу же после разделения наших государств. Изначально разработки нашего предприятия были ориентированы в основном на Россию. Чтобы сохранить эти связи, нужно было создать свое предприятие. В 1994 г. мы купили производственные площади. Еще у нас есть представительство в г. Москве, но это менеджерское подразделение.

- Вы вовремя сориентировались с приобретением производственных площадей в России. Это и есть ваш секрет выживания предприятия? Многие ведь обанкротились, и этот процесс продолжается. А у вас идет производство.
- Знаете, пожалуй, главное все же в том, чтобы у руководителя предприятия было желание развивать производство. Только при этом условии можно говорить о методах работы, о возможных путях выживания. В этой сфере я работаю 12 лет, 8 из них в должности директора этого предприятия. У меня ни разу не возникла мысль, что я тут все основные фонды распродам, деньги положу себе в карман, а потом займусь чем-нибудь другим, или не займусь, поскольку "нажитых" таким образом денег моей семье хватит. Нас сильно подкосил кризис 1998 года. Тогда мы в большой степени утратили и оборотные средства, и темпы развития. Но сейчас потихоньку восстанавливаемся, хотя докризисного уровня еще не достигли. Заказы есть, значит есть работа. Основные фонды мы не распродавали. Более того, при любой возможности мы старались их обновлять, вкладывать в модернизацию производства. Насколько это возможно, мы сейчас создали замкнутый цикл производства, чтобы не зависеть от поставщиков запчастей и комплектующих. Когда потребовалось, создали даже минилитейное производство. Понимаете, какие сейчас времена… Бывают случаи, когда люди и рады бы не подвести с поставками, но у них, к примеру, электричество отключили или воду. А из-за этого и мы срываем графики поставок. Вот и решили кое-что добавить.
На мой взгляд, самое главное то, что нам удалось сохранить всех специалистов. Первые годы, пока предприятие становилось на ноги, мы с супругом, который тоже работает в руководстве предприятия, можно сказать, тянулись из последнего, но выплачивали людям зарплату. У меня и сейчас нет "мерседеса". Да, у меня есть машина, но сравнительно скромная. Да и вообще людей, своих работников надо ценить. Я постаралась создать на предприятии такую атмосферу, чтобы все чувствовали себя комфортно. Если у кого-то проблемы, все знают, что на меня можно рассчитывать, всегда постараюсь войти в положение, по возможности помочь. Только так можно удержать профессионалов. Поэтому у нас не только уникальные специалисты сохранились на предприятии, но и своих детей привели, у нас работают целые династии. А ведь много предприятий, откуда работники просто пошли торговать на "барабашку" из-за невыплат, и там они, кстати, торгуют импортным ширпотребом, иностранной продукцией низкого качества, тем самым тоже подрывая устои нашей экономики. Не говоря о том, что их навыки узких специалистов утрачены из-за отсутствия практики, а значит, если они и захотят вернуться, то не смогут работать столь же профессионально, а это влияет на качество продукции. Мы сохранили качество продукции. Даем гарантию на 15 лет и плюс 10 лет постсервисного обслуживания.

- Есть ли у вас конкуренты в Украине или других странах? И еще, что позволило вам выиграть тендер на пакистанский заказ?
- Конкуренция есть везде и всегда. В Украине выпускают холодильные машины, но других габаритов. Мы делаем малые холодильные машины, "захлестываем" немного на средние. Большие и средние делают в Николаеве (для кораблей) и в Мелитополе (для атомных электростанций). Мы, кстати, тоже делаем для кораблей, но малые холодильные машины. Но уникальность нашего предприятия не только в этом. Фактически мы делаем эксклюзивные образцы, под определенные параметры. Сейчас кондиционеры, в основном, собирают как бы из готовых секций. Разработчиков почти нет. Берут импортную продукцию и складывают как кубики. В состав любой холодильной техники входят основные узлы - компрессор, конденсатор, испаритель, фильтр - плюс более мелкие детали. Вот и берут эти основные части импортного производства и потом собирают. У нас же каждая составная часть делается индивидуально, мы патентуем каждое свое изделие. И пакистанский заказ получили по той же причине. Англичане тоже делают кондиционер на танк, но такого никто не делает. Поскольку раньше кондиционеры не предусматривались в БТРах, то и места под них не было. Нам освободили небольшую нишу, используемую ранее для хранения инструмента за пушкой. Здесь была сложность, поскольку одно из главных требований к кондиционеру заключается в том, чтобы он не зажимал сам себя. Нужно было все четко рассчитать, чтобы кондиционер вместился в нишу, и при этом строго соблюдался определенный температурный режим. Наш кондиционер единственный в мире проходит погружение в воду. Больше такого нет. Можете себе представить, какая герметичность у него должна быть! Во время испытаний он проходит нагрузки в 25 атмосфер. Сначала испытываем, погружая в воду. Затем проводим испытания на месте с установкой на танке. Сейчас нашу продукцию заказали американцы. Правда, малую партию, я не очень люблю такие заказы, китайским заказчикам сразу отказываю, так как они один экземпляр купят, разрежут его, сделают такой же и поставят на тираж. Не все можно проследить. Еще одно наше преимущество: мы выполняем заказы в кратчайшие сроки.

- Каковы наименования ваших изделий? Какие заказы сейчас у вас есть?
- Названия у них закодированные: КТК, КТН, КТР, КР, МАР, ОМ и другие. В прошлом году выпустили 57 наименований продукции. Можем делать для транспорта, для жилых помещений, для аптек. КТРы - кондиционеры на танки. Работаем с Мытищинским предприятием "Метровагонмаш" по оборудованию вагонов, есть заказы луганского предприятия для установки кондиционеров на тепловозы. Семь лет назад выиграли тендер на поставку нашей продукции для херсонских комбайнов "Славутич", до сих пор это наш стабильный партнер. Немного делаем и для установки на пассажирский транспорт - на "ГАЗЕЛИ", получили заказ для оборудования столичных трамвайчиков. У нас снимают трамвайные рельсы, а там наоборот, заменяют автобусные маршруты на более экологически чистый вид транспорта. Были у нас заказы и для овощехранилищ, холодильные камеры для рефрижераторов. Пивзаводам поставляли оборудование для охлаждения проточной воды для производства и для охлаждения их готовой продукции. Украинские и российские сельхозпроизводители заказывают охладители для молока. Были заказы из Чечни, в свое время - из Югославии (когда там шли военные действия) на оборудование транспортных средств для перевозки тел погибших из горячих точек. Выполняли заказы научно-исследовательских институтов "Моноклисталла" и криобиологии (спецоборудование для перевозки крови и биоматериалов). Выполняли заказы для моргов. Еще одна уникальная работа - это ларь для закалки металлов. Там температура достигает минус 75 градусов, охлаждение происходит за 6 минут. Нигде в мире не получают такую низкую температуру на герметичном компрессоре. Есть наши агрегаты, которые работают от питания в 220, 380 или 24 вольта. Применяем и химические методы охлаждения. Если сравнивать с европейскими производителями, то у них, в отличие от нас, производство полностью автоматизировано. Там работают государственные программы, за счет которых и развиваются подобные производства. Конечно, частично и у нас автоматизированное производство, но сердце машины - холодильный компрессор - фактически собирается вручную. У нас не очень современная технология. Но заказчики пока есть.

- Вы ощущаете проблемы налогового давления, противоречивого законодательства?
- Конечно. Это особая тема. Украинское законодательство, налоговая политика направлены на то, чтобы задавить именно производителей, желательно крупных, в первую очередь тех, кто работает легально. Если на рынке реализатора можно не оформить, то мне в 7-этажном производственном корпусе просто некуда скрыться, все на виду. Чем больше предприятие сопротивляется уходу в тень, тем больше на него давят, причем не только государство. Одно из удушающих факторов - слишком большая свобода для дешевых импортных товаров, нередко плохого качества. Им создают все условия для демпинга, но чем это заканчивается, мы знаем, это классическая схема: наши предприятия, не выдерживая ценовой конкуренции, ложатся, импортные затем повышают цены и отбивают свое, а отечественной промышленности уже нет. Я не говорю, что нужно им запретить приходить на наш рынок, но нужно хотя бы поставить в равные условия с нашими производителями. В этом заинтересованы люди на самом высоком уровне. Нынешняя система не патриотична, да и не дальновидна. Нельзя же думать только о сиюминутной прибыли, причем в ущерб будущему развитию экономики страны.

- Именно по этой причине все и рвутся к власти. Вы ведь тоже представитель власти, пусть пока и городской. Вы разве не искали преимуществ для себя или хотя бы своего предприятия?
- От депутатства я получила больше затрат на содержание дополнительных помощников. Для себя - больше работы, больше загруженности. Это и приемы избирателей, которые я провожу на избирательном участке. А это проблемы, за разрешением которых ко мне идут, надеясь на помощь. Проблемы часто очень сложные. Я и раньше старалась помогать людям, только раньше меня благодарили, а сейчас говорят: "ты обязана". А для своего предприятия, не то что привилегий не получила, законных прав отстоять не могу. После истории с земельным участком, который традиционно был закреплен за нашим предприятием, а теперь его пытаются отдать компании "Ситроен" для того, чтобы построить на нем магазин-автосервис со станцией техобслуживания, я просто разочаровалась в депутатской деятельности. Я, депутат, который пытается вникать глубоко в многочисленные проблемы, которые выносятся на обсуждение депутатского корпуса, не смогла отстоять свои права, которые как раз находятся в компетенции горсовета. Еще при акционировании предприятия мы хотели приватизировать этот участок. Он отделяет наше предприятие от проезжей части. Зеленые насаждения, которые там растут, выполняют защитную функцию. Я стараюсь соблюдать на производстве все санитарные правила, но мы же работаем с фреоном, и волей-неволей, вредное производство дает о себе знать. Нашим работникам просто необходим этот зеленый оазис. Так вот, пару лет назад мы задумались об оформлении земельного участка, но тогда земельный кодекс еще не приняли, и механизма приватизации не было. Затем мы подали документы на приватизацию, но они до сих пор лежат на рассмотрении в главном управлении градостроительства, архитектуры и земельных отношений Харьковского горисполкома. Да, возможно, я не пыталась ускорить процесс приватизации. Зато руководство "Ситроена" ускорило этот процесс. Еще весной я выловила в проекте повестки дня сессии вопрос о разрешении проектирования на участке, который значился по адресу моего предприятия - по пр. Московскому, 120. Я сразу обратила на это внимание, и рассказала всем, что на месте нашего сквера строить ничего нельзя. Тогда вопрос сняли. На июньскую сессию он попал, да еще так, что я его поймала только за день до сессии. При голосовании были явные нарушения регламента, но руководство горсовета "провернуло" это голосование, причем это решение стояло в блоке. Я настроена решительно, буду судиться, отстаивать свои права на этот земельный участок. Да и что за необходимость строить именно здесь, где в ста метрах в одну и другую сторону есть станции техобслуживания? Что хорошего сделал нам "Ситроен"? Он пообещал создать 21 новое рабочее место? А я каждый день принимаю людей на работу. Ему выгодно стоять близко к проезжей части? Можно подумать, что тот, кто захочет купить себе автомобиль такого класса, будет ехать по дороге, случайно увидит магазин и заедет за покупкой. Такие авто выбираются как правило, в каталоге, а потом уже покупаются в салоне. К тому же проектом предусмотрен снос участка пешеходного тротуара. Зачем? Денег нет на ремонт пешеходных дорожек, а тут ликвидируют готовый тротуар.

- Поэтому Вы решили открыть на этом месте сквер дружбы "Украина-Россия"?
- Да. А еще там будет, пусть и небольшой, но храм в честь Преподобного Серафима Саровского. В этом году отмечается 100-летие со дня его канонизации. Это гораздо лучше, чем СТО. На строительство храма потребуется примерно 150 тыс. грн. Буду направлять свои деньги, представители российского консульства обещали помочь, будем собирать пожертвования. Мы уже договорились и с Российским консульством, и с руководством Харьковской епархии. Они также будут меня поддерживать. Эта акция весьма уместна в рамках поведения года России в Украине. Будет сохранена зеленая зона. Здесь на площадке и дети смогут играть. Знаете, когда устанавливали крест и проходила закладка камней под строительство храма, даже дождь перестал идти, хотя продолжал идти метрах в ста. Я верующий человек. Но моя вера еще более укрепилась, когда приехал владыка Онуфрий, и тучи просто расступились. Нельзя было не удивиться. А как только все закончилось, пошел мелкий дождик. Закладка сквера и храма проходила в большой православный праздник - чудотворной иконы Богородицы "Казанской". Раз уж идет какая-то поддержка свыше, значит, правда на моей стороне. Поверьте, это не просто борьба за место под стройку. Ну не зря же я за столько лет не построила там магазин или хотя бы киоск! Это не то место. Здесь должен быть сквер. Этот зеленый уголок является украшением Коминтерновского района. Если я не могу оставить этот участок за своим предприятием, то о каких преимуществах можно говорить?

- Но нынешний состав Харьковского горсовета прагматичный, не так ли? Вы чувствуете себя "белой вороной"?
- Может и так. Но я такая, какая есть. Пусть кому-то это не нравится. Я независима и очень дотошно подхожу ко всем вопросам, пытаюсь скрупулезно разобраться. Я не хочу и не могу быть машиной для нажимания кнопок в момент голосования на сессиях горсовета. Наверное, это кого-то раздражает. Сейчас, правда, у меня опустились руки. Уже подумываю о том, чтобы оставить депутатство, но пока удерживаюсь от так